Ольга Колчина
Сказкотерапия для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в различных сообществах родителей и модных блогах принято упоминать термин «сказкотерапия». Многие родители знают его, но часто употребляют не вдаваясь в тонкости. На самом деле это профессиональный термин, который используют психологи и психотерапевты.
Что же такое сказкотерапия?
Для начала давайте разберёмся, что же означает понятие «сказкотерапия». Сказкотерапия – это течение в психотерапии, которое представляет собой психотерапевтическое воздействие на человека с целью коррекции поведенческих реакций, проработки страхов и фобий. Методы сказкотерапии с успехом используются психотерапевтами для пациентов разных возрастов.
Публикация «Сказкотерапия для дошкольников» размещена в разделах
Особо популярны и эффективны эти методы при коррекции поведения у детей (как у малышей, так и у дошкольников). При этом, при отсутствии патологий, родителям вовсе не обязательно обращаться к профессиональному психотерапевту. Если родители будут знать основные приемы сказкотерпии, то смогут помочь своему ребенку с помощи сказочной метафоры, а не через давление.
Сказками можно лечить огромное количество капризов ребёнка – лень, нежелание ходить в детский сад, агрессию, неаккуратность, ложь, проблемы с едой. Также терапевтические сказки активно используются при лечении страхов, переживаний, связанных с потерей родных или появлением нового члена семьи. В последних случаях иногда требуется помощь профессионального сказкотерапевта. Он может показать вам, где именно нужно искать проблему. Это не всегда очевидно, но очень важно: ведь следует лечить не симптом, а причину. Поэтому здесь используются различные сборники сказок таких авторов, как О. В. Хухлаевой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и др.
Почему именно сказки помогают детям?
Сказочная метафора – язык ребёнка, он понятен ему лучше, чем нравоучения и наставления. Сказки помогают нам щадящим образом повлиять на внутренний мир малыша, показать ситуацию под другим углом, приобрести жизненный опыт и дать понять, что наш ребёнок не единственный, у кого есть такая проблема. Кроме того, несмотря на то, что ребёнок уже в состоянии отличить реальное от сказочного, эти границы ещё очень размыты, и, слушая сказку, ребёнок по-настоящему переживает её события вместе с героями.
С какого возраста можно использовать терапевтические сказки? Специалисты не рекомендуют использовать терапию сказкой для детей младше 2-х лет. Дело в том, что они просто не будут эффективны. Ребёнок не в состоянии проанализировать сказку, установить причинно-следственные связи, сделать выводы. После 2-х лет можно понемногу использовать простые терапевтические сказки, чтобы успокоить малыша, показать пример хорошего поведения, предупредить о возможных опасностях, успокоить малыша во время детских истерик, при проблемах с едой. Начиная с 3-х лет, можно использовать терапевтические сказки в полной мере, и они будут наиболее эффективны.
Условно можно разделить сказки на два вида :
1. Терапевтические сказки о самом ребёнке
В таких сказках главным героем выступает сам ребёнка, который попадает в ситуацию, похожую на ситуацию из жизни малыша. Сказка не должна прямо повторять сюжет из жизни малыша, но должна быть похожей. Ребёнок понимает, что не один он может оказаться в подобной ситуации, и на примере другого ребёнка делает выводы и учится самостоятельно решать проблему. Такие сказки всегда развиваются по определё нному сценарию:
• Знакомство с героями (Жил-был мальчик Петя, который). Если ребёнок очень маленький, то на месте героя может быть животное, игрушка. Для детей постарше гораздо эффективнее, если героем сказки будет настоящий ребёнок. Для дошкольников (после 4 лет) желательно вводить в сказку волшебных героев или волшебные предметы, а с 5 лет волшебство является обязательным условием сказки (в большинстве случаев).
• Проблема. Герой сказки сталкивается с проблемой, конфликтом, страхом, присущим вашему ребёнку.
• Пути решения проблемы. Рассказывается, что нужно сделать герою сказки, чтобы справиться с проблемой. Нередко при этом ему необходима помощь волшебных предметов.
• Кульминация. Герой сказки справляется с проблемой.
• Развязка. У терапевтической сказки всегда должна быть развязка. Нельзя оставлять конец открытым, недоделанным.
• Мораль. Выводы, которые делает герой сказки. Мораль не должна быть затянута, 1-2 предложения. Не стоит обсуждать её с ребёнком. Он сам сделает выводы на подсознательном уровне.
Сказки такого плана не должны быть слишком сложными, с запутанным сюжетом.
Например:
• Ребёнок отличается чрезмерной неаккуратностью. Он не убирает за собой вещи, игрушки и пр. Рассказывается сказка о девочке (мальчике, который волшебным образом попадает в страну нерях и видит, как живут жители этой страны. Он делает выводы о том, как ужасно быть неаккуратным и обещает себе исправиться.
Важно помнить, что героем сказки такого вида является другой ребёнок, а не этот, конкретный. Иначе можно вызвать отрицание сказки.
2. Терапевтические сказки про конкретного ребёнка (читаются только родителями).
Эти сказки отличаются от сказок первого вида тем, что главным героем является реально сущетсвующий малыш. Рассказывая сказки, нужно обязательно использовать какие-то элементы из жизни ребёнка, имена друзей и родных, название улицы, ввести в сказку любимую игрушку, предметы домашнего обихода и пр. Таким образом, ребёнок действительно поверит, что вы рассказываете сказку про него самого.
Главным отличием сказки данного вида является то, что ребенок (главный герой) наделяется тем качеством, которое хотят ему привить.
Например:
Например, если ребёнок невежлив, в сказке он показывается очень вежливым, он обязательно здоровается со всеми встречными, говорит спасибо. Если ребёнок боится темноты, в сказке он смелый герой, помогающий маленькому котёнку, который заблудился в темноте.
Необходимо учитывать следующие правила в сказкотерапии :
1. Для того, чтобы сказка подействовала, желательно рассказать её не один раз. Можно придумать несколько сказок на одну и ту же тему. Если ребёнок просит вас снова и снова рассказывать одну и ту же сказку, не отказывайте ему. Это означает, что сюжет сказки действительно важен для него.
2. Не используйте терапевтические сказки слишком часто. Помните, что они как лекарство, которое надо принимать по назначению. При слишком частом использовании сказкотерапия может потерять свою эффективность. Кстати, дети гораздо умней, чем думают многие взрослые. Моя дочь в определённом возрасте сама просила меня рассказать ей сказку, если сталкивалась с какой-то проблемой, страхом или понимала, что ведёт себя не так, как следовало бы.
3. Не стоит растолковывать ребёнку мораль сказки. Он сам сделает выводы о том, что хорошо и что плохо, как следует поступать — часто на подсознательном уровне.
4. Не забывайте про такой отличный инструмент, как юмор. Сказка, в которой есть шутки, воспринимается ребёнком легче и лучше запоминается. Уже не говоря о том, что шутки сближают родителей и детей.
5. Родитель – самый лучший сказкотерапевт для своего малыша, ведь никто лучше их не знает его проблем и переживаний так хорошо.
В заключении хочу отметить, что сказка – это тоненькая ниточка Любви между родителем и ребенком. Чем больше сказок прочитано с детьми, тем больше этих ниточек.