Папки-передвижки

Сказка как средство воспитания и развития личности ребенка

Анна Блинкова
Сказка как средство воспитания и развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка как средство воспитания и развития личности ребенка

Литературное произведение обращается одновременно и к чувству и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство "чувствующего" и "мыслящего".

Интерес к книге у ребёнка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Уже на третьем году жизни ребёнка можно вызвать у него интерес к судьбе героя, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства. Как уже говорилось, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживания героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Публикация «Сказка как средство воспитания и развития личности ребенка» размещена в разделах

С одним из первых произведений с которым знакомится ребенок является сказка.

С помощью сказочных сюжетов маленький ребенок впервые в жизни усваивает основные жизненные принципы, узнает, что такое хорошо и что такое плохо. Окружающих он делит на отрицательных и положительных людей. пройдет немало времени, прежде чем ребенок сможет постигнуть сложность этих понятий. Такие представления индивидуальны, так как у каждого свое понимание идеала. Ребенок впервые узнает из сказок, что вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии составляющих: добра, которая всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, к друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи, именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость.

Простое прочтение сказок может не принести такой пользы ребенку, как целенаправленное использование метода, предложенного психологами - как сказкатерапия.

Сказкатерапия больше ориентирована на детей раннего и дошкольного возраста, так как малыши еще не оценивая событий, происходящих в их жизни, не могут посмотреть на этот мир с стороны, обнаружить и проанализировать возникающие проблемы, а тем более попытаться решить их самостоятельно. Дети нуждаются в помощи поддержке со стороны взрослых.

Сказки обучают и воспитывают детей. В процессе обучения ребенок готовится к вхождению в новые для себя виды деятельности, а в процессе воспитания - в систему еще не освоенных общественных отношений. Так же как и другой любой метод сказка терапия имеет сою специфику, которая заключается в следующих особенностях ее применения:

Каждая сказка прочитанная ребенку должна иметь назначение.

1. Сказки, избавляющие от зависти, жадности. Бороться с жадностью нужно хитростью и смекалкой. Главное не забыть принцип, вместо силового морального давления на ребенка следует рассказать ему сказку : "Жадный хомяк".

2. Сказки, адаптированные к проблемам. Адаптация сказки уместна в тех случаях, когда вам нужно быстро отвлечь ребенка от чего - либо, переключить его внимание. Ребенок не хочет купаться или мыть руки - расскажите сказку о плаксивом мыле, которое от своего плача все время становится меньше и меньше. Аллегория переключает капризные эмоции ребенка на сочувствие мылу. Пусть ребенок погладит мыло, пожалеет его, смоет с него, а затем и со своих рук мыльную пену, которое есть не что иное, как мыльные слезы. Сказка "Плаксивое мыло".

3. Сказки, способствующие развитию ответственности. Г. Х. Андерсен написал множество сказок о самых разнообразных предметах. Но в его время еще не изобрели все то, что для наших детей кажется вполне естественным. Техника прочно вошла в наш быт. Прочитав малышу одну из сказок, попытайтесь вместе с ним перенести действие сказки на современную реальность - сказка о "Стойком оловянном солдатике", попробуйте развить ребенку чувство ответственности за порученное дело. Используйте заложенную в сказке аллегорию : стойкий солдатик. Вместо солдатика в сказке можно использовать светофор. То, что он на одной ноге, -это совпадение. Светофор переключает сигнал строго по графику, и в этом его стойкость. Сказка "Светофор".

4. Сказки, избавляющие от страхов. Если сказочный герой преодолевает страх, то ребенок чувствует, что и он на это способен. Надо помочь ему перестать бояться, преодолеть свой страх (темной комнаты или одиночества). Сказка "Мышонок - космонавт", "Мальчик - с - пальчик".

5. Сказки, избавляющие от неуверенности. Родители своим поведением могут усилить категорию неумейки, которое развивается в сознании ребенка. Поверьте, не разбитая ваза, не порванная одежда, не сломанная игрушка не стоит того, чтобы вешать на ребенка ярлыки. Не следует гасить порыв ребенка помочь вам, нужно просто научить соизмерять труд, за который он берется, и его способность понять, что некоторые вещи он сделать пока не может. Сказка "День рождения".

6. Сказки, избавляющие от эгоизма. Следующая сказка поможет ребенку найти в себе внутренние ресурсы для преодоления неисполнительности, неаккуратности, потребительского отношения к окружающим, когда за него все должны делать другие, то есть позволить преодолеть зачатки того, из чего может вырасти эгоистический лентяй. Сказка "Как черепашка обидела свою маму".

7. Сказки, избавляющие от агрессии. Недостаток внимания может вызвать у детей чувство агрессии. Знать и понимать причины агрессивного поведения ребенка не означает мириться сними. Все дети переживают моменты, когда своими капризами пытаются подчинить себе родителей, в этих случаях нельзя идти на поводу у ребенка, следует проявить твердость. Осознав, что капризами ничего добиться нельзя, он перестанет предпринимать попытки захватить власть над вами, по крайней мере, таким путем. Сказка "Медвежонок и зайчонок".

Библиографический список:

1. Алексеева М. М. Методическое развитие речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. -2 -е изд. -М. : Издательский центр "Академия", 1998. - 400с.

2. Алексеенко В. В., Лощинина Я. И. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребёнка 2 - 7 лет. - М. : ООО Группа Компаний "Рипол классик", ООО Издательство "Дом XXI век", 2008. - 218с. -

Публикации по теме:

Художественная литература в жизни ребёнка. Консультация для родителей младшей группы Проблема литературного развития детей на сегодняшний день волнует многих специалистов: учителей, воспитателей, психологов и др. Очень много.

Художественная литература — важное средство воспитания дошкольника Воздействие литературы на развитие личности осуществляется через ее восприятие. В психологии и методике обучения литературе под восприятием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство воспитания и развития личности ребенка
Опубликовано: 28 января 2014 в 18:29
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство воспитания и развития личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Анна Блинкова (УИ 22595) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД