Социальная адаптация детей дошкольного возраста в процессе формирования здорового образа жизни

Novikova
Социальная адаптация детей дошкольного возраста в процессе формирования здорового образа жизни

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира.

Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.

Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Однако в отличие от взрослого ребенок "за здоровьем" не побежит. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.

Разработанная система обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья начиная с периода первого детства позволит успешно решать задачу формирования своей философии жизни, собственной философии здоровья.

Между тем в существующих программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста отсутствует научно обоснованная технология решения данного вопроса. В этой связи назрела необходимость специального исследования процесса формирования здорового образа жизни детей 3-7 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Данную задачу целесообразно решать не в форме дополнительно го образования, путем введения, к примеру, занятий по валеологии, а интегрированно, в процессе физкультурной деятельности. Такой подход, на наш взгляд, более оправдан, учитывая перегруженность программ дошкольного воспитания в последние годы информационно-познавательной деятельностью, увеличением числа различного рода дополнительных образовательных услуг.

Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

В основу концепции валеологического обеспечения физкультурной деятельности детей положена идея создания условий для реализации доминирующих базовых потребностей, природно присущих человеку. Ведущей в системе этих потребностей выступает потребность в двигательной активности, физическом самосовершенствовании. Она проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия, наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребностью сопереживания в процессе взаимодействия и общения; потребностью в самоутверждении.

Первичные базовые потребности являются мотивом поведения ребенка на этапе начального обучения здоровому образу жизни. Однако постепенно под воздействием педагогических средств формирования здоровья они перестраиваются и превращаются во вторичные побуждения; действия детей по истечении времени становятся самомотивированными.

Валеологическая концепция физкультурного образования была реализована в разработанной нами обучающей программе формирования здорового образа жизни у детей 3-7 лет.Она основана на следующих принципах:

- единства валеологической и физкультурной деятельности;

- непрерывности и преемственности;

- единства индивидуализации и дифференциации;

- целеполагающего подхода к инновационной валеологической деятельности.

В рамках данной концепции преследовалась цель, связанная не только с формированием знаний, умений и навыков здорового образа жизни, но и в конечном счете с формированием отношения ребенка к себе как к эмоционально и социально значимой личности.

Включение его в деятельность, направленную на обучение и сохранение здоровья, правильное отношения к миру, окружающим людям, умение устанавливать взаимосвязь между организмом человека и окружающей средой - важное условие социальной адаптации личности ребенка.

Результаты проведенного исследования выявили преимущество экспериментальной группы в проявлении социальной адаптации, уровня комфортности и психологической раскованности на всех возрастных этапах.

При оценке личностных особенностей нельзя не обратить внимание на характер изменений в проявлении такой характеристики, как общительность. Если в контрольной группе тенденция возрастной динамики незначительна, то в экспериментальной она достаточно выраженная.

Полученные данные подтвердили положительное влияние разработанной технологии обучения здоровому образу жизни на умение ребенка устанавливать психологические контакты с окружающими его близкими людьми, друзьями, воспитателями. Решение этой задачи обусловлено уровнем валеологической культуры взрослых. Уверенное владение педагогом основными приемами валеологического образования обеспечило повышенный интерес детей к обучению здоровой жизнедеятельности, развитие способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром и самим собой.

Таким образом, результаты исследования показали, что целенаправленное формирование здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности детей 3 - 7 лет обеспечивает не только физическое, но и полноценное психическое саморазвитие ребенка, воздействуя на его эмоционально-волевую сферу, усиливая механизм социальной адаптации к окружающей среде.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Социальная адаптация детей дошкольного возраста в процессе формирования здорового образа жизни
Опубликовано: 21 октября 2020 в 19:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 ноября. День матери

День Матери – праздник международный, но отмечается он в разных странах в разные даты. У нас России праздник День матери, официально учреждённый в 1998 году, приходится на последнее ноябрьское...

29 ноября. Праздник колеса на МААМ

Очередной тематический день посвящен величайшему изобретению человечества. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям про колесо и увлечь их играми с ним.

Сценарий досуга ко Дню Матери «Пусть всегда будет мама!» с детьми старшего...
Цель: создать радостное, праздничное настроение детям и маме; обобщить знания детей о международном празднике Дне Матери, о маме - самом дорогом человеку...
Фотоотчет о развлечении для детей второй младшей группы «С Днем Матери!» ко Дню...
Добрый день, уважаемые коллеги! Мама – первое слово, главное слово в каждой судьбе! В ноябре ежегодно, по уже давно сложившейся традиции мы в нашем детском...
Мастер-класс по изготовлению открытки ко Дню матери «От всего сердца» для детей...
Мастер - класс по изготовлению открытки ко Дню матери: "От всего сердца" для детей младшего дошкольного возраста. Сегодня я предлагаю вашему...