Папки-передвижки

Словесные игры для детей с нарушениями речи

Татьяна Чижикова
Словесные игры для детей с нарушениями речи

С детьми старшего дошкольного возраста и младшими школьниками полезно играть в т. н. словесные игры. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. Играть в словесные игры можно по дороге в школу или детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте.

Гуси-лебеди

Публикация «Словесные игры для детей с нарушениями речи» размещена в разделах

Выбирают волка и хозяина, все остальные игроки - гуси-лебеди. Хозяин становится по одну сторону игровой площадки, гуси-лебеди по другую, в середине - волк. А дальше в игре начинаются разговоры.

Хозяин (зовет гусей). Гуси, гуси?

Гуси (отвечают). Га-га-га.

Хозяин. Есть хотите?

Гуси. Да-да-да.

Хозяин. Ну, летите!

Гуси. Мы боимся.

Хозяин. Почему?

Гуси. Серый волк под горой,

не пускает нас домой!

Хозяин. Что он делает?

Гуси. Гусей щиплет.

Хозяин. Каких?

Гуси. Сереньких да беленьких.

Хозяин. Вы летите как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси-лебеди, домой!

Гуси летят с пастбища домой, а волк ловит их до того места, где стоит хозяин. После 2-3 перелетов гусей, выбираются новые волк и хозяин. Каждый раз пойманных волком гусей ведущий подсчитывает и отпускает.

Выигрывает тот из волков, кто сумеет поймать больше, чем другие.

Вопросы

Дети делятся на 2 команды. Ведущий кладет в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто из ребят не видел, после чего спрашивает игроков, что это за предмет. Это может быть игрушка, конфета, яблоко, мяч, книга - словом, все, что знакомо детям. Они должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Например: Оно круглое? Съедобное? Красного цвета? Его можно кидать? Оно тяжелое? Из железа? и т. д.

Побеждает команда, которая быстрее соперников правильно угадает и назовет предмет, лежащий в коробке.

Пощипай! (игра-загадка)

Ведущий объясняет игру 1 или 2 детям, которые, уяснив ее смысл, разыгрывают своих товарищей.

- Тарин, барин, пощипай, Ехали на лодке. Тарин, барин утонул - Кто остался в лодке?

- Пощипай!

Затеявший игру начинает щипать своего партнера.

Закончи слово

Дети располагаются по кругу. Ведущий бросает кому-либо мячик и говорит первый слог какого-нибудь слова, например: «Са.». Ребенок, которому бросили мяч, ловит его и прибавляет к слогу такое окончание, которое в совокупности составило бы целое слово. Например: ведущий говорит: «Са.», поймавший отвечает: «. ша» (Саша) - и бросает мячик ведущему. Слова надо подбирать короткие и знакомые детям, вначале игры ведущий может сказать, что это будут имена тех, кто стоит в круге. Ка-тя, Ми-ша, Ири-на, Све-та, Ко-ля, О-ля и т. д. Постепенно, раз за разом, игру можно усложнять, вводя слова из трех слогов. Например: ведущий говорит: «Са.» - и бросает мяч ребенку, поймавший отвечает: «мо» - и бросает мячик другому игроку. Тот заканчивает слово: «лет» (Са-мо-лет) -и бросает мяч ведущему и т. д.

Какие слова бывают

Ведущий предлагает детям сыграть в игру, кто больше знает разных слов. Выигрывает тот из ребят, кто назовет больше слов, чем другие.

Дразнилки

Дразнилка - это жанр игрового детского творчества. Она возникает как прибавление к имени ребенка рифмованного прозвища или созвучного слова («Андрей-воробей», «Антошка-картошка», «Лиза-подлиза», «Лешка-лепешка»). Ведущий предлагает детям придумать слова, созвучные именам девочек и мальчиков, и чтобы это были дразнилки. Например:

Аркашка-таракашка-букашка.

Саша-каша-простокваша.

Андрей-воробей-ротозей.

Зинка-корзинка-резинка.

Танюшка-лягушка-ватрушка.

Валя-краля.

Света-конфета.

Мишка-шишка.

Анна-ванна. Побеждает тот из ребят, кто сумеет придумать слов-дразнилок больше, чем другие, и тот, кто придумает самую необычную дразнилку.

Ласковые слова

Один ребенок садится лицом к другим детям. По команде ведущего игроки должны по очереди говорить ему только ласковые слова - солнышко, зайчик, березка, котик, милый, дорогой, нежный, хороший, травка, цветочек и т. д.

Нельзя повторять ранее произнесенные слова, на придумывание в случае затруднения ведущий дает игроку 15-20 секунд. Не сумевший справиться с заданием за это время или назвавший «не ласковое слово», выбывает из игры.

Побеждает участник, успешно справившийся с заданием и вышедший в финал в единственном числе.

Цапки

Выбирается водящий, он вытягивает вперед руку ладонью вниз. Все дети ставят под ладонь свой указательный палец. Водящий говорит:

Под моею крышей

Собралися мыши,

Заяц, белка, жаба,

ЦАП! Или: На горе стояли зайцы и кричали: «Прячьте пальцы!» ЦАП!

При слове «цап!» водящий сжимает ладонь в кулак, а все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен, тот становится водящим.

Ушки

Дети разбиваются по парам, ударяют 2 руками в ладоши друг друга и приговаривают:

Мама била, била, била И все папе доложила. Папа бил, бил, бил И все бабе доложил. Баба била, била, била И все деду доложила. Дед бил, бил, бил И все сестрам доложил. Сестры били, били, били И все братьям доложили. Братья били, били, били, И в кадушку закатили, А в кадушке две лягушки - Закрывай скорее ушки!

