Папки-передвижки

Система работы по составлению описательно-повествовательных рассказов в логопедических группах с ОНР и заиканием (1 фото)

Таисия Науменко
Система работы по составлению описательно-повествовательных рассказов в логопедических группах с ОНР и заиканием

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет еще и года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песне и начинает понимать и осваивать родной язык. Родители трепетно следят за развитием ребенка. К году – первые слова, к двум – фразы, а в три года малыш использует около тысячи слов, речь становится полноценным средством общения.

Речевая функция - одна из важнейших психических функций человека.

Публикация «Система работы по составлению описательно-повествовательных рассказов в логопедических группах с ОНР и заиканием» размещена в разделах

Система работы по составлению описательно-повествовательных рассказов в логопедических группах с ОНР и заиканием

В процессе речевого развития формируется познавательная деятельность и мышление ребенка. Благодаря нормальной речи у детей формируются и уточняются представления об окружающей действительности. Овладение правильной речью создает необходимые условия для развития различных форм деятельности.

Нарушение речи, /ФФНР, ОНР, заикание/ с которыми нам приходится работать в дошкольных логопедических группах, отрицательно влияют на всё психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности и поведении. Характерными речевыми недостатками этих детей являются: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушения внимания и словесно- логического мышления, и это, в свою очередь ведет к трудностям овладения связанной речью, что выражается в разной степени: от полного отсутствия развернутого смыслового высказывания до речи с рядом недочетов, ошибок, неточностей.

Умение рассказывать играет большую роль в общении человека. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

В массовом детском саду дети овладевают описательно - повествовательной речью и другими формами связного рассказа. Эта форма речи психологически более сложна, чем разговорно – обиходная. Она отличается большей развернутостью, т. к. вводит слушателя в обстоятельства событий, способствует пониманию рассказа. Она требует более напряженного внимания к содержанию речи. В то же время она опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Описательно-повествовательная речь сложнее и в лингвинистическом отношении, т. к. предполагает использование полных распространенных предложений, наиболее точного словаря.

Основой для становления описательно – повествовательной речи является свободное владение словарем и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения между частями текста, придерживаться плана повествования и описания. Эта речь требует полного раскрытия содержания темы, соблюдения необходимой лексической точности, умение выделять главное в теме, сравнивать, сопоставлять, анализировать.

В массовом детском саду, благодаря целой системе обучения, дети постепенно овладевают этой формой речи. Для детей – логопатов эта форма речи представляет большую трудность. Трудность заключается не полной сформированности речи во всех её компонентах /фонетике, лексике, грамматике/.

Однако, овладеть данным видом речевой деятельности наши дети вполне могут и должны. В обучении рассказыванию детей логопатов мы решили воспользоваться рекомендациями и различными упражнениями для детей массового детского сада. Главное в связной речи, чем должны овладеть наши дети, это рассказом и пересказом. Между ними есть не только общее, типичное для повествование, но и существенное различие.

Пересказ – связное изложение прослушанного художественного произведения. В данном случае ребенок излагает готовое, авторское содержание и пользуется готовой речевой формой /словарем, предложениями, их последовательностью/. Выразительность речи при пересказе тоже заимствована, он подражает взрослому копируя его выразительные средства: интонацию, высоту голоса и т. д…

Рассказ – связное развернутое изложение какого- либо факта. Для него ребенок самостоятельно отбирает содержание и речевое оформление. В рассказе в большей мере находят отражение личный опыт ребенка, его эмоции.

По содержанию рассказы условно можно разделить на два вида: фактические и творческие. Составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятия и память, а придумывая, пользуется главным образом творческим воображением.

По форме рассказы бывают описательными и сюжетными. Если описательный рассказ – это изложение характерных признаков какого-либо предмета или события, то сюжетный рассказ - передача каких-либо событий, сменяющих во временной последовательности с обязательным участием действующих лиц. Каждый из этих рассказов имеет свою, только ему присущую структуру.

Мой многолетний опыт работы с заикающимися детьми, с детьми с ОНР показал, что в первый год идёт усиленная подготовка к развитию связной речи, а основная работа по её формированию приходится на второй год обучения и главными средствами, на которые мы с воспитателями опираемся в своей работе, являются наглядность и моделирование плана высказывания, значимость которых неоднократно подчеркивалось педагогами С. Л. Рубенштейном, Л. В. Эльканиным, А. М. Леушиной, В. К. Воробьевой, известным психологом Л. В. Выгодским, говорившим о важности последовательности размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, а также того, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Учитывая всё вышесказанное, в первый год работы с детьми по развитию связной речи, мы подбирали такие упражнения, где присутствовали оба эти фактора. Упражнения располагали в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначился примерно такой порядок работы :

1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям даёт образец моего рассказа.

2. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания аналогичныиспользуемым на предыдущем этапе, усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.

3. Пересказ рассказа с использование фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками, план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.

4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинках, их последовательность служит одновременно планом высказывания, образец моего рассказа дает детям необходимые речевые средства.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе, усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа логопеда.

6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий : дети наблюдают, как правило, конечный результат – конечный этап действия, моделирование плана рассказа достигается путем использования образца логопеда и его вопросного плана.

7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Это самый сложный вид упражнений из всех, которые мы используем с этими детьми на первом году обучения. Отсутствие образца еще более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием.

Особенность этой системы заключается в том, что последовательно применяя перечисленные этапы обучения, удается формировать связную речь даже у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями, а подменяли их названием перечня предметов, действий или набором непоследовательных, грамматически не оформленных фраз.

В этом плане я хотела бы вам порекомендовать учебно-методическое издание Татьяны Александровны Ткаченко Логопедическая тетрадь – Формирование и развитие связной речи – это приложение к ее пособию «Если дошкольник плохо говорит». Здесь представлены 21 занятие, которые помогут любому логопеду, воспитателю в формировании связной речи логопедических детей.

Если удастся увеличить картинки, которые даются в этом приложении, то оно может быть использовано и на фронтальных занятиях.

Я широко использую и на фронтальных, и на подгрупповых занятиях многочисленные упражнения, представленные в этом пособии, направленные на обогащение и уточнение словарного запаса, на грамматически и структурно правильное построение предложений. Хотя эта работа непосредственно и не относится к области формирования связной речи, нельзя не учесть того, что лексико-грамматическое наполнение является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь, и без него невозможно добиться развернутого, грамотного в языковом отношении высказывания.

Обучение описательно-повествовательной речи мы доводим по трем направлениям:

1. Составление предложений полного состава сначала простых, а потом и сложных конструкций.

2. Упражнения в диалогической речи (включение в разговор более развернутых, подробных фраз).

3. Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.

Я остановлюсь только на третьем направлении.

Упражнение в описательно-повествовательной речи рассказывании) проводились на фронтальных занятиях. Для удобства в работе составлялся перспективный план на весь учебный год. При составлении плана учитывали речевые возможности детей их возрастные особенности.

Все упражнения по обучению детей описательно-повествовательной речи разбивали по степени из усложнения на четыре группы :

- рассказы детей по готовому образцу,

- по восприятию,

- по памяти,

- по воображению.

В первую группу входят пересказывание литературных текстов и драматизация литературных произведений. Главное, на что я обращаю внимание, это:

а) осмысленность, т. е. понимание текста,

б) полнота передачи произведения,

в) последовательность,

г) правильное использование авторского словаря, оборотов его речи,

д) правильный ритм, отсутствие длительных пауз.

Все эти требования взаимосвязаны.

Вторая группа – рассказы детей по восприятию. В нее входят следующие виды работ :

а) составление рассказа по сюжету картины,

б) рассказ об игрушке,

в) дидактические игры на описание предмета,

г) рассказывание по индивидуальной картинке,

д) состалвение рассказа по серии сюжетных картинок.

Эти рассказы дети составляют сравнительно легко, т. к. они основываются на различных восприятиях: зрительных, осязательных, слуховых. В качестве плана описательного характера я даю им схемы-рисунки, которые помогают строить свой рассказ в определенной последовательности.

Третья группа более сложных рассказов – по памяти. В нее входят следующие виды работ :

а) рассказ и личного опыта,

б) описание предмета по памяти,

в) описать, что наблюдал, или делал до момента рассказа,

г) дидактические игры на описание по памяти.

Рассказ по памяти более сложен для наших детей, чем рассказывание по восприятию. Память, как и восприятие, представляет собой процесс отражения действительности, но память отражает то, что было воспринято и пережито ранее. Рассказывание по памяти тренирует этот процесс, упражняет произвольную память, в частности процесс воспроизведения, припоминания. В психологии эмоциональная память классифицируется как самый сильный вид памяти, поэтому детям для рассказывания мы предлагаем интересные темы, оставившие яркий след не только в сознании, на и в чувствах детей. Уже стало традицией, что после дня своего рождения, Нового года, дети рассказывают о том, как в семье отмечался этот праздник и подробно описывают тот подарок, который получили.

Четвертая группа – рассказы по воображению. В нее входят следующие виды работ :

а) рассказы-миниатюры,

б) конец рассказа к началу, данному логопедом,

в) рассказывание по предложенной теме и плану,

г) рассказы-инсценировки.

Творческие рассказы детей – более сложная ступенька в формировании навыков связной речи, т. к. придумывая рассказ о жизни вымышленного героя, ребенок должен произвести умственный анализ сходных случаев из своего опыта, а затем творчески переработать его в новое явление :

- новый сюжет,

- облик героя,

- обстоятельства его жизни.

Очень часто я использую прием совместного составления рассказа. Предлагаю детям придумывать небольшие рассказы, объединенные одним героем или одной темой: «Наше ателье», «Кукла Маша переехала в новую квартиру», Зимние забавы» и другие.

Здесь зрительные и слуховые впечатления ребенка подкрепляются словами при составлении им творческого рассказа.

Распределение занятий по группам позволяет использовать все виды упражнений в связной речи, предусмотренные программой, а перспективный план фронтальных занятий по развитию связной речи дает возможность строить индивидуальные и подгрупповые занятия так, чтобы подготовить детей к намеченному на фронтальном занятии виду работы.

В работе по составлению описательно-повествовательных рассказов часто использую образец рассказа (по картине, по серии картин, по опорным словам).

Образец облегчает процесс обучения, так как детям показывается результат, которого они должны достичь. Кроме этого, образец определяет примерное содержание их будущих рассказов, их объем и последовательность, облегчает подбор слов. Кроме этого использую такие приемы как указания и разъяснения, коллективные упражнения, пересказ в лицах, игры драматизации.

Отработка навыков пользования связной речью, полученных на фронтальных занятиях, успешно происходит в театрализованной деятельности, которая разработана нами на весь год согласно требованиям, о которых я говорила выше.

Сейчас, с переходом на систему планирования логопедических занятий для детей ФФНР, предложенную В. В. и С. В. Коноваленко, отдельно связную речь не планируем, она входит в годовой календарный план коррекционной работы как его составная часть.

Анализируя речевой материал, предложенный этими авторами, мы видим, что и они придерживаются тех же принципов, то есть, идут от простого к сложному с постепенным увеличением нагрузки как на речь, так и на мыслительные процессы.

Вначале это идут рассказы-миниатюры по сюжетным картинкам, где четко просматриваются действующие лица, их действия, рамки сюжета. Это рассказы по сюжетным картинкам: «Тома и Толя», «Котенок», «Каток», «Дети помогают маме», Тут будет сад», «Соня и собака» и др.

Перед составлением каждого рассказа проводится большая подготовительная работа :

а) рассматривание картинки,

б) отыскивание и называние предметов с определенным звуком, изучаемым на данном занятии,

в) составление предложений по вопросам,

г) объединение предложений в рассказ,

д) заучивание рассказа.

