Лучший педагог года

Социальный проект учащихся 9 класса «Истоки Родины»

Сергей Асеев
Социальный проект учащихся 9 класса «Истоки Родины»

Конкурс социально значимых проектов и программ,

реализуемых в муниципальных образованиях

Воронежской области

номинация «социально значимые проекты и программы муниципальных учреждений, реализующих программы по работе с молодёжью»

Социальный проект

Создание историко-туристической тропы «Истоки родины»

Организация заявитель:

Публикация «Социальный проект учащихся 9 класса „Истоки Родины“» размещена в разделах

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Соколовская средняя общеобразовательная школа».

Автор проекта :

Асеев Сергей Михайлович - учитель истории

Федотова Александра Николаевна-сотрудник краеведческого музея

Руководитель проекта :

Асеев Сергей Михайлович – учитель истории

Федотова Александра Николаевна-сотрудник краеведческого музея

Участники проекта :

Колесникова Наталья-ученица 9 класса

Панарин Никита-ученик 9 класса

Ширяев Данила-ученик 9 класса

Адрес:

Воронежская область, город Эртиль, улица Комарова,дом№19.

1. Описание проблемы, на решение которой направлен проект

2. Цель и задачи проекта

3. Содержание проекта

3.1. Целевая группа проекта

3.2. Территория и продолжительность проекта

3.3. Основные этапы реализации проекта

3.4. Анкетирование учащихся и жителей города

3.5. Создание инициативной группы и распределение обязанностей внутри группы

3.6. Описание работы по проекту

4. Ожидаемые результаты

1. Описание проблемы, на решение которой направлен проект.

Эртильский район включает в себя много населенных пунктов. Жизнь в районе не так проста, поэтому большая часть молодежи уезжает в город, поближе к благам цивилизации. Забывается история сел и деревень. Мало остается тех, кто хранит историю своей малой Родины. А как лучше познать и сохранить историю? Только если человек сам прикоснётся к прошлому, при этом почувствовав всю красоту и прелесть исторического наследия. Да и сам Эртильский район - это кладезь русской истории, которую мы не видим и на которую не обращаем внимание. А как жалко, что удивительные, чарующие места нашего края незнакомы большинству жителей нашего региона.

Наш проект направлен на решение этой проблемы, которое заключается в создании историко-туристической тропы. При этом туризм является наиболее приятной из ныне существующих форм досуга. Туризм представляет уникальную возможность каждому человеку прикоснутся непосредственно к живой природе, посетить памятные места области и региона, познакомиться с культурным наследием родины. А если это совместить еще и с историей родного края, то получится удивительное времяпровождение, которое, на наш взгляд, пробудит у людей чувство национального самосознания. Ведь любовь к нашей общей большой родине- России, начинается с любви к своей семье, улице, школе, родному малому краю.

2. Цель и задача проекта

Цель проекта : Сохранение историко-краеведческого наследия путем создания туристско-краеведческого маршрута.

Задачи проекта :

• Создание историко-туристической тропы.

• Укрепление связей между поколениями.

• Повышение социальной активности учащихся.

• Активизация поисково-исследовательской деятельности.

1. 3. Содержание проекта

3.1. Целевая группа проекта

Участниками проекта являются учащиеся и педагогические работники МКОУ «Соколовская СОШ», сотрудники Эртильского краеведческого музея (12человек).

Так же нами были привлечены к работе родители учащихся, органы местного самоуправления, местное СМИ.

Реализация данного проекта содействует укреплению связей между жителями района, органами местного самоуправления, школы.

3.2. Территория и продолжительность проекта

Проект осуществляется на территории Эртильского района (С. Щучье, Деревня Старый Эртиль, С. Битюг-Матрёновка, С. Щучье). Проект долгосрочный. Продолжительность 1год и 3 месяца (март 2016г –июль 2017г).

3.3. Основные этапы реализации проекта

Работа над проектом проводится в три этапа:

Первый этап – подготовительный (март 2016г, март2017г).

Второй этап – основной (апрель-май 2016г апрель-май 2017г).

Третий этап – заключительный (июль 2017г).

3.4. Анкетирование учащихся, жителей города

Учащимися школы было проведено анкетирование. Школьники задавали вопросы учащимся и жителям города «Когда на территории нашего района появились первые поселения?», «Какие это были поселения», «Где они были?». Большинство опрашиваемых не ответили на поставленные вопросы (80%) это говорит о низком знание своего родного края, и что бы как то исправить эту ошибку мы подготовили этот социальный проект «истоки Родины». Не просто рассказывать учащимся о Эртильском районе, но и показать памятные даты наглядно.

3.5 Создание инициативной группы и распределение обязанностей внутри группы

1 Асеев Сергей Михайлович Руководитель проекта Учитель истории

2 Федотова Александра Николаевна Руководитель проекта Сотрудник краеведческого музея

3 Колесникова Наталья,ученица 9 класса Участник проекта Ответственная за оформления проекта

4 Панарин Никита, ученик 9 класса Участник проекта Ответственный за обработку информаци

5 Ширяев Данила, ученик 9 класса Участник проекта Ответственный за печать информации

3.6. Описание работы по проекту

Наша работа строилась на добровольной основе, каждый участник сам хотел принимать участие в создание проекта.

Содержание деятельности

Проект рассчитан на исследовательскую работу ребят (изучение материала, работа с источниками, беседы с жителями города, отбор полезного материала);практическую (работа с компьютером); духовную (обогащение внутреннего мира участников проекта).

Этапы работы

Этап Содержание Сроки Ответственный

Подготовительный этап

Запуск проекта,принятие целей участниками группы

Сбор информации,её обработка, выявление проблемы

Задача и результаты

-собрать информацию о селах

Щучье,Ст. Эртиль,

Битюг-Матрёновка,

Ячейка.

-обработать информацию

-провести внеклассное мероприятия с учащимися школы

-посетить краеведческий музей

Март2016,

Март2017. Ученики 9 класса

Основной этап

Реализация проекта, создание проекта,анкетирование -Обработка и распечатывание информации имеющиеся на руках.

-Анкетирование учащихся и жителей города.

-Поездка по району

-Создание технологической карты

-Привлечение внимания граждан к данной проблеме.

Апрель-май 2016

Апрель-май2017 Асеев С. М.

ФедотоваА. Н. ученики 9 класса

Заключительный этап

Просветительская деятельность. Отчёт по работе над проектом Окончание проекта

-беседа с участниками проекта

-Осмысление проделанной ими работы

-историческая игра «Эртиль в начале времён» Март 2015г Асеев С. М. ученики 9 класса

4. Ожидаемые результаты

• Создание историко-туристической тропы.

• Укрепление связей между поколениями (учащиеся школы, родители)

• Повышение социальной активности школьников.

• Развитие у участников проекта коммуникативных навыков,навыков работы с компьютером и документами.

• Формирование чувства патриотизма и гражданственности за свой родной край, уважение к предкам и к истории.

Материал к экскурсии.

«История первых поселений Эртильской степи: прошлое и настоящее»

1. Начало экскурсии: рассказ экскурсовода.

«Откуда идет история Эртильского района. Конечно из глубины веков. Ещё до XVII века в нашем степном краю бродили ногайские татары. На это указывают названия поселений, рек и урочищ: Ясырки, Битюг, Чамлык, Тойда, Ертил. Первые упоминания о заселении нашего края мы находим в 1685г. Осенью этого года, земли вдоль реки Битюг, а в те далекие времена люди селились в основном по берегам рек, были обследованы экспедицией Ивана Жолобова. В документе, который он составил, в числе 12 ухожиев (юртов, значились Вязковский и Ертильский ухожии. Итак, современные сёла Вязковка и Старый Эртиль берут свое начало с 17 века.

Версии происхождения названия реки Ертиль или Ертил – «Ерт»-земля, место и «иль»-народ, племя («место, где живет племя», «земля, где есть селение»). Другая версия: название так же татарское – «урта-юл», что означает середина пути.

Уже с 17 века наш край начинает потихонечку заселяться. Каким образом? Чтобы пополнить государственную казну, от имени государства на «откуп» сдавались обширные незаселенные территории на юге страны. Отдельные участки в виде «ухожьев» или «ухожиев» (или по-татарски «юрт») сдавались в аренду на год или на несколько лет для рыбной ловли, охоты на пушных зверей, сбора мёда диких пчёл. Официально крупные ухожья в Воронежском уезде стали сдаваться в аренду с 1614 года. Постоянных поселений там не было, так как существовала опасность нападения крымских или ногайских татар. Поэтому арендаторы бывали там наездами, обычно летом. За пользование землёй, они платили в казну деньги. Кем были арендаторы? Да самыми разными людьми: и крепостные крестьяне, и торговые люди, и пушкари. После строительства Белгородской черты (при царе Алексее Михайловиче, которая защитила центр России от татарских вторжений, «ухожие» по реке Битюг остались за «чертой» и продолжали сдаваться в аренду.

Татары по-прежнему подходили к реке, и селиться здесь русским людям с семьями было не только опасно, но и по сути дела не возможно. В 1685г. была снаряжена военно-топографическая экспедиция под руководством дворянина Ивана Жолобова, перед которым была поставлена цель – осмотреть и детально описать берега реки Битюг. Сохранился отчет Жолобова, в котором четко обозначено: ни одного постоянного поселения в 1685г. на реке Битюг тогда не было.

Коренным образом ситуация изменилась к лету 1696г., после Азовских походов Петра I и взятие у турок Азова. Опасность появления грабительских татарских отрядов у Битюга уменьшилась, и русские люди из уездов Воронежского, Усманского, Землянского и др. устремились на свободные плодородные земли и стали их заселять. Поэтому, чтобы узнать, что там делается на Битюге, воеводе города Старый Оскол Ивану Тевяшову было дано задание от имени Петра I (хоть царь в это время был в Европе, поехать на Битюг и переписать там новых жителей и заставить их платить деньги в казну. Тевяшов (его отчёт в подлиннике сохранился в архиве) подробно описал 14 новых поселений и 1 сентября 1698г. послала донесение в Москву в Разрядний приказ из Битюцкой слободы.

5 сентября 1698г. Иван Тевяшов приехал в село Борщевское, 6 сентября в село «Ертиль» (Старый Эртиль).

Согласно описанию Тевяшова, сентябре 1698г. у Битюга существовало уже 14 поселений, и среди них наши поселки: слобода Аннинская (Анна, село Борщевское, село Ертиль (Эртиль, деревня Щучья. Любопытно, что одни поселения Тевяшов называет «слободами», другие «селами», третьи «деревнями». По старой русской традиции слободой считалось поселение, имевшее для своих жителей какие-то льготы или «свободы» (например в уплате налогов, селом называлось поселение с действующей церковью, деревней – поселение без церкви.

Тевяшов прислал в Москву списки жителей прибитюжских слобод и сёл. В Борщёвском список начинался с Гавриила Щербакова, в Эртиле – с Бориса Телегина, в Щучьем – с Леона Гафонова.

Кроме поселенцев на Битюге упомянуты и «осадчики». Так назывались люди, которые брали на себя выплату откупа и официально призывавшие на жительство переселенцев – «осаживающие» новые деревни и слободы. У осадчиков были документы на пользование угодьями. Осадчиком села Борщёвское был Прокофий Беляев и Николай Гундоров. И вот на этих переселенцев обрушился гнев Петра I. 23 апреля 1699года Петр I подписал именной указ, по которому русских людей и черкасов (выходцев из Украины) поселившихся у реки Битюг, надлежало сослать на прежние места их проживания, а строение всё поджечь и впредь селиться им на Битюг не разрешать. Петр I вообще не интересовался законно или незаконно поселились на берегах Битюга его подданные. Решение Петра было коротко и жё стко: людей изгнать, избы и все хозяйские постройки сжечь.

На Битюг был послан карательный отряд, который действовал осенью 1699г., было сожжено 1515 дворов, что составило, примерно, 10тыс. человек. А через семь месяцев царь издает новый указ. По нему на Битюг надлежало переселить дворцовых крестьян и жёнами и детьми. Дворцовыми назывались те крестьяне, которые принадлежали лично царю и членам царской семьи.

Массовое насильственное переселение крестьян из Костромского, Рязанского, Ярославского уездов началось в 1701г. Оно привело к гибели тысячи мужчин, женщин и детей, не выдерживщих трудностей пути. Таким был «Битюгский погром» и новое Битюгское заселение.

В указе Петра I от 1705года есть упоминание нашей местности как «проезжей дикой степи по реке Ертилку». Была создана новая административная единица – Битюцкая дворцовская волость. В ней наряду с другими значилось 3 прежних юрта – Чамлыкский, Ертильский и Вязковский. Итак, самые древние поселения нашего края: Старый Эртиль и Щучье.

2. Мы подъезжаем с вами к селу Щучье.

История возникновения этого села такова. Известна дата возникновения села – 1686г. (это как раз то время, когда экспедиция Ивана Жолобова описывала первые поселения по Битюгу) и здесь мы впервые находим ухожье Щучье. Затем, после Петровского указа, Щучье заселяется дворцовыми крестьянами в 1690г. Они были переселены из Ростовского, Ярославского, Костромского и Пошехонского уездов. Зимовали в шалашах и землянках. Разразилась, какая-то эпидемия. Много умерло, другие сбежали. Правительство приказало вернуть сбежавших крестьян и доселить из других уездов. А чтобы удержать их здесь, крестьянам давали достаточный надел земли. Своё название село Щучье, скорее всего, получило от щучьих затонов на реке.

В 1758г. в селе был построен и освещен храм Дмитрия Солунского. В 1812г. в нем отслужили молебен по ушедшим на войну с французами 8 рекрутам.

До революции здесь была приходская школа, почтовое отделение, несколько заводов: кирпичный, кожевенный и салотопельный, 5 ветряных мельниц, 2 школы – 190 учеников.

Щучье было большим торговым селом. В советское время – Щучье было районным центром, Щучинский район. А сейчас мы подъезжаем к храму Дмитрия Солунского, где нас ждет встреча со священником отцом Виктором (остановка, экскурсия у храма).

( Далее: маршрут идет к памятнику «Скорбящая мать»; остановка у памятника).

Советская власть в Щучье была установлена весной 1918г. В 1921г. под село погиб отряд красных курсантов в битве против антоновцев (всего 204 человека). Бой произошел в нескольких верстах от Щучья близ Веневитенки, где были окружены и полностью истреблены будущие командиры Красной Армии. Отряд красных курсантов шёл на подмогу батальону пехоты «Красных» со стороны Перелешино. В 1957г. в братской могиле в селе Щучье были перезахоронены останки 204 красных курсантов. В память об этих событиях в с. Старый Эртиль был назван колхоз «Красный курсант».

(О памятнике «Скорбящая мать» - рассказывает ученик)

3. Остановка – «Отрог».

События 21 марта 1921г. – развернулись со стороны с. Щучье-батальон пехоты «красных» во главе с Воловщиковым атаковали «антоновцев» на пути к Битюг-Матреновке. Красноармейцы овладели южной окраиной Битюг-Матреновки, но «антоновцев» оказалось намного больше и красноармейцы отступили. Развязка произошла на высотке близ лесочка «Отрог». Красноармейцы были окружены с тыла и уничтожены.

( Рассказ ученика: «История обелиска»)

4. Далее – путь идет по селу Старый Эртиль. История такова :

Село Старый Эртиль возникло в 1697г. (хотя экспедиция И. Жолобова еще в 1685г. нашла здесь пустую избу). Первопоселенцем был Борис Телегин с товарищами из Ливен. Село Эртиль названо по реке Ертиль. Происхождение этого названия мы уже озвучивали. Обе версии имеют право быть. В 1706г. в селе была возведена деревянная церковь Архангела Михаила. А в1708г. была возведена каменная Архангельская церковь. В ней в 1812г. отслужили молебен по 18 рекрутам, отправлявшимся на битву под Москву с французами.

До революции Старый Эртиль был селом: там еще в 1843г. появилась приходская школа, к началу XX века там был 421 двор – 3091 житель, 2 школы, ежемесячные ярмарки, кирпичный завод, ветряные мельницы.

Еще в 1976г. там было 619 жителей, Дом культуры, школа, библиотека.

Маршрут экскурсии: дорога от Старого Эртиля до Битюг-Матреновки

История села Битюг-Матреновки.

Это село возникло в 1705г. Жители его вышли из Елецкого, Лебедянского и Воронежского уездов. Это крестьяне-однодворцы, которые происходили от мелких служивых людей, охранявших в XVII веке южные окраины Московского государства, от набегов кочевников.

Название села произошло от речки Матренки (это тюркское слово «Матара», что означает «мех для воды, привязываемый к седлу».

Позднее, русские люди приспособили название под более понятное им женское имя. Дореволюционное село именовалось просто Матрёнкой. В 19 веке село было волостным центром.

В 1795г. в селе было 1321 житель, к 1850г. – уже 2105 жителей, каменная церковь, мукомольная мельница, водяная мельница, 6 кирпичных заводов, 1 земская и 1 церковно-приходская школа.

Далее: Посещение храма в Битюг-Матреновке. Встреча с отцом Георгием. История восстановленного храма.

5. Путь от Битюг-Матрёновки до с. Ячейка (остановка «Деев куст» - 3 дуба. Отдых.)

Продолжение экскурсии:

История села :

«Село Ячейка. Основано крестьянами-однодворцами из с. Эртиль. Эртильцы поднялись вверх по речке Эртиль на 10 вёрст и положили здесь начало Ячейке. Об этом есть указание у краеведа Г. Германова: «Ячейка стала населяться выходцами их Ертиля около 1740 года. Но в то время на новое место перешло небольшое число семей, которые караулили здесь скот эртильских крестьян и обслуживали водяную мельницу. В это время население в селе Эртиль настолько выросло, что крестьяне стали испытывать недостаток пахотной земле на близком расстоянии. Вновь распахиваемые участки оказывались на большом удалении от села. И вот в 1784г. большая группа эртильских крестьян (до 300 человек) переходит в поселок Ячейку. Уже в 1795г. в Ячейке было 346 жителей. В 1846г. была построена церковь Михаила Архангела. Ячейка стала селом.

Название связано с географическим положением, т. е. по берегам реки Эртиль в низине. Его надо понимать так: ячея, лунка, выемка, ямка.

Далее встреча со священником, отцом Михаилом: история храма Михаила Архангела.

Дорога в Эртиль, выводы об увиденном.

Подготовка к экскурсии. А. Н. Федотова рассказывает детям историю района времен Гражданской войны.

История храмов Эртильского района.

Ширяев Данила записывает материал для экскурсии.

Группа эных экскурсоводов.

С. Щучье. Храм Дмитрия Солунского.

Колесникова Наташа рассказывает историю памятника «Скорбящая мать» С. Щучье

Рассказ Данилы Ширяева о убийстве красноармейцев возле местечка «Отрог»

Фотография у памятника в «Отроге»

С. Битюг-Матреновка. Встреча с настоятелем храма отцом Георгием.

Остановка «Деев куст»

С. Ячейка. Храм Михаила Архангела.

Публикации по теме:

Проект учащихся 4 класса «Русский народный мужской костюм» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тонкинская средняя общеобразовательная школа Районный конкурс исследовательских.

Адаптация учащихся 1 класса к школе Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе.

Фотоотчёт «Подготовка учащихся 3 класса к встрече перелётных птиц»Фотоотчёт «Подготовка учащихся 3 класса к встрече перелётных птиц» На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали,.

Исследовательская работа-проект для учащихся 4 класса. Создание книжки-раскраски «Как Том Сойер курить пробовал» Тема исследовательской работы: Создание книжки-раскраски «Как Том Сойер курить пробовал» Номинация: здоровье человека Автор: Ведерникова.

Сценарий праздника для учащихся 1 класса «Праздник Букваря» 1. Первоклассников сегодня Мы на праздник позовем Непременно приходите Попрощаться с Букварем (Песня «Чему учат в школе») Ангелина Мы.

Праздник для учащихся 1 класса «Мы школьниками стали» Праздник «Мы школьниками стали» Цель: 1. Оказание детям поддержки в успешной адаптации к своему новому качеству ученика. 2. Формирование.

Презентация для учащихся 7 класса «Сочинительные союзы» Сочинительные союзы могут находиться на стыке отдельных предложений связного текста, например: За столом у окна сидит поручик запаса армии.

Литературный проект «Историческая основа повести о Петре и Февронии Муромских» для учащихся 7 класса Материал по литературе Презентация сопровождается музыкой - оркестр Поля Мориа (Э. Мориконе) - из фильма -Профессионал- 1. Моя работа называется.

Проект для учащихся 2 класса «Литературное дерево» Добрый день, уважаемые коллеги! В прошлом учебном году, наблюдая за своими первоклассниками, обратила внимание на то, что дети мало читают.

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса «День рождения класса» Цель: содействовать успешному протеканию процесса адаптации учащихся в 5 классе; Задачи: - создать благоприятную атмосферу в классе;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальный проект учащихся 9 класса «Истоки Родины»
Опубликовано: 21 июня 2019 в 23:42
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД