Дана
Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Социальную адаптацию ребенка дошкольного возраста к условиям детского сада рассматривают как процесс его активного приспособления к условиям социальной среды ДОО, и в тоже время как результат этого процесса, приспособление к изменившейся среде, к структуре отношений, к новым условиям жизнедеятельности, установления соответствия поведения принятым нормам и правилам. Вопрос социальной адаптации детей к условиям детского сада и к его образовательной среде, остро встаёт в отношении детей 5-7 лет, так как старший дошкольный возраст является критическим периодом в развитии ребенка, обусловлен качественной перестройкой сознания личности, сменой социальной ситуации развития и наибольшей восприимчивостью ребёнка к неблагоприятным воздействиям социальной среды.
Публикация «Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада» размещена в разделах
В качестве основных факторов социальной адаптации дошкольников к условиям детского сада являются факторы, соотносящиеся с возрастными особенностями детей (социальной ситуацией развития, сменой ведущего вида деятельности, кризисом 6-7 лет, чувствительностью ребенка к неблагоприятным воздействиям социальной среды); организацией процесса в данной возрастной группе (образовательной деятельностью, стилем педагогического общения воспитателя и дошкольников); характеристикой семейной ситуации (стилем воспитания в семье, воспитательной позицией родителей) и уровнем взаимодействия детского сада и семьи и индивидуальные особенности дошкольника.
В качестве показателей социальной дезадаптации дошкольника к условиям детского сада выделяют проявления адаптации в личностной сфере (самооценка, отношение к детскому саду, предстоящему обучению в школе); проявления адаптации эмоционального характера (уровень тревожности, агрессии); проявления адаптации в поведенческой сфере (социальная адекватность поведения; принятие ребенком норм и правил, проявления адаптации в сфере отношений «ребёнок - сверстник», «ребёнок – взрослый» (принятие в группе сверстников; характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование навыков общения).
Работа воспитателя, направленная на социальную адаптацию старших дошкольников, предусматривает: формирование произвольной регуляции поведения, саморегуляции эмоций, деятельности; развитие у старших дошкольников социальных и коммуникативных умений и способностей, в том числе необходимых для предстоящего обучения в школе, конструктивного общения со взрослыми и сверстниками; формирование внутренней позиции школьника, устойчивой учебной мотивации, низкого уровня школьной тревожности и может быть организована с использованием программы, направленной на социальную адаптацию старших дошкольников к условиям детского сада.
Таким образом, мной было принято решение о разработке методического продукта на тему «Программа по социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада «Вместе весело шагать»
Цель программы заключается в предотвращение проявлений социальной дезадаптации старших дошкольников к условиям детского сада.
Программа направлена на формирование:
– внутренней позиции школьника;
– понижение уровня тревожности, связанного с предстоящим обучением в школе и общением со взрослыми и сверстниками;
– на закрепление навыков нормативного поведения со взрослыми и сверстниками, принятие норм и правил.
Реализация программы предусматривает различные формы работы со всеми участниками образовательного процесса:
– сотрудничество с представителями социума;
– психолого-педагогическое просвещение и поддержка родителей (законных представителей) воспитанников, включение их в совместную деятельность, консультирование;
– организация и проведение мероприятий с дошкольниками по формированию установок позитивного общения со взрослыми и сверстниками, формированию внутренней позиции школьника и минимизации тревожности.
Работа с родителями воспитанников предусматривает реализацию мероприятий диагностико-аналитического направления, консультационного направления, просветительского направления: информационные проспекты, стендовые консультации, онлайн-консультации, размещение информации на сайте ДОО по вопросам социальной адаптации старших дошкольников к условиям ДОО, медиарепортажи и интервью; организация тематических встреч родительского клуба «Год до школы», педагогических гостиных, семинаров-практикумов, тренингов.
Программа осуществляется на основе тематического планирования и предусматривает работу с воспитанниками (с включением в работу родителей (законных представителей) воспитанников, представителей социума) последовательно по каждому направлению (разделу)
Разделы программы включают в себя игры и мероприятия, направленные на предотвращение проявлений социальной дезадаптации старших дошкольников к условиям детского сада, например:
Игра «Передача чувств»
Цель: развитие умений понимать и передавать состояние и настроение другого человека.
Игра «Ты мне нравишься»
Цель: развитие умения определять в сверстнике положительные качества.
Работа с фотословарём «Учимся понимать друг друга».
Цель: развитие умения понимать мотивы чужих поступков, чувств и эмоций, умения высказывать своё мнение и слушать мнение товарища
Игра: «Слепец и поводырь»
Цель: развитие умений доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Игра: «Волшебный клубок»
Цель: формирование выдержки, терпимого отношения к тактильному контакту, развитие чувства эмоциональной близости с другими детьми.
Игра: «Я!»
Цель: формирование адекватной самооценки ребенка.
Название: «Я - волшебник»
Цель: развитие навыков взаимодействия. умения включиться в общий замысел
Название: «Играем и экспериментируем»
Цель: развитие познавательных интересов памяти, активизация словаря.
Название: «Придумай предложение»
Цель игры: развитие у детей речевую активность, быстроту мышления.
Название: «Путешествие в школу».
Цели: формирование позитивного отношения к обучению в школе; развитие навыка игры в команде: умения отвечать на вопросы кратко, действовать по очереди и уметь ждать, не нарушая общего хода игры, помогать товарищу при затруднении.
При реализации программы необходимо предусмотреть оснащение развивающей предметно-пространственной среды, которая должна быть пополнена: оборудованием для сюжетно-ролевых игр; настольно-печатными играми на взаимодействие со сверстниками; художественными произведениями о дружбе; схемами для совместного выполнения моделей; карточками с изображениями эмоций для их определения и обыгрывания.
Картотека игр в программе направлена на формирование любой регуляции поведения, саморегуляции эмоций, деятельности; развитие у старших дошкольников социальных и коммуникативных умений и способностей, в том числе необходимых для предстоящего обучения в школе, конструктивного общения со взрослыми и сверстниками; формирование устойчивой учебной мотивации, внутренней позиции школьника, низкого уровня школьной тревожности.
Необходимость разработки программы, направленной на социальную адаптацию старших дошкольников обусловлена возрастающим количеством социально дезадаптированных детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, особую важность приобретает своевременное предотвращение проявлений социальной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада, поскольку её нарушения без своевременной и адекватной переносятся в школьную ситуацию.