При последних словах ребята должны быстро прикрыть ладонями свои уши. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Испорченный телефон

Дети садятся в одну линию. Ведущий тихо, быстро, но отчетливо шепчет на ухо первому с краю какое-нибудь слово или короткое предложение, например: «жадина-говядина» или «муха села на варенье». Тот передает, что услышал, второму, тот - третьему и т. д. Последний в цепочке встает и громко говорит, что он услышал. А после этого ведущий называет первоначальное слово. Если слово по дороге исказилось, нужно пройти «обратно по линии» отыскать, кто первым его исказил. Виновник становится ведущим, и игра продолжается. Если слово дошло до последнего участника без искажения, тогда ведущий еще раз начинает игру, придумав новое сообщение.

Загадки-складки

Игра проводится так же, как и с детьми 3-4 лет «Загадки-складки» в разделе «Словесные игры». Изменение состоит в том, что ведущий предлагает детям новые, более сложные загадки.

Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком, Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, Он зовется. (Чиполлино)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

Но лисице на зубок

Все ж попался. (Колобок)

На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился. (Колобок)

С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган, Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? Вот подсказка вам, друзья, Его девочка Мальвина Называла. (Буратино, «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор. (Айболит)

Вместе с Карлсоном Прыгал с крыш Шалунишка наш. (Малыш)

Скачет лошадь не простая -

Чудо-грива золотая,

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

У лошадки есть сынок -

Удивительный конек,

Удивительный конек,

По прозванью. (Горбунок)

Он дружок зверям и детям, Он живое существо, Но таких на белом свете Больше нет ни одного. Потому что он не птица,

Не тигренок, не лисица, Не котенок, не щенок, Не волчонок, не сурок Но заснята для кино И известна всем давно Эта милая мордашка И зовется. (Чебурашка)

Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят. (Черепахи)

У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя - маленький хвост, Спереди у зверя - хвост большой, Ну, конечно, это он Ну, конечно, это. (Слон)

И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете -На поляне, на опушке Мы зеленые. (Лягушки)

На ветке не птичка -Зверек-невеличка, Мех теплый, как грелка. Кто же это?. (Белка)

Я в любую непогоду Уважаю очень воду И от грязи берегусь -Чистоплотный, серый. (Гусь)

Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков, В теплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый. (Воробей)

На одной ноге стоит, В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад, Ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете? Это. (Цапля)

За рекой они росли, Их на праздник принесли, На веточках - иголки Что же это?. (Елки)

Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса! Наш зверек уносит ноги. Ну-ка, быстро отгадай-ка, Как зверек зовется?. (Зайка)

Очень ласковый и чистый,

Лапой моется пушистой,

Если пустит ногти в ход -

Страшный зверь - домашний. (Кот)

Он с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке. Он веселая игрушка, И зовут его. (Петрушка)

Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Пасется весь день. Кто же это?. (Олень)

Звонко время отмечает, Утром солнышко встречает. Вот последний луч потух - Спит на жердочке. (Петух)

Не олень он и не бык,

В жарких странах жить привык,

На носу имеет рог.

Кто же это?. (Носорог)

Кто-то за кого-то Ухватился цепко:

- Ох, никак не вытянуть!

- Ох, засела крепко! Но еще помощники Скоро прибегут. Победит упрямицу Дружный общий труд! Кто засел так крепко? Может, это. (Репка)

Загадки и отгадки

Ведущий раздает детям карточки с картинками. Сам же берет карточку с текстом загадки и читает ее. Дети рассматривают свои картинки и, если среди них найдется предмет, являющийся отгадкой, то ребенок поднимает карточку и говорит: «Это про.» Тот, кто отгадал загадку, получает пустую карточку, которой накрывает свою картинку. Игра продолжается, пока ребята не закроют все картинки на своих карточках.

Сама мелковата,

А хвост богатый.

С ветки на ветку скок-скок,

Орешек за орешком щелк-пощелк. (Белка)

Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

Словно елка, весь в иголках. (Еж)

Прыг-скок трусишка: Хвост - коротышка,

Ушки вдоль спинки, Глаза с косинкой. Одежда в два цвета: На зиму и лето. (Заяц)

На овчарку он похож

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

С хозяином дружит, на чужих лает, в дом не пускает. (Собака)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

Маленький рост, Длинный хвост, Серая шубка, Острые зубки. (Мышь)

Рыжий молокозавод День жует и ночь жует: Ведь траву не так легко Переделать в молоко! (Корова)

Хвост крючком, а рыльце пятачком. (Свинья)

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу

Рот есть, да не говорю.

Глаза есть - не мигаю,

Крылья есть - не летаю. (Рыба)

Пишет он, когда диктует, Он и чертит, и рисует.

И сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)

Я пыхну, пыхну, пыхну,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

"Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

Она меня впускает в дом И выпускает вон, В ночное время под замком Она хранит мой сон. (Дверь)

Кинешь в речку - не тонет, Бьешь о стенку - не стонет, Будешь о земь кидать -Станет кверху летать. (Мяч)

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня? (Коньки)

За веревочку-узду Через двор коня веду, С горки вниз на нем лечу, А назад его тащу. (Санки)

Две курносые подружки Не отстали друг от дружки: Обе по снегу бегут, Обе песенки поют, Обе ленты на снегу Оставляют на бегу! (Лыжи)

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи.«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Игры для детей с нарушениями в развитии Игры- наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игра.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста Что за предмет? Цель: учить ребенка называть предмет и его описывать. Ход игры: Найдите мешочек, положите в него несколько знакомых ребенку.

Словесные игры для детей старшей и подготовительной к школе групп Отгадай-ка Цель игры. Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Словесные игры для детей с нарушениями речи
Опубликовано: 14 октября 2020 в 09:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД