МААМ-картинки

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Сафошкина Марина
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Сафошкина Марина Владимировна

МДОУ «Детский сад №117»

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение является фольклор - устное народное творчество, существующее в виде пословиц и поговорок, загадок, песенного искусства, сказок.

Публикация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Трудно представить детство без сказок и любимых детских книг. Сказки входят в жизнь ребенка с детства и остаются с ними навсегда. Но сказки - это не просто развлечения, это развитие для ребенка. Рождаясь, ребенок уже содержит в себе некоторые ожидания и готов к развитию в определенных направлениях, соответствующих именно этим ожиданиям. Через сказку малыш познает свое место в мире, получает свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваги и трусости. Именно через сказку знакомятся дети с понятием, что такое хорошо и что такое плохо, а значит закладываются моральные и духовные ценности. И без преувеличения можно сказать, что чтение сказок малышу – это прежде всего, воспитание души.

А что такое сказка для современного ребенка? Ценность сказки в том, что она способствует активному сопереживанию персонажам, постановке себя на их место, действию как бы от их лица, благодаря сказке во многом открываются смысл и моральная значимость человеческих поступков.

Если создать благоприятные условия для использования сказки в повседневной деятельности детей, то возможно более глубокое развитие нравственных качеств: уверенность в торжестве правды, победе добра над злом, формированию общечеловеческих ценностей. Исходя из выше сказанного нами был разработан и реализован проект «Духовно-нравственное воспитание посредством сказки». Целью, которого является создание условий для духовно-нравственного развития ребенка, придание ценности совместного творчества детей и их родителей, Формирование духовного багажа ребенка посредством музыки, сказки и живописи, прививая ему общечеловеческие качества, закрепление и систематизация знаний детей о сказках.

Из проведенных нами занятий по русским народным сказкам : «Кот и петух», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Поможем ёжику» дети поняли что сказка может помочь усвоить духовно – нравственные категории (добро - зло, послушание - непослушание, трудолюбие - лень, умение уступать, помогать друг другу, и с благодарностью принимать помощь. Чтобы обеспечить активность и внимательность во время занятия воспитатели предлагают детям выполнять имитационные движения (сказка «Кот и петух» как петух машет крыльями и кукарекает, как тихо подкрадывается лиса, мяукает кот). Родители нашей группы принимали активное участие в театрализации сказки «Волк и семеро козлят» Воспитатели напомнили родителям что ни в коем случае нельзя отталкивать ребенка тогда, когда он просит почитать сказку.

Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и вместе радоваться, а это главный добродетель в человеке, без которого человек не человек. И цель сказочников воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу, как свою. И коль ребенок именно в раннем возрасте открыт и находиться в ожидании нового, мы взрослые должны всегда помнить об этом и научать его чувствовать, сострадать, любить и вместе с тем развивать природную фантазию через сказки, а как говорил К. И. Чуковский: «Фантазия - есть ценнейшее качество ума человеческого, и ее нужно тщательно воспитывать с самого раннего детства – как воспитывают музыкальное чутье».

«Сказка – это образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Дети не только любят сказку слушать, они создают ее. Почему сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства? Потому что сказочные образы ярко эмоционально окрашены. Слово сказки живет в детском сознании, а создание фантастических образов – это самая благородная почва, на которой развиваются ростки мысли. Сказка неотделима от красоты. Она способствует развитию эстетических чувств, а значит, способствует развитию благородства души, сердечной чуткости к человеческому несчастью. Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости» - пишет В. А. Сухомлинский.

В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа - твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее.

Наконец, в сказке представлены знания о мире, специфическая картина мира, соответствующая специфике детской картины мира. Сказка очень близка для детского восприятия, недаром она считается детским произведением. А. С. Пушкин писал о сказке : «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Слушая сказку, ребенок неосознанно воспринимает именно «намек», а не мораль, приказ поступать так, а не иначе.

Таким образом, сказка как литературный текст имеет очень много особенностей и отличий, но главное - это ее огромное значение и тот результат, который она оказывает на ребенка. Любая сказка, как предмет детского восприятия, создает богатые возможности для развития творческого воображения, подключения его образного мышления к волшебному, нереальному плану.

С помощью сказки мы воспитываем у детей :

Волю — сложное и многогранное качество личности.

Веру в себя — умение противостоять неудачам.

Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

Обязательность — умение держать слово.

Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.

Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.

Доброту и честность.

Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки мы развиваем у ребенка:

- умение слушать;

- умение познавать;

- умение сравнивать, сопоставлять;

- умение мыслить словами;

- связную речь;

- интерес к учебе;

- мышление;

- внимание;

- память;

- воображение;

- мимику лица и жесты;

- эстетические чувства;

- чувство юмора.

И так, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.

Использованные источники

1. Духовно – нравственное воспитание в системе муниципального образования: программа / А. А. Смирнов, В. А. Судницына, М. А. Белашова [и др. ] // Методист. - 2011. - № 8. – С. 21 – 27.

2. Лисица, В. А. Развитие духно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 11. – С. 20 – 22.

3. Сапрыкина, Т. А. Формирование духовно-нравственной культуры современного подростка / Т. А. Сапрыкина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 8. – С. 22 – 24.

4. Устюжанина, С. А. Дорога добра: программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся / С. А. Устюжанина // Практика административной работы. – 2012. - № 4. – 46 – 61.

5. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой / Л. Б. Фесюкова/ М., - Фолио. - 1996., 444с.

6. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 1. – С. 19 – 21.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 25 апреля 2022 в 19:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД