Получи документы

Социально-коммуникативное развитие дошкольников

Ирина Овчинникова
Социально-коммуникативное развитие дошкольников

Социально-коммуникативное развитие дошкольников.

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я умею! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

Публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» размещена в разделах

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-7 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Чтобы добиться результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, находить решение проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, организовывать деятельность для получения результата.

Педагог и дети тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и неудачи.

Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры в развитии взаимодействия взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных организаций более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Основная цель социально-коммуникативного развития : позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [15].

Задачами социально-коммуникативного развития являются :

• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых;

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Для реализации задач социально-коммуникативного развития взаимодействия старших дошкольников со сверстниками необходимо создать среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям, в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию — пониманию — оценке — выбору для себя установки.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста определяется следующими принципами:

• Принцип целенаправленности означает, что работа социально-коммуникативного развития, ее содержание и методы определены целью.

• Принцип комплексного воздействия предусматривает единство задач, средств и методов воспитания, преемственную связь воспитания и развития личности в дошкольном учреждении, семье и обществе, ценность воздействий на чувства, сознание и поведение.

Принцип воспитания в деятельности: организация благоприятных условий для развития ребенка с опорой на его ведущую деятельность, то есть игру.

• Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные черты, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитие в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка склонности к усовершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности.

• Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят, приобретает элементарные навыки коллективной жизни [33].

В образовании человека как представителя и носителя культуры пристальное внимание уделяется начальным этапам детского развития. Мир ребенка – неотъемлемая часть культуры любого человеческого общества, которое не может познать себя, не поняв закономерностей детства, обусловленных особенностями культуры данного времени (И. С. Кон).

Социализация, традиционно трактуемая как привносимое обществом извне и присваиваемое ребенком в деятельности качество жизни, составляет основу становления человека как личности. Образование, являясь одной из магистральных форм контролируемого развития, во многом определяет настоящее и будущее индивида и общества в целом.

Система дошкольного образования является гибкой, многофункциональной сетью дошкольных образовательных учреждений (ДОУ, которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом. В дошкольном образовании речь идет о формировании ключевых компетенций – общей культуры, физических, интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в основных видах детской деятельности.

Для успешной социализации детей дошкольного возраста требуется соблюдение ряда психологопедагогических условий:

• личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

• предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр. ;

• ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

• ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

• создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально–личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

• формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;

• сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности. Социализация включает в себя разнообразную детскую деятельность: игровую, исследовательскую, предметную, познавательную, коммуникативную где происходят активное взаимодействие и совмещение разных представлений, отношений, формируется поведение социальной и индивидуальной направленности ребенка, приобретается социально – индивидуальный опыт. Ориентирами для успешной социализации детей в дошкольном образовании выступает организация детской деятельности и полноценное взаимодействиесо взрослыми и сверстниками в повседневной жизни, разностороннее и целостное развитие ребенка в ДОУ.

•Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

•Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

•Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства. •Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

•Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Театрализованная деятельность помогает детям преодолеть неуверенность в себе, трудности в общении, позволяет почувствовать себя в новом образе, оказаться в новой, пусть и сценарной, жизненной ситуации, смоделировать новые формы поведения.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

"Ребёнок в игре получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребёнка, проявляясь, они вместе с тем и формируются". С. Л. Рубинштейн.

Особое место в процессе формирования социальной компетентности детей занимает игровая деятельность. Игра широко используется как основное средство социальной интеграции детей, формирования у них навыков социального поведения.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Когда ребёнок играет, принимая на себя различные роли, воспроизводя или продумывая те или иные интересные ситуации и способы поведения в них, его социализация проходит наиболее естественно и успешно. Играя, ребёнок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, реализуется установка на выражение своей внутренней жизни и стремление к творчеству.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.

Организуя проведение подвижных игр с высоким и низким уровнем двигательной активности, педагог может достичь следующих целей:

• Помочь детям ощутить единение с другими.

• Показать детям, что значит уважение.

Развить в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим. • Развить в детях чувство юмора.

• Помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Дидактическая игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Дидактическая игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учиться рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются его внимание, память, развивается познавательный интерес.

Дидактическая игра формирует знания детей о явлениях общественной жизни, помогает, активно познавать окружающий мир и становиться его частью. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления о социальной деятельности : отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. В игре у детей систематизируются, углубляются знания о Родине, о людях разных профессий, о труде людей, о людях разных национальностей.

Данный блок игр рекомендуется использовать педагогам для:

1. Развития отношений, построенных на готовности конструктивно выстраивать взаимодействие друг с другом.

