Ландыш Габдрахманова
Слоговая структура слова. Подготовительный этап коррекционной работы.
▼ Скачать + Заказать документы
- это чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.
Характеризуется четырьмя параметрами:
1) ударностью,
2) количеством слогов,
3) линейной последовательностью слогов,
4) моделью самого слога.
Среди нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов
Публикация «Слоговая структура слова, Подготовительный этап коррекционной работы,» размещена в разделах
Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Данное нарушение приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений (болезненно переживает свой дефект)
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).
Сначала проводится логопедическое обследование, а потом выбор методов и приемов коррекционной работы.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Выделяют 2 этапа :
подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).
Задания - сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале:
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан);
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использова-ние музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона;
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба;
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет;
5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т. д.);
6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку).
Работам на вербальном материале входят игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний). Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
Например, дидактическая игра по подготовке к звуковому анализу с использованием русской народной сказки «Репка». В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый, последний, начало, середина, конец, между, за, перед, после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т. д.).