Алиса Шитикова
Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста
Что такое сказкотерапия?
Это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Публикация «Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в пер. с греческого «терапия»-забота о душе).
Классификация сказок
Сказки можно разделить на следующие виды: дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки. Художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные и сказки о животных.
Теперь рассмотрим каждый вид подробнее:
•дидактическая сказка : самая простая и ненавязчивая. Цель дидактической сказки скромна - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Она повествует о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);
•художественная сказка : знакомит ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;
•диагностическая сказка : в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;
•профилактическая сказка : сюда можно отнести сказки для чтения, служащие накоплению ребенком знаний;
•медитативная сказка : формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).
Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.
Функции сказки
С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, развивающе-терапевтическая, культурно-этническая, лексико-образная функции сказки.
1. Функция социализации. Социализирующая функция - приобщение новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.
2. Креативная. Креативная функция - это способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
3. Голографическая. Голографическая функция проявляется в трех основных формах:
- способность сказки в малом являть большое;
- способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее - будущее);
- способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.
4. Развивающее – терапевтическая. Развивающее -терапевтическая функция - воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.
5. Культурно – этническая. Культурно-этническая функция - приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.
6. Лексико – образная. Лексико-образная функция - формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи
Задачи сказкотерапии
- Развитие речи
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения
- Снижение импульсивности и тревожности
- Развитие навыков взаимодействия
- Развитие внимания, восприятия, воображения
- Развитие общей и мелкой моторики, координации движений
- Облегчение адаптационного периода.
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.
Методы и приемы, используемые в раннем возрасте
Метод сказкотерапии реализуется нами через театрализованную деятельность как НОД, как часть НОД, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми.
- Игра-инсценировка (помогает развитию эмоциональной сферы ребенка, формированию умений излагать свои мысли, играть на аудиторию, активизации внимания. Расширяет и обогащает словарный запас детей. Формирует желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности)
- Сказка на песке (помогает снятию эмоционального и мышечного напряжения, преодолению стрессовых состояний у детей в период адаптации и посещения ДОУ)
- Настольный театр (Помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, развивает речь)
- Сказка на фланелеграфе (Помогает стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние героя сказки, учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях, стимулировать детей, их инициативу)
- Картинки на картоне (Помогает развитию связной речи детей, учит различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей помогает развивать умение действовать согласованно, развивает мелкую моторику, координацию движений рук)
- Импровизация (помогает установлению с детьми эмоционально-положительного контакта, развивает интерес к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации)
- Пальчиковый театр (Учит координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью, выражать свои эмоции посредством мимики и речи, расширяет словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие.)
- Игра-имитация (помогает формировать у детей имитационные движения в соответствии с текстом, развивает умение воспроизводить воображаемую ситуацию, развивает фантазию, способности к творческим проявлениям)