Во втором периоде работы составление рассказов по сюжетным картинкам продолжается, но увеличивается их объем, появляются:

а) пересказ рассказов : «Лиса и гуси», сказки Ушинского «Бишка», народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»,

б) составление рассказов путем договаривания предложений (рассказ «Осень»)

в) заучивание текстов, выделение из рассказов слов на определенный звук (рассказ «Зима»).

В конце второго периода включается в план составление рассказов по серии картин (рассказ «Собака-санитар»). Работа по его составлению проводится по такому плану:

а) рассматривание картинок, раскладывание их в логической последовательности,

б) составление и распространение предложений к каждой картинке, объединение их в связный рассказ,

в) пересказ текста детьми.

Есть здесь не только пересказ сказок, но и придумывание сказок по аналогии. Это сказка «В гостях у Дедушки Мороза», где нужно придумать сказку или продолжение : «Сон Машеньки», или «Ее приключения в зимнем лесу», т. е. продолжение по предложенной ситуации.

Еще более сложная работа проводится с детьми над рассказом В. Бианки «Купание медвежат» :

а) чтение рассказа логопедом,

б) рассматривание картины И. Шишкина,

в) беседа по содержанию рассказа и картины (вопросы,

г) повторное чтение,

д) обучение составлению плана,

е) пересказ по плану.

Новым здесь является составление плана. Дети должны придумать вместо одной картины – пять сюжетных картинок. После обсуждения воображаемых картинок, нужно придумать название каждой из них и только потом пересказывать по этому плану. Сложность заключается в том, что дети должны одновременно использовать содержание рассказа В. Бианки, картину И. Шишкина и ими составленный план.

В третьем периоде сохраняются все жит виды работ по развитию связной речи, но дополняются описательные рассказы по предметной картинке: (рассказы «Щука», «Карась», «Ласточка» и другие, коллективное придумывание сказок, придумывание конца сказки, пересказ сказки в лицах. Причем, теперь, после большой предварительной работы вне занятия, этому виду отводится все время занятия. Это сказки: «Где мой домик?», «Как козочка и волк разговаривали». Только в конце учебного года дети самостоятельно составляют рассказы по плану : о своей улице, о своем городе, «Моя любимая книга», «Моя мама» и др.

Я считаю, что если правильно пользоваться этими методическими рекомендациями, то к концу учебного года дети будут готовы к обучению в школе.

Публикации по теме:

Опыт работы по составлению рассказов в подготовительной группе для детей с ОНР Все дети с ОНР испытывают затруднения в составлении рассказов. Это касается всех видов рассказов: по предметной картинке, по игрушке и натуральному.

Конспект занятия по составлению рассказов об игрушке «Машины» КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в группе младшего дошкольного возраста Тема "МАШИНЫ» (Составление рассказов об игрушках – машинах).

Конспект проведения занятия в старшей группе «Обучение детей составлению рассказов по картине» Конспект проведения занятия в старшей группе «Обучение детей составлению рассказов по картине». Задачи: 1. Учить составлять сказки, передавать.

Конструкт НОД по составлению творческих рассказов по картине «Играем в детском саду» КОНСТРУКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дата проведения: 02 февраля 2017 года Место проведения: Детский сад № 16 Возрастная.

Конструкт по составлению творческих рассказов по картине «Играем в детском саду» КОНСТРУКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дата проведения: 02 февраля 2018 года Место проведения: Детский сад № 16 Возрастная.

Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов» Консультация для воспитателей «Особенности обучения детей составлению описательных рассказов» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида.

Мастер-класс «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок» Обучение детей работе с серией картинок можно организовывать и в форме игр «Умники и умницы», «Догадай-ка», «Сыщики», «Режиссёры фильма».

Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. Слайд 2. За последние годы наблюдается.

Обучение старших дошкольников составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Развитие связной речи Статья «Обучение старших дошкольников составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Развитие связной речи» Проблема развития связной.

Выступление «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»Выступление «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» ошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по составлению описательно-повествовательных рассказов в логопедических группах с ОНР и заиканием
Опубликовано: 28 марта 2019 в 09:59
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД