Ломова Ирина
Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольная образовательная организация сегодня с большим темпом меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на уровень образования, — это ускорение темпов развития.
Система – это совокупность элементов или отношений, закономерно связанных друг с другом в единое целое, которое обладает определенными свойствами, отсутствующими у элементов по отдельности.
Деятельность - активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.
Публикация «Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС» размещена в разделах
Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
Деятельностный подход в образовании - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, а также теоретическими особенностями. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.
Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление новый документа ФГОС ДО.
ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает научиться ребенку жить, в основу, которого заложен системно-деятельностный подход концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Именно в действии порождается знание.
Очень велика роль педагога в осуществлении системно-деятельностного подхода, так как именно от педагога зависит формирование у ребенка знаний, умений и навыков.
Целью системно -деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Правила системно-деятельностного подхода :
- Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
- Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
- Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
- Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
- Учи анализировать каждый этап работы;
- Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагог выступает в роли координатора и организатора этого процесса.
Перед педагогами ставятся задачи формирования у детей:
- умения получать знания (учить учиться);
- научить работать и зарабатывать (учение для труда);
- научить жить (учение для бытия);
- научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимы для него видах деятельности, и предполагающим организацию педагогом образовательного процесса как предоставление ребенку всего разнообразия присущих ему видов деятельности, а так же из понимания деятельности как активной (субъектной) позиции ребенка, действующего по собственной воле и желанию.
Перед проведением занятий с детьми, нужно их заинтересовать, вовлечь в процесс, нужно их мотивировать, чтоб у них возникло желание узнать, научиться. После этого у детей возникнет цель, что именно нужно сделать и как, чтоб получился результат. Педагог во время занятий контролирует и направляет детей на определенные действия. После таких занятий, знания становятся достоянием личного детского опыта. У детей развивается научное мышление. Дети осознают свои интересы, учаться ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивают последствия. Технология деятельностного метода нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить.
С детьми от 1 до 3 лет лучше играть в игры с составными и динамическими игрушками, экспериментировать с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общаться с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
С детьми от 3 до 7 лет игровая деятельность, включает сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование;, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах, двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Существуют следующие формы работы с детьми:
Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета.
Игры-путешествия - заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников. Основные действия – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребенка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
Игры с моделированием Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
Игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем.
Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.
Ситуационные задачи. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому с одной стороны в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения. Логика ситуационной задачи: Ознакомление – Понимание – Применение – Анализ – Синтез – Оценка. Ядром задачи становится проблемный вопрос.
Метод проектов. Метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОО отличает следующее: практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; не жесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Позиция воспитателя в проектной деятельности: от транслятора готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это такой подход который дает возможность педагогу творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у дошкольников навыки, умения и знания – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.