Ирина Дуда
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Сказ о Тульском самоваре»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
«Сказ о тульском самоваре».
Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Дуда И. П. ,
МКОУ «Болоховский центр образования №1».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Сказ о Тульском самоваре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Самовар
- Старшая группа
- Тульская область, Тула
- Темочки
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная.
Цель: формирование у дошкольников нравственных и патриотических качеств личности через ознакомление с культурой и историей родного края, его традициями.
Задачи:
Образовательные:
- Дать детям представление о том, что земля тульская издавна славится самоварами. Уточнить, какой формы они бывают и для чего предназначены.
- Познакомить детей с историей появления самоварного дела, традицией чаепития.
- Продолжать учить строить простые и сложные предложения, учиться высказывать свои мысли на основе наблюдений, воспоминаний.
Развивающие:
- Обогащать словарь детей словами : самовар, самоварчик,самоварище, заварка, чай вприкуску.
- Приобщить детей к русской народной культуре, расширить общий кругозор ребёнка;
- Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес и уважение к труду тульских самоварщиков, чувство гордости за тульскую диковинку.
Предварительная работа:
беседы, рассказы по теме, рассматривание альбома «Тула самоварная», иллюстраций самоваров, открыток с изображением г. Тулы, заучивание стихотворений, частушек о Туле.
Оборудование:
Самовары, тульский пряник, гармонь, филимоновские игрушки, музыкальное оформление, слайдшоу, заготовки силуэтов самоваров для росписи на каждого ребёнка.
Ход:
Воспитатель задаё т вопрос детям : О какой тульской придумке эта загадка?
«Стоит толстячок,подбоченивши бочок, шипит и кипит, всем чай пить велит».
Дети отгадывают (самовар).
Воспитатель демонстрирует иллюстрации из фотоальбома «Тульские самовары» (очень хорошо, если в наличии есть разные по размеру и форме самовары, электрические и жаровые, расписные и покрытые никелем).
Затем воспитатель предлагает детям послушать рассказ.
По всем материкам и государствам славится Тула своими самоварами. За это её давно и в шутку прозвали самоварницей. В Туле первый самовар изготовили братья Иван и Назар Лисицыны.
Самовар – тульская и истинно русская придумка.
До Тулы нигде на земле самовара не знали. Сначала его величали самогреем, самокипцем. Но лучше всего русскому народу понравилось слово «самовар». Сам варит!
Где угодно поставь его: во дворе или в поле, налей воды, кинь через трубу в жаровню парочку зажжённых угольков да несколько щепок, и самовар тут же замурлыкает песню, пустит пар в душничок, и чай готов. Церемония чаепития особая. Усевшись вокруг самовара, накладывали варенье, наливали в чашки чай, а затем переливали его в блюдце, чтобы остывал быстрее. Из блюдца и пили ароматный напиток. Пейте, люди на доброе здоровье!
Самовар туляки изобрели 200 лет назад. И сразу же он полюбился всем, разошёлся по всей России. Маленьким самоварам народ дал ласкательное название – самоварчик, самоварик, самоваришка. По размеру они были крохотные, почти игрушечные, всего на один стакан воды. Были и громадные самовары, чуть ли не с бочку. О больших самоварах говорилось восторженно: самоварище. Из одного такого самовара можно было напоить чаем сразу 100 человек. Тульские мастера придумывали самовары и разной формы : рюмкой, банкой, вазой, яйцевидной, круглой. И делали их из латуни, серебра и даже из золота.
Так блеснули тульские умельцы своим искусством, что даже заморские короли и шахи ценили самовары как самые дорогие украшения. За двести лет сделали столько самоваров, что целое море можно было вскипятить, напоить сотни народов. Каждые пять минут на свет появляется красавец – самовар. А в год их Тула выпускает до миллиона. Если взять и поставить все тульские самовары в одну линию по экватору, то земля походила бы на белую ромашку.
В прежние времена делать самовары было очень тяжело. Хоть и прост он с виду, но в нём более 20 деталей. И все их надо точно подогнать друг к другу. Раньше всё делалось вручную. Сейчас же работать на самоварной фабрике всё равно, что песню петь. В цехах светло и просторно. Самую тяжёлую работу делают станки – автоматы.
Мастерство в самоварном деле передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. В Туле живут целые рабочие династии: Афонины, Душкины, Нучины. Замечательные мастера, золотые умельцы.
А как же пили чай из самовара? Это сейчас сахар ложками едят. А раньше сахар был дорогим удовольствием. Внакладку пить чай могли только богачи. Люди среднего достатка пили чай с сахаром вприкуску. Дадут каждому кусочек сахару величиной с горошину, и распределяй его на 2 – 3 кружки. А бедняки пили чай «вприглядку». Повесят кусочек сахару на ниточке над самоваром, поглядывают на него и пьют. И чаёк кажется сладеньким.
Счастливая судьба у тульского самовара. Из него пьют чай и на севере, и на юге, люди всех стран. Большая мечта связана у туляков с тульскими самоварами. Они мечтают, чтобы люди всей нашей планеты позабыли бы о войнах и чаще встречались бы как друзья за тульскими самоварами.
Затем воспитатель задаё т вопросы детям: как ласково называли маленький самовар, как величали большие, из чего их делают и какой формы, что означает слово «самовар?», как вы думаете, как вкуснее пить чай: из самовара или из чайника? Чем же славится Тула и как её называли в старину?
Воспитатель предлагает детям силуэты самоваров и гуашь. Дети расписывают их под «Гжель». Пока дети заняты росписью, помощник воспитателя включает электрические самовары. Вода закипает, и он приглашает всех: «Самовар кипит, пора чай пить».
Проводится чаепитие. Детям предлагают попробовать испить чай с сахаром «вприглядку», «вприкуску».
Педагог читает стихотворение:
«Давно на белом свете
Живёт годами стар,
Поэтами воспетый
Пузатый самовар.
Сиянье излучая,
Морозным зимним днём
Он сердце согревает
Особенным теплом».
Воспитатель приглашает детей чаще встречаться за тульским самоваром и пить чай, ведь «там, где есть чай, там и под елью рай».