Папки-передвижки

Сообщение из опыта работы «Развитие музыкальных способностей дошкольников через элементарное музицирование»

ЛИДИЯ ЦИ
Сообщение из опыта работы «Развитие музыкальных способностей дошкольников через элементарное музицирование»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №35 города Благовещенска»

Сообщение из опыта работы

«Развитие музыкальных способностей дошкольников через элементарное музицирование»

Ци Лидия Петровна,

музыкальный руководитель,

высшая категория

2021 год

Публикация «Сообщение из опыта работы „Развитие музыкальных способностей дошкольников через элементарное музицирование“» размещена в разделах

Игра на детских музыкальных инструментах - один из видов детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно интересен и привлекателен для малышей. Я согласна с мнением, что она обогащает музыкальные впечатления детей, способствует развитию их музыкальных способностей, ребенок раскрывает свое внутреннее «Я», самовыражается, показывает свою самостоятельность и активность. В моей работе детское инструментальное творчество представлено шумовой группой музыкальных инструментов. Знакомство с ними и со способами игры я веду по принципу - от простого к сложному: от игры на простейших музыкальных инструментах одного вида до игры в детском шумовом оркестре. Для репертуара лучше всего подходят русские народные попевки и песни. Обучение детей игре на музыкальных инструментах в детском саду осуществляю различными способами - обучение по цветовой системе, игра по слуху и игра по нотам.

Я считаю верным утверждение, что музыкальные способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии. Многие зарубежные и отечественные педагоги, психологи и музыканты занимались изучением и исследованием музыкальных способностей детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности. Среди них известный музыкант и психолог Б. М. Теплов, немецкий ученый К. Орф, музыкальные теоретики и практики Е. А. Флерина, С. Т. Шацкая, Н. А. Метлов, О. П. Радынова, Н. А. Ветлугина и другие.

В своей работе по данной теме я основываюсь на системе Карла Орфа и опираюсь на программу Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование».

Известный немецкий музыковед К. Орф изучил влияние различных видов музыкальной деятельности, в частности игры на музыкальных инструментах, на общее развитие музыкальности детей, разработал специальный комплект инструментов для детского музицирования.

В отечественной педагогике одним из инициаторов развития музыкальных способностей детей через игру на музыкальных инструментах стал известный теоретик и педагог Н. А. Метлов. Он отмечал значение приобщения детей дошкольного возраста к различным видам музыкальной деятельности и делал акцент на элементарном музицировании (игре на простейших музыкальных инструментах). Он разработал методику обучения игре на музыкальных инструментах, отобрал репертуар, удобный для исполнения в детском оркестре, предложил правила инструментовки этого репертуара. Н. А. Метлов, не уменьшая важности слушания музыки, пения и ритмических движений, подчеркивал значимость работы по элементарному музицированию с детьми дошкольного возраста, так как этот вид деятельности наиболее продуктивный и изобразительный для дошкольников.

Проанализировав подходы разных авторов к данному вопросу, я пришла к мнению, что музыкальные способности развиваются непосредственно в музыкальной деятельности. Важно в своей работе осознать приоритетные цели и задачи, понимать в чем выражается основной эффект развития музыкальности детей.

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах является подготовительным этапом для игры в оркестре. Подготовительная работа начинается с младшей группы, где я знакомлю детей с шумовыми музыкальными инструментами, учу простейшим приемам игры на них. В ходе обучения дети начинают осознавать ритмическую пульсацию музыки, учатся маршировать, хлопать в ладоши в такт музыке, притопывать одной ногой, выполнять равномерные удары.

В 1 младшей группе учу детей узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки. Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук. Уже в 1 младшей группе провожу музыкально-дидактическую игру “Угадай, на чём играю?” Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до четырёх. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те, которые лежат перед ними.

Во 2-й младшей группе закрепляю знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаю знакомить с новыми – добавляю музыкальный молоточек и металлофон. Я заметила, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками. Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое звучание). Продолжая развивать динамическое восприятие, использую такие игры как “Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только на свою музыку.

Далее начинаю знакомить детей с новым музыкальным инструментом – металлофоном. Стараюсь, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности в игровой форме.

В средней группе начинаю обучать детей игре на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Огромное значение уделяю правильной посадке детей во время игры. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка и т. д. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, я начинаю игру несложных песенок на одном звуке. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки.

Наиболее синтезивным для развития музыкальных способностей детей считается старший дошкольный возраст. В этом возрасте совершенствуются все психические и волевые процессы, деятельность приобретает произвольность и планомерность, закрепляются знания и умения, полученные в предыдущих группах.

В старшей и подготовительной группах, при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отвожу музыкально-дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности. Поэтому я обязательно применяю в своей работе различные игры, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле, приучаем слушать себя и других. Разученные произведения исполняем на детских праздниках.

Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, итоговым этапом в обучении детей игре на музыкальных инструментах я считаю музыкально-исполнительскую деятельность детей в оркестре, которая позволяет удовлетворить их музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности. На этом этапе важно научить детей слышать себя как часть общего оркестра, соотносить свою игру с игрой других детей, развивать чувство ансамбля.

Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах разделяю на 3 этапа:

• 1 этап включает ознакомление с мелодией и инструментами, способами игры на них.

• 2 этап - разучивание мелодии и ритма, отработка исполнительских приёмов.

• 3 этап – целостное исполнение произведения.

В составе нашего оркестра использую:

• Ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, тон-блоки, маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);

• Ударные мелодические инструменты (ксилофоны, металлофоны);

• Наборы народных инструментов.

При комплектовании оркестра придерживаюсь соотношения всех групп инструментов. Мною учитывается, что инструментов с тихим звучанием должно быть больше, а тихих – меньше.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. У нас на занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют концертные выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках, на открытых занятиях перед гостями.

Я считаю, что важна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирования является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Я надеюсь, что мои усилия не пропадут даром и дети из маленького по возрасту и по составу оркестрика, уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями инструментальной музыки.

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Развитие музыкальных способностей дошкольников через элементарное музицирование»
Опубликовано: 6 мая 2021 в 06:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД