Ворокова
Сказкотерапия в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. А в детстве самое главное – это сказка ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает этот огромный многообразный мир, готовится к взрослой жизни. В последнее время я чаще в своей работе использую приемы сказкотерапии. И это не может не радовать, ведь таким образом взрослому и ребенку намного легче понять друг друга, а порой – наладить пошатнувшиеся взаимоотношения. В нашем детском дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основную деятельность в этом возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т. д., научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства. Я очень часто применяю в своей практике сказкотерапевтические приемы, как в групповой работе, так и во время индивидуальных психокоррекционных и диагностических занятий. .
Публикация «Сказкотерапия в работе с детьми» размещена в разделах
Так что же такое сказкотерапия?
Первое, – лечение сказками. Но, какая же связь между сказкой и лечением? Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. А знание сокровенное, глубокое, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит.
Действительно, когда на практике начинаешь рассматривать сказку с разных сторон, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Сказка позволяет нам связать сказочные события с реальной жизнью. После прочтения сказки вместе с детьми провожу обсуждение («О чем эта сказка?») и заостряю внимание детей на том, что в сказках всегда зашифровано для нас много важной информации, и на примере героев сказка хочет нас чему-то важному научить, и мы должны догадаться чему именно. Самое важное для нас – это создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация через некоторое время может обернуться благом. И теперь очень важно объяснить детям, в каких конкретных жизненных ситуациях они могут использовать этот сказочный урок. Так сказочный урок переходит в реальную жизнь и направляет ребенка к осознанию происходящих с ним событий. В дальнейшем, если мы заметим негативные проявления поведения у ребенка, то всегда сможем обратиться к сказочным героям. Я считаю, что моя основная задача – поставить вопрос так, чтобы он подталкивал ребенка к размышлению, а не просто был материалом для заучивания.
Применяя в работе сказки, я стараюсь придерживаться следующих принципов:
1) принцип осознанности (показываю детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно.
2) принцип множественности (раскрываю одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.
3) принцип связи с реальностью (кропотливо и терпеливо прорабатываю сказочные ситуации).
Сказкотерапевтическое воздействие строится с использованием пяти видов сказок : художественные сказки, дидактические сказки, психотерапевтические сказки, психокоррекционные сказки и медитативные сказки.
В своей работе с группой чаще использую художественные авторские сказки, так как считаю, что в них есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и медитативный смысл. Включаю их в коррекционно-развивающие занятия, которые провожу в своей группе. Занятия провожу один раз в неделю с обязательным закреплением содержания в повседневной жизни.
При рассказывании сказки в процессе групповой работы создаю определенную структуру:
1. Создаю настрой на совместную работу;
2. Вспоминаю с детьми, что было на прошлом занятии, какие сделали для себя выводы, какой опыт приобрели, чему научились
3. Рассказываю детям новую сказку, спрашиваю, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь кому-либо из героев сказки и пр.
4. Обсуждаю и анализирую вместе с детьми прочитанное
Связываю новый опыт с реальностью, в каких ситуациях жизни мы можем его использовать
5. Обобщаю приобретенный опыт, связываю его с уже имеющимся;
6. “Выход” из сказки.
В индивидуальной работе я использую именно терапевтические сказки-метафоры для решения психологических проблем детей. Не зависимо от особенностей содержания терапевтическая сказка всегда направлена на то, чтобы помочь ребенку упорядочить его внутренний мир,узнать нечто новое и осуществить желаемые изменения.
В процессе своей практики я сталкивалась с вопросом: читать или рассказывать сказку? Я отдала предпочтение рассказыванию, поскольку это создает атмосферу более эмоциональной близости и полноценному поддержанию значимому зрительному контакту. Но не стоит пренебрегать и чтением, поскольку чтение, в свою очередь, помогает ввести ребенка в мир книг, что ему весьма пригодится в будущем.
Существуют и свои особенности рассказывания терапевтических сказок в процессе психологической работы, ведь успех их воздействия во многом зависит от эффективной организации процесса рассказывания.
1. Создала для ребенка «зоны безопасности». В сюжете сказки могут сочетаться реальные и вымышленные события, персонажами могут быть лица, взятые из жизни, и герои любимых книг, мультфильмом, а также придуманные несуществующие животные, говорящие предметы и другие фантастические объекты. Такое соседство помогает ребенку сохранять ощущение, что это понарошку. Находясь в «зоне безопасности», ребенок не чувствует себя виноватым, не испытывает страха или смущения. Он просто слушает сказку, узнает что-то новое, что-то сопоставляет, сравнивает без всяких неприятных психологических последствий.
2. Сказку (историю) рассказываю непреднамеренно, будто бы случайно. В ходе психологической работы (консультации) в виде отступления от беседы (перед началом работы, в ходе случайного перерыва или в окончании, когда защиты ребенка естественным образом ослабевают, и мы пускаемся в болтовню. В эти моменты ребенок в полном смысле открыт – и сознательно, и бессознательно – для того, что мы хотим ему сказать.
3. Для сказки должно быть какое-то разумное основание. Можно начать сказку словами : «У одной моей знакомой девочки на подоконнике стоял точно такой же цветок…», «У меня есть знакомый сказочник, который придумал продолжение сказки…» или «Сегодня утром я видела по телевизору передачу…». Затем рассказывается история или содержание передачи, которую мы якобы увидели утром. Если сказка рассказана доверительно, непринужденно и для нее имелись разумные основания, ребенок будет слушать внимательно, то есть как раз так, как хотелось бы.
4. Никогда не следует анализировать или обсуждать терапевтическую сказку после ее окончания. Нужно дать ребенку время погрузиться в метафорический мир и отождествить себя с персонажами и событиями придуманного мира. Позже, например, на следующей встрече, мы обсуждаем, рисуем сказку.
5. Нельзя перезагружать ребенка терапевтическими сказками и историями, чтобы он не утратил к ним чувствительность.
Любой из нас при желании может стать хорошим сказко терапевтом. Для этого нужно самому стать сказочником и немного волшебником – и дети не останутся у вас в долгу.
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории
ДО МКОУ СОШ №4 г. п. Чегем
Ворокова О. М.