Лучший педагог года

Сложный стимульный материал как средство развития зрительного восприятия дошкольников с нарушенным зрением

Наталья Сурикова
Сложный стимульный материал как средство развития зрительного восприятия дошкольников с нарушенным зрением

Дети с косоглазием и амблиопией пользуются зрением как основным средством восприятия. Познание окружающего мира формирование всех видов познавательной и трудовой деятельности у них протекают в условиях нарушенного зрения, и строится на суженной наглядной и действенной основе. Говоря о зрительном восприятии детей с косоглазием и амблиопией, следует отметить, что у них наблюдается неполнота, фрагментарность восприятия предметов, процессов и явлений окружающей действительности, что отрицательно сказывается на овладении знаниями и умениями.

Публикация «Сложный стимульный материал как средство развития зрительного восприятия дошкольников с нарушенным зрением» размещена в разделах

Из-за неумения смотреть, из-за нежелания вглядываться, рассматривать зрительное восприятие получается поверхностным, зрительный образ искажённым, неточным. Нечёткое, неточное, приблизительное представление не вызывает интереса к предмету, явлению, действию.

Поскольку зрительный процесс при косоглазии и амблиопии определяется состоянием, взаимодействием и взаимной компенсацией многих зрительных функций, характеризующихся неравнозначностью нарушений, необходимо развивать зрительное восприятие.

Нарушения зрения влияют не только на скорость, но и качество восприятия, его точность и полноту. Снижение тонкости зрительных дифференцировок отчетливо проявляется у частично зрячих и слабовидящих в процессе зрительного узнавания объектов, причем полнота и точность восприятия, так же как и скорость, зависят от остроты зрения.

Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности.

Несмотря на отмеченные выше специфические особенности, зрительное восприятие детей с нарушениями зрения в своих основных закономерностях протекает принципиально так же, как и в норме.

Процесс становления зрительного образа у детей с нарушениями зрения, как и у нормально видящих, проходит через ряд фаз от видения нерасчлененного пятна, сливающегося с фоном, к вычленению контура из фона и затем к узнаванию объекта. Тот факт, что при низкой остроте остаточного зрения или неблагоприятных условиях восприятия (малый угол зрения, недостаточная освещенность, контрастность и т. п.) образы у людей с дефектами зрения зачастую не достигают высших фаз своего развития, не опровергает только что приведенного положения об идентичности протекания визуального восприятия при аномалиях зрения и в норме, а только свидетельствует о наличии серьезных затруднений, возникающих при снижении остроты зрения в процессе зрительного отражения, и необходимости возмещения возникающих при этом пробелов в чувственном опыте.

В дошкольном возрасте, наиболее эффективным средством по развитию и совершенствованию указанных выше основных свойств зрительного восприятия является работа со сложным стимульным материалом. Для освоения ребенком с нарушенным зрением восприятия сложных изображений необходимо проводить подготовительную работу. Обучение «чтению рисунка» начинается с его нахождения, т. е. выделения из фоновой плоскости и определения границ. Для выделения и опознания контура как основной формообразующей структуры объекта используются следующие приемы:

• совмещение силуэтного трафарета с изображением;

• прослеживание (обведение) контура;

• опознание контурных изображений;

• опознание контурных изображений по частям (деталям);

• выделение заданного контура из зашумленного

• перцептивного поля (маскировочной сетки, наложенных контурных изображений).

Развитию зрительного восприятия способствуют задания на соотнесение контурных, силуэтных цветных изображений с реальными предметами, например, «Найди сходство и различие», «Найди другую половинку изображения» и другие.

Наибольшей эффективностью в формировании всех зрительных функций у дошкольника обладают зашумленные предметные изображения. Это обусловлено тем, что зрительно воспринимаемый предмет или его изображение, как правило, является комплексным зрительным раздражителем, для правильного восприятия которого необходим ряд условий. К этим условиям относится: рассматривание объекта; выделение его существенных признаков; установление отношений этих признаков и синтез их в известные группы, которые определяют конечное восприятие зрительного объекта; торможение признаков, которые не имеют существенного значения.

Чем сложнее по своей зрительной структуре предмет или его изображение и чем меньше он упрочен в предшествующем опыте, тем более сложный и развернутый характер носит процесс зрительного анализа и синтеза, который лежит в основе восприятия.

Применение зашумленных предметных картинок в работе с детьми дошкольного возраста должно носить дозированный, поэтапный характер и иметь постепенное усложнение. Так сначала используется одиночное узнавание контурных изображений, для уточнения сформированности и осведомленности знаний детей о той или иной дидактической теме. Затем ребенку предлагаются задания с узнаванием контурных изображений предметов с различным зашумлением. По мере освоения материала задания усложняются.

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Книга в жизни дошкольника с нарушенным зрениемКнига в жизни дошкольника с нарушенным зрением Методические рекомендации. Книга – главный путь развития эмоционально-познавательной деятельности детей с нарушением зрения в работе дошкольного.

Консультация для родителей «Лепка из снега как средство развития мелкой моторики и тактильного восприятия» Лепка из любого материала (пластилина, глины, теста и т. д.)является прекрасным средством развития мелкой моторики, которое оказывает положительное.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3–4 лет с нарушенным зрением» Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3 – 4 лет с нарушенным зрением» Составила: Дьяконова Елена Сергеевна, соавтор:.

Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: • упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения • развивать зрительное восприятие • закреплять умение.

Математические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольниковМатематические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольников Математика - царица наук и мощный фактор интеллектуального развития ребёнка. Математикой мы пользуемся каждый день, поэтому навыки математического.

Несколько игр для развития зрительного восприятия и мышленияНесколько игр для развития зрительного восприятия и мышления Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию несколько игр, изготовленных мною для развития у детей зрительного восприятия, обучения классификации.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сложный стимульный материал как средство развития зрительного восприятия дошкольников с нарушенным зрением
Опубликовано: 13 мая 2022 в 21:08
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД