Марина Храмцова
Социально-педагогический проект «Умные пальчики» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-педагогический проект
Тема «Умные пальчики»
Подготовительная к школе группа
Авторы создания проекта: учитель – логопед: Храмцова М. Г., воспитатели: Назарчук О. В, Ольховская Е. А
Вид проекта: социально-педагогический
Продолжительность проекта: среднесрочный, групповой.
с января – по май.
Участники проекта:
•Учитель-логопед •Воспитатели
• Дети
• Родители
Обоснование проекта:
Публикация «Социально-педагогический проект „Умные пальчики“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.
Во-первых, родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Во-вторых, группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Исходя из актуальности выбранной темы, нами определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель:Создание оптимальных условий, способствующих полноценному раскрытию потенциальных возможностей детей в совершенствовании мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей.
Повышение компетентности по вопросам теории и практики развития мелкой моторики у детей с ОНР.
Задачи:1. Развивать и совершенствовать мелкую моторику кистей и пальцев рук у детей с ОНР.
2. Формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с детьми.
3. Раскрыть перед родителями важность речевых пальчиковых игр, которые развивают речь детей, улучшают мыслительную деятельность, стимулирует фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности, подготавливают руку к письму, принося ощущения радости, взаимопонимания.
4. Модернизировать предметно –развивающую среду в группе, логопедическом кабинете.
5. Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:
- произвольного внимания;
- логического мышления;
- зрительного и слухового восприятия;
- памяти, речи детей.
Формировать и совершенствовать пространственные представления:
- ориентацию на листе;
- ориентацию в пространстве на примере собственного тела.
Формировать навыки учебной деятельности:
- умение действовать по словесным инструкциям;
- контроль за собственными действиями.
На основе изученных литературных источников, практического опыта сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Актуальность:
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось.
Актуальность нашей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Практическая значимость заключается в следующем:
1. Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.
2. Представлен систематизированный материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).
3. Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Реализация проекта проходила в три этапа:
I этап - подготовительный этап
• Определение темы проекта
• Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
• Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности
Изучение:
- научно-методической литературы по теме исследования;
- понятий, касающихся темы проекта;
Подбор материала;
Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;
Создание предметно-развивающей среды;
II этап – основной
Работа выстраивалась в двух направлениях:
с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».
III этап – заключительный
Проведение мастер-класса по теме «Изготовления пособий по развитию мелкой моторики своими руками»
Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи;
Презентация проекта «Умные пальчики»
Реализация проекта
Решая задачи развития мелкой моторики, мы создали необходимые условия в группе и логопедическом кабинете. Предметно - развивающая среда представлена следующими компонентами:
мячи (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные);
пробки от пластиковых бутылок: всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов; парами – как «башмачки» для пальцев; просверленные посередине – для нанизывания бус;
веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
щетки для волос, аппликаторы Кузнецова, коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней;
клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками;
игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
«сухие бассейны» – емкости, наполненные горохом, фасолью, рисом – для самомассажа кистей;
моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;
грецкие орехи – для самомассажа кистей;
«волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;
мелкий конструктор;
разрезные картинки;
рабочие тетради «прописи»;
информационные стенды для родителей.
Все эти компоненты должны находиться в свободном доступе, вызывать у детей интерес и желание играть с ними.
Нами разработаны и изготовлены следующие пособия: игры на развитие мелкой моторики: «Умные шнурочки», «На лесной полянке», «Подбери иголки к елке и ежику», «Почини расческу», «Рыбка», «Зашнуруй ботинок», подготовлен и оборудован центр «Игры с манкой, песком», центр работы по ручному труду «Картонное кружево».
Изучив опыт работы по данной проблеме, мы пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Поэтому нами составлены игровые комплексы, включающие следующие виды деятельности:
1 Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Использование методики Су Джок работа с различным материалом (семенами)6 сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
4. Игры на координацию движений.
5. Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, картонное кружево, рисование нетрадиционными способами).
Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно-образовательной деятельности, так и в вечернее время.
Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная работа родителей и педагогов.
Поэтому нашей задачей было повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
С целью знакомства родителей с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста были проведены консультации по данной теме, подготовлены рекомендации «Развитие мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи», изготовлены буклеты «Су Джок терапия в коррекционной работе логопеда», «Леворукий ребенок», памятка родителям по развитию мелкой моторики.
Был проведен мастер-класс для родителей теме «Изготовления пособий по развитию мелкой моторики своими руками»; «Картонное кружево».
оформление выставки поделок «Оригамская сказка»;
творческое рассказывание – придумывание историй, героями которых являются поделки оригами (работа в парах, ведение диалога).
Результативность
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. К концу года все дети научились ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, усовершенствовались их умения действовать по словесным инструкциям и самоконтроль. Значительно повысился уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление. Улучшились память и речь. Стоит отметить, что в основном все воспитанники группы научились завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы. Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.
В ходе работы над проектом:
Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.
Систематизирован материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).
Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Изготовлены буклеты «Су Джок терапия в коррекционной работе логопеда», «Леворукий ребенок», памятка родителям по развитию мелкой моторики.
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи во взаимодействии с родителями способствует снятию умственной усталости, напряжения, улучшению произношения многих звуков, а значит, развивает речь ребенка.