2. Овладения сущностью событий и пространства.

3. Взаимодействия со значимыми взрослыми.

4. Определения социальных ролей, актуализированных ситуацией.

5. Развития коммуникативных навыков и умений.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей.

Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения

. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов.

Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире. Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Социально-коммуникативное развитие детей происходит и в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

– Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

– Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.

– Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

О мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т. д. ; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.

О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.

О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д.

. – О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.

О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Структура проведения игры – эксперимента:

– Постановка, формулировка познавательной задачи.

– Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

– Выдвижение предположения, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.

– Проверка итогов, вывод. – Фиксация результатов. – Вопросы детей. Ожидаемые результаты:

– Сформированность эмоционально-личностного отношения к окружающему миру.

– Проявление познавательного интереса к играм – экспериментам, улучшение речевого развития.

– Сформированность основ логического мышления.

– Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

– Сформированность коммуникативных навыков.

– Использование результатов в игровой деятельности.

КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Конструктивная деятельность способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования; развивает способность воспринимать свойства предметного мира; понимать существенные зависимости структуры предмета и его функции и создавать новые, оригинальные образы. Для того чтобы ребенок овладел конструированием как универсальной способностью к созданию разных целостностей (конструкций) выполняются задачи:

1. Развитие сенсорно-аналитической деятельности.

2. Формирование обобщенных представлений конструирования по образцу.

3. Формирование умения анализировать по условиям, заданные взрослым.

4. Формирование умения конструировать по схеме, предложенной взрослым, и строить схему будущей конструкции.

5. Формирование способности к построению собственных замыслов.

6. Развитие инициативы и активности при конструировании по теме.

7. Развитие описательной, образной, эмоциональной речи детей.

Формы работы по развитию социально-коммуникативного развития :

• работа с детьми;

• взаимодействие с родителями;

• взаимодействие со специалистами детского сада.

Направления:

• отношение ребенка к самому себе;

Целостное представление о себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научится «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях

• отношение с взрослыми;

«Отношение с взрослыми» формируют осознанное отношение к семье, понятие о многообразии социальных ролей взрослых; проявление интереса к эмоциональному миру взрослых.

• отношение со сверстниками.

Находясь в обществе сверстников, ребенку важно научиться устанавливать с ними дружеские отношения, а для этого учу детей разбираться в причинах собственных поступков, находить способы примирения с друзьями.

Коррекционная работа по формированию социально-коммуникативных навыков осуществляется в рамках совместной деятельности воспитателя и детей с небольшими подгруппами и индивидуально, а также путем включения в занятия, предусмотренные программой, специального материала по формированию коммуникативных навыков. Специально организованных занятий по формированию социально-коммуникативных навыков не проводится во избежание перегрузки и утомления детей.

Список используемых источников.

1. https://shkola-i4.ru/teachers/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.pdf

2. https://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6917/2/avdykova.pdf

3. https://edu-frn.spb.ru/files/3B0JPQ2F3XOGWCO40WOKK4GGS_mclDyei5dqG1rFNPNuvv.pdf

4. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004

5. Бондаренко А. К., Дидактические игры в детском саду. – М. «Просвещение», 1985

6. Сорокина А. И., Дидактические игры в детском саду: (Старшая группа). – М. : «Просвещение», 1982

7. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В., Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. – Айрис пресс. Москва 2008.

8. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников.

9. Шипицина Л. В. «Азбука общения» Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. М. :Детство – Пресс, 1998

10. Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 1996

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклойСоциально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой Мы все прекрасно знаем, что кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла,.

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие)Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие) Цель: закреплять знания об обобщающем понятии "транспорт" Задачи: - познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный;.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки»Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки» Задачи: повышать интерес к занятиям по оригами через игру; учить делать из квадрата цветной бумаги дом; воспитывать аккуратность,.

Перспективное планирование ОО «Социально — коммуникативное развитие» (подготовительная к школе группа) Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по социально – коммуникативному развитию с детьми.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2)Социально-коммуникативное и физическое развитие. Иллюстрированная большая книга классификаций (часть 1 и 2) Уважаемые коллеги, продолжаю освещать работу над пособием «Иллюстрированная большая книга классификаций». Для обогащения развивающей среды.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Социально-коммуникативное развитие «Накроем стол для игрушек» Тема: «Накроем стол для игрушек» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста Программное содержание: Цель: Учить детей сервировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие дошкольников
Опубликовано: 23 мая 2021 в 17:44
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД