Лучший педагог года

Система инновационной работы с дошкольниками по экологическому воспитанию

Наталья Алкеева
Система инновационной работы с дошкольниками по экологическому воспитанию

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе развития общества вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.

Публикация «Система инновационной работы с дошкольниками по экологическому воспитанию» размещена в разделах

Экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Дошкольники, получающие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране и соответственно в нашем крае.

Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке.

Экологическое образование и воспитание дошкольников – приоритетное направление в моей работе. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем в дальнейшем выше её уровень.

Цель разработанной мною системы инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников – создание условий для формирования у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают, воспитание начал экологической культуры.

Задачи:

1. Формирование практических навыков и умений по уходу за животными и растениями.

2. Формирование знаний о живой и неживой природе.

3. Воспитание бережного отношения к окружающему миру, грамотного поведения в природе.

Природа оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием. Убеждения человека формируются с детства, поэтому одна из главных задач, стоящая перед педагогами и родителями – воспитание любви к родному краю, посёлку, а значит, и бережное отношение к природе.

В систему инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников я включила : наблюдения за живой и неживой природой, экскурсии в природу и по экологической тропе, экологические игры, всевозможные акции, экологические проекты, беседы, праздники и развлечения, экологические викторины, опыты, ознакомление с приметами времени года. Всё это способствует более глубокому усвоению экологических знаний дошкольников, привитию бережного отношения к природе, способствует развитию мышления, анализу полученных результатов. Проводя такую работу, я создаю условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала.

Создание экологической развивающей среды – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств, их совершенство и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания, она способствует тому, чтобы ребёнок систематически думал и заботился о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ним. Чёткое соблюдение экологического подхода к оборудованию зон природы в детском саду позволяет детям увидеть:

-неразрывную связь живого организма с внешней средой;

-приспособленность организмов к определённым элементам среды обитания;

-появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

-специфику живого организма, его отличие от предмета.

Экологически правильное оборудование и организация зон природы – это первое и важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду, оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых.

На территории нашего детского сада имеются элементарные уголки сада, леса, луга, огород, фитоогород, цветники. В перспективе, необходимо предусмотреть создание альпийской горки, создание экологической тропы, метеоплощадки. В здании детского сада, в групповых уголки природы, зоны экспериментирования, что позволяет проводить экологическую работу в течение всего года, и наблюдать природу в естественных условиях зимой, весной, летом и осенью.

Проводя с детьми наблюдения в течение года, беседую о красоте природы нашего края, наблюдая за объектами живой и неживой природы на экологической тропе, обращаю внимание детей на постоянные изменения, связанные с сезоном, погодными условиями. Собираем с детьми разнообразный природный материал (листья, веточки, камни, шишки, желуди, каштаны, ракушки, кору и др., который в дальнейшем используем для изготовления поделок. Это не только сближает детей с природой, но и даёт радость созидания, творчества.

Постоянно в группе организую выставки детских работ, поделок из природного материала: «Осенняя фантазия», «Щедрые дары осени», «Символ Нового года», «Весенний букет» и др. Проведение таких выставок заметно усиливает интерес родителей к воспитанию ребёнка в детском саду.

Каждый сезон организую и провожу всевозможные природоохранные акции: «Встречаем птиц», «Покормим птиц», «Давайте беречь воду», «Поможем растениям в жару». Основная цель проведения таких акций – это пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в быту, в местах отдыха, повышение экологической культуры родителей и важность воспитания их детей.

Два раза в год планирую и организую проектную деятельность. Так, в ноябре стартовал проект «Ёлочка – зелёная иголочка», цель которого: познакомить детей и родителей с историей новогодней ёлки, расширить знания родителей о традиции новогодней ёлки и важности знакомства с ней детей. Воспитывать бережное отношение к природе.

Каждый месяц с детьми проводим опыты: «Как работает термометр, «Изучаем свойства воды», «Притягиваются – не притягиваются» и др., которые способствуют развитию у детей любознательности, мышления, умению анализировать полученный результат.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют экологические праздники и развлечения, особенно если в них принимают участие родители. Весной мы проводим «День птиц», летом - «День семьи», развлечение «Давайте беречь природу!», осенью – «Что нам осень подарила?», в течение всего года экологические викторины.

Я знакомлю детей с народными приметами, загадками, пословицами о природе, бережном отношении к ней, читаем природоведческую литературу. Поэтические образы природы надолго сохраняются в детской памяти. Научившись с детства понимать природу, ценить её красоту и разнообразие, ребёнок и в дальнейшем будет испытывать на себе её благотворное влияние.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и детского сада. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателя, необходимо вовлечь родителей, приобщить и заинтересовать жизнью детского сада, постоянно держать их в курсе событий, помочь завоевать авторитет у своего ребёнка. Для этого я регулярно провожу анкетирование с родителями, определяя их отношение к экологическому воспитанию детей, консультирую их по этой проблеме, выявляя их общий уровень знаний, позиций и взглядов. Узнаю, какие темы для них актуальны, какую практическую помощь они хотели бы получить от педагога.

А началось всё с изучения теории экологического воспитания, а вернее начала с определения его сущности. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на занятиях. Во время проводимых занятий формируются следующие представления:

- почему поле, лес, луг называют природными сообществами;

- для чего существуют различные элементы природных сообществ;

- как должен вести себя человек, находясь в этих природных сообществах.

Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводили в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности ( мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

Были выявлены в сущности экологического воспитания две стороны : первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение. Мною был сделал вывод о необходимости рассмотрения только формирования экологического сознания, так как экологическое поведение формируется с годами.

Таким образом, в процессе определения сущности экологического воспитания мною были выделены особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер: а) формирование экологических представлений; б) развитие экологического сознания и чувств; в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка навыков и привычек поведения в природе; д) преодоление в характере воспитанников потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

Помимо этого огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с дошкольного возраста.

Методы и формы экологического воспитания.

Содержание экологического воспитания усваивается дошкольниками в их различной деятельности.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности дошкольников : самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у дошкольников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, я в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывала эмоциональные реакции у детей, стремилась сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность детей. На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы я обращалась к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности дошкольников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т. п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, характеризующих экологические явления; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т. п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как, лично значимым.

Стремясь вызвать у дошкольников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, я использую пример и поощрение. Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментирование - это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.

Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.

При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуга и т. д.

При помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений. Однако следует помнить, что нельзя увлекаться опытами, наносящие растениям вред. Так, например, желая разъяснить значение воды для растений, предлагают иногда в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Подобную ошибку некоторые воспитатели допускают и в опытах с удобрениями.

Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно – следственных связей. Опыты должны строиться на основе уже имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда. Важно, чтобы в постановке и проведении опытов дети были активными участниками. При обсуждении результатов опытов воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Формы организации детей.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

1. специально-организованное обучение в форме занятий;

2. совместная деятельность взрослого с детьми;

3. свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы :

1. Занятия;

2. Плановые эксперименты;

3. Дидактические игры;

4. Беседы;

5. Наблюдение и труд;

6. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).

Создание предметно-развивающей среды

Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.

Дети проводят опыты в “лаборатории” и в “Уголке природы”, используя пособия и материал для проведения исследования.

Свои знания дети закрепляют в дидактических, сюжетно-ролевых играх, а результаты опытов – в изо деятельности.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет «Весёлый колобок», от имени которого предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами бобов и гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?» Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему. Затем некоторые воспитанники просто залили водой семена. А остальные воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали, и только во влажных проросли, а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность этого эксперимента составила 12 дней.

Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. Саша, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна держаться на воде.

В процессе поиска материала для изготовления кормушки был проведен эксперимент на «плавучесть» материала. Были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или не плавает этот материал. Поскольку пенопласт сложен в обработке для детей, было принято решение прибегнуть к помощи родителей и дома изготовить кормушку. Через несколько дней в группе было 12 кормушек для рыбок. Все они были подарены в группы и педагогам, имеющим аквариумы дома.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике, «Свойства соленой воды». На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода). А так же дети и родители с удовольствием принимают участие в разработке проектов. Например, мною были предложены темы проектов, которые выбирали родители и работали над ним дома, а после представляли в группу и каждый участник проекта (ребенок) защищал свой проект в группе перед другими детьми.

Обязательным условием эффективности работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика.

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

Публикации по теме:

Фотоотчет об опыте работы по экологическому воспитанию ко Дню ЗемлиФотоотчет об опыте работы по экологическому воспитанию ко Дню Земли Землю нужно охранять, Всячески оберегать, Горы, речки и поля – Это все наша Земля! 22 апреля на всей планете отмечается международный.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями по экологическому воспитанию» 2017 год обьявлен годом "Экологии в России". Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольниковОбобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами своей радостью. Много лет занимаюсь вопросами экологического воспитания дошкольников. Обобщая.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Открытая совместная деятельность по инновационной конструктивной работе с дошкольниками старшего возрастаОткрытая совместная деятельность по инновационной конструктивной работе с дошкольниками старшего возраста В рамках реализации педагогического группового среднесрочного проекта «Движущиеся механизмы своими руками» 26 января 2018 года в МБДОУ.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию .

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на учебный год Месяц Содержание деятельности Сентябрь 1. Заседание членов творческой группы. 2. Обсуждение и составление перспективного плана работы на.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы)Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы) Катастрофическое ухудшение экологической обстановки состоит в ряду самых актуальных проблем современности. В дошкольном детстве закладываются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система инновационной работы с дошкольниками по экологическому воспитанию
Опубликовано: 23 марта 2022 в 13:51
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД