Алена Гуторова
Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы подготовить человека духовно
к самостоятельной жизни, надо ввести
его в мир книг.
В. А. Сухомлинский
В настоящие время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и связно строить высказывания являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящие из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Публикация «Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Дети черпают из сказок множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку видеть добро и зло.
Огромное влияние сказкотерапии на детей заключается в том, что постоянное восприятие сказок не только приводит к формированию необходимых функций внимания и памяти, но и изменяет общее отношение дошкольников к окружающей их действительности, способствуя при этом мотивации к активному межличностному общению дошкольников. Вы замечали, как внимательно ребёнок слушает сказки? А почему? Потому, что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами — глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Дети обладают огромной познавательной активностью, уникальными способностями. Будучи вовремя не востребованными, эти способности могут быть с возрастом утеряны. Не обязательно для развития памяти и внимания, творчества и мышления, покупать дорогостоящие игрушки, чтобы развивать ребёнка. Можно и нужно больше проводить с ним время, пользуясь простыми и действенными способами: почитать книгу, обсудить её, закрепить знания с помощью вопросов — викторин, зарисовать иллюстрации или сказочных персонажей, сочинить собственную сказку. Данные рекомендации будут полезны тем, кто занят воспитанием детей. В равной степени, как родителям, так и воспитателям дошкольных учреждений.
Основные возможности сказкотерапии заключается в следующем: развитие связной речи, интеграция личности, развитие творческих способностей и адоптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом - естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта.
Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.
Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Так что же такое сказкотерапия? Созерцание внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.
Таким образом, Мы считаем, что восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно сказки имеют огромное влияние на развитие связной речи и поэтому целью данной работы является изучение роли сказокотерапии в развитии связной речи дошкольников.
Сказка как жанр художественной литературы
Определение, данное Никифоровым, гласит: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением»
Это определение есть результат научного понимания сказки, выраженный в кратчайшей формуле. Здесь даны все основные признаки, характеризующие сказку.
Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка – творчество народа, а литературная сказка – плод авторского гения.
Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее двуплановой: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий.
Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. Фундаментом ей послужила сказка народная.
«Один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» (Литературный энциклопедический словарь. М. ,1988).
«Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел» (С. К. Нартова-Бочавер. Хрестоматия. Сказки народов мира. М. ,1996).
И это далеко не полный перечень определений сказки Л. С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком.
В. Оклендер считает, что сказки уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребенку, как никакая другая форма искусства. Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку, когда когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, ненависти, гневе, чувстве одиночества, изоляции и утраты.
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Л. Ф. Обухова отмечает, что сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами и пр., новыми понятиями.
Хорошей сказке, считал С. Я. Маршак, свойственны «большой охват событий в быстром, даже стремительном темпе, с высокими подъемами и крутыми спусками, с живым неподдельным чувством рассказчика, со смелыми обобщениями и выводами». Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать и творить, опираясь на них. Эта способность была подмечена итальянским детским писателем Джанни Родари и легла в основу его знаменитого пособия для детей «Грамматика фантазии». Используя сказочную тематику, Дж. Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития речи, мышления, воображения.
Поскольку, сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, Л. Б. Фесюковой разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать.
Название сказки
Нравственный урок.
Воспитание добрых чувств.
Речевая зарядка.
Развитие мышления и воображения.
Сказка и математика.
Сказка и экология.
Сказка развивает руки.
Вполне понятно, что предлагаемые семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений.
Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.
Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.
Важным, по мнению Л. Б. Фесюковой, является воспитание чуткости, к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками :
• Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
• Сочинить длинное и в то же время смешное слово;
• Разбирать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука, а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);
• Объяснить этимологию слова;
• Произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его.
Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения – «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная шапочка). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом).
Так же Л. Б. Фесюкова предлагает использовать игры, например: «А если бы.», «Хорошо – плохо», придумывать новые названия сказок, не искажая идеи произведения.
Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе.
Таким образом, разные формы рассказывания позволяют обогатить речь детей: Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи : фонетической, лексической, грамматической, улучшается память, внимание становится более устойчивым, у детей развивается способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и умении встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
Проведенная работа показала, что использование сказки в развитии связной речи должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
Были выработаны рекомендации воспитателям и родителям
Ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения и т. д.
С помощью сказки ребенок может объяснить множество явлений. Но, к сожалению, в настоящие время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора т. к. смотреть сказки легче и интереснее, чем читать и слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникает ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное.
Мы рекомендуем подходить к работе со сказкой не традиционно. Т. к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, то есть уча детей мыслить оригинально, не правильно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.
Используемая литература.
1. Вадченко Н. Л., Хаткина Н. В. Азбука и сказки, загадки и подсказки. – М. : Лабиринт – К, 1998.
2. Вартанян Н. Семинар-практикум для родителей «Учимся у книги» : журнал Ребенок в детском саду, №1,2011. с47-51
3. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. М., 1999
4. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г. А. Урунтаева – М. :изд. «Педагогика», 1998-138с.
5. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб. : АОЗТ «Златоуст», 1998.
6. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Развивающая сказкотерапия. СПб. : Речь,2000.
7. Кабачкова Ж. В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей : журнал Логопед №6, 2009 с64-71
8. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М. : Эксмо – Пресс, 2001.
9. ФесюковаЛ. Б. Воспитание сказкой : Для работы с детьми дошкольного возраста. -М. : ООО «ИздательствоАСТ», 2000.-464с.