Людмила Аскерова
Конспект занятия по речевому развитию «Скороговорки, считалки, загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: речевое развитие
Интеграционные области: коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие
Тема занятия : «Скороговорки, считалки, загадки… - часть устного народного творчества»
Возрастная группа: подготовительная
Цель занятия :
- Совершенствование звуковой стороны речи. Развитие интереса к правильной речи. Улучшение дикции у дошкольников.
Задачи занятия :
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Скороговорки, считалки, загадки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скороговорки
- Считалки, считалочки
- Темочки
Образовательные:
- совершенствовать умение различать на слух и произносить все звуки родного языка; отрабатывать дикцию
- расширять представления о фольклоре, о жанрах устного народного творчества;
- учить запоминать скороговорки, используя мнемотаблицы
Развивающие :
- развивать у детей внимание, память, логическое мышление
Воспитательные:
- воспитывать речевую культуру, уверенность в общении
Словарная работа: скороговорка, считалка, мнемодорожка, мнемотаблица
Подготовительная работа: предварительная беседа о фольклоре, об устном народном творчестве (сказки, потешки, небылицы, рассматривание иллюстраций по теме занятия.
Материалы, инструменты и оборудование: иллюстрации Ю. А. Васнецова по теме занятия
Речь и деятельность педагога
Ребята, я принесла сегодня вам много разных иллюстраций. Автором этих иллюстраций является очень известный художник-иллюстратор - сказочник Юрий Алексеевич Васнецов. Посмотрите пожалуйста на эти иллюстрации и скажите мне - Что изобразил в своих работах художник?
( Ответы детей: сказки, потешки, небылицы) Верно: сказки, небылицы, потешки. А какие сказки проиллюстрировал художник? (ответы детей)
А какие потешки здесь изображены? (Проговариваю вместе с детьми проиллюстрированные потешки. (См. приложение №1)
А вы знаете кто же автор этих сказок, потешек? Народ. Росский народ. Не один человек, а много- много разных людей сочиняли эти произведения. Давным –давно, когда не было ни интернета, ни электричества, люди придумывали свои сказки, сочиняли пословицы и небылицы, загадки, поговорки… И рассказывали их друг другу, передавали из уст в уста. Поэтому все эти произведения и называются устным русским народным творчеством. Сказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, потешки, небылицы – это все разные жанры устного народного творчества. Сегодня мы с вами поговорим лишь о нескольких из этих жанров.
А о каких, вы узнаете, когда разгадаете настоящий пиратский ребус. Посмотрите на эту таблицу. В ней ключ к разгадке ребуса.
Раздаю таблички с ключом, на доске вывешиваю ребус.
Это – скороговорки. А что же такое скороговорки? (ответы детей)
Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух. Необходимо произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы вас понимали.
Посмотрите на картинку: Какие скороговорки на ней изображены?
О чем же говорится в этих скороговорках?
О том, что когда кони скачут по дороге, пыль поднимается вверх и летит за скачущей лошадью. Так? А во второй скороговорке о чем говорится? О Греке, который ехал через реку и его за руку цапнул рак. Может ли такое быть в действительности? Может конечно.
Скороговорки для детей – это в первую очередь веселая игра. Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух.
Смешные скороговорки дарят хорошее настроение и легко запоминаются.
Я предлагаю вам поиграть в эту веселую игру прямо сейчас. Но для того чтобы проговорить скороговорку, ее нужно сначала выучить.
Послушайте скороговорку : Сидел воробей на сосне. Заснул и свалился во сне.
1.(Обсуждение)
Какая это скороговорка? Смешная.
О ком говориться в этой скороговорке?
Может ли это случиться на самом деле? Нет. Потому что лапки у птиц так устроены, что чем ниже она приседает, тем сильнее ее лапки сжимают ветку, предохраняя ее от падения.
2.(Знакомство с мнемодорожкой)
Проговариваю скороговорку и зарисовываю ее.
3. Проговариваю с опорой на мнемодорожку (на рисунки). Проговариваем вместе с детьми.
4. Предлагаю детям проговорить скороговорку на память с опорой на мнемодорожку.
5. Предлагаю детям проговорить скороговорку самостоятельно.
(работа в парах)
Предлагаю заполнить квадраты схематическими зарисовками.
скороговорки :
-У ежа ежата, а у ужа ужата.
-На окошке крошку мошку
Ловит лапой наша кошка.
Давайте проверим, как вы научились запоминать скороговорки с помощью рисунков (картинок)
Посмотрите на картинку.
(показываю таблицы для запоминания скороговорок)
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Давайте попробуем повторить.
***
У Пашки рубашка
На рубашке кармашки
На кармашках ромашки
На ромашках букашки
У букашки крылышки
На крылышках пятнышки
Хорошо у вас получается!
Задание на дом: - Выбрать дома 1 скороговорку и выучить ее.
А теперь пришла пора разгадать еще один пиратский ребус. Показываю ребус, выдаю таблицы с ключом.
Разгадали: Считалка.
А что же это такое?
Считалка – это жанр устного народного творчества, который давным- давно использовали взрослые. Да-да. Не удивляйтесь. С помощью считалки они распределяли : кому идти на охоту, кому на рыбалку, кому готовить обед.
Это сегодня считалки используют в своем обиходе исключительно дети. С помощью считалки дети определяют, кто в игре водит. А вы знаете считалки? (слушаю ответы детей).
Я тоже знаю считалочку. Вот слушайте:
Ахи-ахи-ахи- ох! Баба сеяла горох.
Уродился не плохой.
Мы помчимся. Ты постой!
Я вам предлагаю сыграть в старинную игру «Леший» А с помощью моей считалочки мы и выберем лешего. Все остальные будут звери. Правила такие. Мы разложим обручи по кругу, но на один меньше, чем игроков. Это будут наши пеньки. По моей команде под музыку, все дети (и леший тоже) бегут по кругу, возле обручей. Музыка останавливается. Все звери занимают свои пеньки. Кто не успел, становится лешим.
А теперь пришла пора разгадать последний пиратский ребус. Показываю ребус, выдаю таблицы с ключом.
Разгадали: Загадка.
А что же это такое - загадка? (слушаю ответы)
Загадки. Загадки в словесной форме прячут в себе какое-нибудь слово. В загадке предмет описывается с помощью других предметов, чем-то схожих с ним.
Отгадывание загадок развивает мышление и фантазию, сообразительность, знакомит с переносными значениями слов и образными выражениями.
Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца)
Явился в жёлтой шубке. Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)
Сверху кожа, снизу тоже. А в середине пусто. (Барабан)
Никого не обижает, А её все толкают. (Дверь)
Что за зверь: Белый, как снег, Надутый, как мех, Лопатами ходит, А рогом ест? (Гусь)
Одиноким глазом Бабушка косится, От косы осталась Тонкая косица. Но проворна бабушка, Словно молодица, Стелет стежки на холсте Тонкою косицей. (Иголка с ниткой)
Маленький, пузатенький. А весь дом бережет. (Замок)
(Дополнительное задание)
-Разгадай русские загадки.
Посмотри на картинку и скажи ответ.
По горам, по долам ходит шуба да кафтан.
Стоит Антошка на одной ножке. Его ищут, а он не откликается.
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.
Шапка есть, головы нет.
Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Об устном народном творчестве. А о каких жанрах устного народного творчества мы сегодня говорили? О скороговорках, о загадках и считалках. Какие скороговорки вы сегодня выучили? Спрашиваю понравилось ли детям занятие и хотели бы побеседовать на тему русского народного творчества еще? Спрашиваю : Кто сегодня отличился на занятии? Спрашиваю, что больше всего запомнилось? В чем были трудности? Хвалю за старание и за знания, особо отмечаю тех, кто отличился.