МААМ-картинки

Синквейн как методический прием в развитии речи дошкольников

Сайкина Кристина
Синквейн как методический прием в развитии речи дошкольников

Синквейн - слово французское, в переводе означает "стихотворение из пяти строк".

Каждая строка подчинена определенным правилам.

Правила составления синквейна:

Его форма напоминает ёлочку.

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (1 существительное).

Вторая строка - описание признаков предмета или его свойства, два слова. (2 прилагательных).

Третья строка - описывает действия предмета, три слова. (3 глагола)

Публикация «Синквейн как методический прием в развитии речи дошкольников» размещена в разделах

Четвёртая строка – отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Может быть словосочетание или предложение. (фраза из 4 слов).

Пятая строка – одно слово –существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне. (ассоциации, возникающие, когда слышишь это слово).

Этапы работы над синквейном:

1 этап - подготовительный.

Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Формы обогащение и активизация словаря:

Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.)

Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.

Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие.)

2 этап - основной.

Цель этапа: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:

Способы освоения основного этапа:

1) "Синквейн - загадка"

Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

Лексическая тема "Время года"

1.? (зима).

2. Снежная, холодная.

3. Морозит, заметает, восхищает.

4. Серебристым снегом укрывает землю.

 5. Волшебница.

2) "Найди ошибку в синквейне"

В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.

1. Белка.

2. Рыжая, ловкая.

3. Прыгает, учится, спит. (грызет)

4. Белка живет в гнезде. (в дупле)

5. Дикое животное.

3) "Синквейн по образцу"

Составление краткого рассказа по готовому дидактическому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в его состав).

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная. Он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным живется трудно.

1 Заяц

2 Белый, пушистый

3 Боится, прячется, убегает

4 Мне жалко зайца.

5 Дикое животное

4) "Закончи стихотворение"

Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.

1. Помидор

2. Круглый, мягкий

3. Растет, краснеет, зреет

4. Растет в огороде.

5.? (Овощ)

3 этап - практический (самостоятельное составление синквейна).

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Способы освоение практического этапа:

1) Составление синквейна по предметной картинке

Дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении.

1. Машина

2. Быстрая, гоночная

3. Едет, обгоняет, рычит

4. Я люблю с папой кататься на машине.

5. Транспорт

2) «Чей синквейн Лучше?» 

Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.

3) «Волчок». 

Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.

4)«Занимательный кубик». 

На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.

5)«Речецветик». 

Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.

Публикации по теме:

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Методический прием в процессе разучивания песни: «Цыплята» Методический приём в процессе разучивания песни : " Цыплята" .Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной, для детей 3-4 лет Диапазон песни.

Методический прием в процессе разучивания песни «Есть у солнышка друзья» к международному Дню дружбы Методический прием в процессе разучивания песни: "Есть у солнышка друзья" слова Е. Каргановой, музыка Е. Теличеевой, к международному Дню.

Методический прием в разучивании песни «Солнышко»Методический прием в разучивании песни «Солнышко» Методический прием в разучивании песни «Солнышко» Методический прием в разучивании песни «Солнышко» Музыка Т. Попатенко, слова. Н Найденовой.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синквейн как методический прием в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 1 декабря 2022 в 18:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД