Папки-передвижки

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Сказ о Тульском самоваре»

Ирина Дуда
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Сказ о Тульском самоваре»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

«Сказ о тульском самоваре».

Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Дуда И. П. ,

МКОУ «Болоховский центр образования №1».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Сказ о Тульском самоваре“» размещена в разделах

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная.

Цель: формирование у дошкольников нравственных и патриотических качеств личности через ознакомление с культурой и историей родного края, его традициями.

Задачи:

Образовательные:

- Дать детям представление о том, что земля тульская издавна славится самоварами. Уточнить, какой формы они бывают и для чего предназначены.

- Познакомить детей с историей появления самоварного дела, традицией чаепития.

- Продолжать учить строить простые и сложные предложения, учиться высказывать свои мысли на основе наблюдений, воспоминаний.

Развивающие:

- Обогащать словарь детей словами : самовар, самоварчик,самоварище, заварка, чай вприкуску.

- Приобщить детей к русской народной культуре, расширить общий кругозор ребёнка;

- Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес и уважение к труду тульских самоварщиков, чувство гордости за тульскую диковинку.

Предварительная работа:

беседы, рассказы по теме, рассматривание альбома «Тула самоварная», иллюстраций самоваров, открыток с изображением г. Тулы, заучивание стихотворений, частушек о Туле.

Оборудование:

Самовары, тульский пряник, гармонь, филимоновские игрушки, музыкальное оформление, слайдшоу, заготовки силуэтов самоваров для росписи на каждого ребёнка.

Ход:

Воспитатель задаё т вопрос детям : О какой тульской придумке эта загадка?

«Стоит толстячок,подбоченивши бочок, шипит и кипит, всем чай пить велит».

Дети отгадывают (самовар).

Воспитатель демонстрирует иллюстрации из фотоальбома «Тульские самовары» (очень хорошо, если в наличии есть разные по размеру и форме самовары, электрические и жаровые, расписные и покрытые никелем).

Затем воспитатель предлагает детям послушать рассказ.

По всем материкам и государствам славится Тула своими самоварами. За это её давно и в шутку прозвали самоварницей. В Туле первый самовар изготовили братья Иван и Назар Лисицыны.

Самовар – тульская и истинно русская придумка.

До Тулы нигде на земле самовара не знали. Сначала его величали самогреем, самокипцем. Но лучше всего русскому народу понравилось слово «самовар». Сам варит!

Где угодно поставь его: во дворе или в поле, налей воды, кинь через трубу в жаровню парочку зажжённых угольков да несколько щепок, и самовар тут же замурлыкает песню, пустит пар в душничок, и чай готов. Церемония чаепития особая. Усевшись вокруг самовара, накладывали варенье, наливали в чашки чай, а затем переливали его в блюдце, чтобы остывал быстрее. Из блюдца и пили ароматный напиток. Пейте, люди на доброе здоровье!

Самовар туляки изобрели 200 лет назад. И сразу же он полюбился всем, разошёлся по всей России. Маленьким самоварам народ дал ласкательное название – самоварчик, самоварик, самоваришка. По размеру они были крохотные, почти игрушечные, всего на один стакан воды. Были и громадные самовары, чуть ли не с бочку. О больших самоварах говорилось восторженно: самоварище. Из одного такого самовара можно было напоить чаем сразу 100 человек. Тульские мастера придумывали самовары и разной формы : рюмкой, банкой, вазой, яйцевидной, круглой. И делали их из латуни, серебра и даже из золота.

Так блеснули тульские умельцы своим искусством, что даже заморские короли и шахи ценили самовары как самые дорогие украшения. За двести лет сделали столько самоваров, что целое море можно было вскипятить, напоить сотни народов. Каждые пять минут на свет появляется красавец – самовар. А в год их Тула выпускает до миллиона. Если взять и поставить все тульские самовары в одну линию по экватору, то земля походила бы на белую ромашку.

В прежние времена делать самовары было очень тяжело. Хоть и прост он с виду, но в нём более 20 деталей. И все их надо точно подогнать друг к другу. Раньше всё делалось вручную. Сейчас же работать на самоварной фабрике всё равно, что песню петь. В цехах светло и просторно. Самую тяжёлую работу делают станки – автоматы.

Мастерство в самоварном деле передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. В Туле живут целые рабочие династии: Афонины, Душкины, Нучины. Замечательные мастера, золотые умельцы.

А как же пили чай из самовара? Это сейчас сахар ложками едят. А раньше сахар был дорогим удовольствием. Внакладку пить чай могли только богачи. Люди среднего достатка пили чай с сахаром вприкуску. Дадут каждому кусочек сахару величиной с горошину, и распределяй его на 2 – 3 кружки. А бедняки пили чай «вприглядку». Повесят кусочек сахару на ниточке над самоваром, поглядывают на него и пьют. И чаёк кажется сладеньким.

Счастливая судьба у тульского самовара. Из него пьют чай и на севере, и на юге, люди всех стран. Большая мечта связана у туляков с тульскими самоварами. Они мечтают, чтобы люди всей нашей планеты позабыли бы о войнах и чаще встречались бы как друзья за тульскими самоварами.

Затем воспитатель задаё т вопросы детям: как ласково называли маленький самовар, как величали большие, из чего их делают и какой формы, что означает слово «самовар, как вы думаете, как вкуснее пить чай: из самовара или из чайника? Чем же славится Тула и как её называли в старину?

Воспитатель предлагает детям силуэты самоваров и гуашь. Дети расписывают их под «Гжель». Пока дети заняты росписью, помощник воспитателя включает электрические самовары. Вода закипает, и он приглашает всех: «Самовар кипит, пора чай пить».

Проводится чаепитие. Детям предлагают попробовать испить чай с сахаром «вприглядку», «вприкуску».

Педагог читает стихотворение:

«Давно на белом свете

Живёт годами стар,

Поэтами воспетый

Пузатый самовар.

Сиянье излучая,

Морозным зимним днём

Он сердце согревает

Особенным теплом».

Воспитатель приглашает детей чаще встречаться за тульским самоваром и пить чай, ведь «там, где есть чай, там и под елью рай».

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Фотоотчёт о фольклорном досуге для детей среднего дошкольного возраста «Сказ про то, как Весну украли!»Фотоотчёт о фольклорном досуге для детей среднего дошкольного возраста «Сказ про то, как Весну украли!» Цель: приобщение детей среднего дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством народного фольклора, формирование любви к русским.

Конспект НОД «Пасхальный сувенир» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Пасхальный сувенир» для детей старшего дошкольного возраста Объемное яйцо из бумаги – интересная и оригинальная поделка к Пасхе. Такая поделка будет прекрасным сувениром в качестве подарка, декором.

Конспект НОД по аппликации «Ромашковые фантазии» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по аппликации «Ромашковые фантазии» для детей старшего дошкольного возраста 8 июля. Всероссийский день семьи, любви и верности Цель: составление композиций из готовых бумажных форм. Задачи: -познакомить детей.

Конспект НОД по оригами «Кошка» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по оригами «Кошка» для детей старшего дошкольного возраста Цель: обучение детей складыванию из бумаги оригинальной поделки в технике оригами. Задачи: - образовательные: упражнять детей в многократном.

Конспект НОД «Чистые ладошки» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Чистые ладошки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: обобщение представлений детей о здоровом образе жизни и обогатить опыт здоровьесберегающего поведения у детей. Задачи: Закрепить.

Конспект ООД по лепке «Пингвин» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект ООД по лепке «Пингвин» для детей старшего дошкольного возраста Конспект ООД по лепке «Пингвин» для детей старшего дошкольного возраста Цель: обеспечить усвоение поэтапного изготовления поделки «Пингвин».

Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста Задачи: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, полноценному развитию.

«Мамины помощники». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Развивать мелкую моторику; 2. Воспитывать чувство красоты, уважение к труду; 3. Прививать детям потребность в здоровом образе.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Сказ о Тульском самоваре»
Опубликовано: 18 марта 2020 в 14:28
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД