Лучший педагог года

Социальный проект «Живи, родник!»

Алевтина Смородинова
Социальный проект «Живи, родник!»

МОУ «Лажъяльская средняя общеобразовательная школа»

Живи, родник!

Социальный проект

Выполнила:

Веткина Надежда 10 класс

Руководитель проекта :

учитель биологии и химии

Смородинова Алевтина

Никандровна

Лажъял

2019

Содержание

1. Введение….3

2. Рекомендации специалистов по очистке и благоустройству родников …. 4

3. Основные положения по реализации проекта :

3.1. Участники проекта …5

3.2. Сроки реализации …. 5

3.3. Механизм реализации …5

Публикация «Социальный проект „Живи, родник!“» размещена в разделах

3.4. Ресурсное обеспечение …. 6

3.5. Ожидаемый результат

4. Результаты …. 7

5. Заключение ….8

6. Использованная литература …. …. 9

7. Приложения …10

Введение

Вода – часть природы, без нее человек не сможет существовать. Без воды не будет ни зелени трав, ни цветов и плодов, ни животных. Это все знали и понимали наши предки. Вода необходима нам ежедневно. Поэтому вода, особенно вытекающая из родников, требует к себе особо почитаемого отношения, охраны и защиты, бережного пользования. Отношение к родниковой воде и водным источникам у народа мари с давних времен трепетно гуманное, чрезвычайно разумное. Особая забота проявлялась к сохранению чистоты воды. Строго следили за тем, чтобы грязную, мыльную воду при стирке белья не выливали в чистую воду. Поэтому не разрешалось у источника ругаться, громко говорить, плеваться. Вокруг источника деревья не рубят. В воду ничего нельзя было бросать - она священна!

Традиции бережного отношения к чистоте родниковой воды, к любому источнику питьевой воды, к её Великой Силе, смогли сохранить на территории марийского края до нашего времени огромное количество родников и других источников чистой воды. Ныне чистая марийская вода стала продаваться далеко за границы республики.

Родники – глаза Земли – обладают целебными свойствами. Весь жизненный цикл наших предков был связан с родниковой водой. Родник в зной напоит, охладит, болезни вылечит, силы даст, реки напитает. Поэтому человек с далеких времен бережно и трепетно относился к ним, очищал, обустраивал.

В нашей местности маленьких родников, питающих реку Лаж много. Нас заинтересовал заброшенный родник, находящийся около моста через реку Лаж.

«Мы лишены возможности выбирать воздух, которым мы дышим. Но у нас есть возможность выбрать воду, которую мы пьем». Взяв за основу это изречение, мы заинтересовались этим заброшенным родником.

Наш проект получил название «Живи, родник

Цель проекта : обустройство и облагораживание родника.

Задачи:

1. исследовать состояние родника около моста;

2. составить паспорт родника;

3. провести очистку его окрестности;

4. изучить способы обустройства родников;

5. благоустроить территорию около родника.

Продукт проекта : территория родника как рекреационный объект окрестности нашей деревни.

2. Рекомендации специалистов по очистке и благоустройству родников.

Прежде всего, мы познакомились в литературе с опытом специалистов. Расчистка родников является сложным гидротехническим мероприятием. Приёмную ямку родника и русло ручья сначала необходимо очистить от мусора. Затем желательно дно выложить камнями, что предотвратит дальнейшее заиливание. Камни лучше собрать рядом, чтобы не заносить чуждые геологические объекты. При этом нельзя раскапывать место выхода воды из земли – так можно повредить родник.

-Полезно убрать мусор с территории вокруг родника на расстоянии 30-50 метров.

-Для получения доброкачественной воды, предупреждения её загрязнения родники должны оборудоваться каптажами, т. е. сооружениями для сбора воды. На месте расчистки дно и откосы покрываются гравием, щебнем, камнем.

-Чтобы не допустить перемешивания к родниковой воде поверхностных вод, следует применять водонепроницаемые материалы, устраивать замощения из глины.

-Для отвода воды от каптажа оборудовать замощённые лотки, трубы.

-Расчистку родников следует производить вручную, не нарушая его выход и не изменяя русла родника.

-Место родника хорошо обозначить каменной кладкой, деревянным срубом.

-Площадку около родника рекомендуется вымостить или покрыть гравием.

-Целесообразно устроить малые архитектурные формы рядом с родником (скамейки, навесы). На расстоянии 5-10 метров от родника высадить зелёные насаждения (кустарники, деревья).

-Родник и подходы к нему обозначить указателями в виде табличек с информацией о температуре родниковой воды, качестве воды, использовании, просьбой о соблюдении чистоты.

-Не реже одного раза в год (в весенний период) должна производиться обязательная чистка родника от заиливания и намывания породы, с одновременным текущим ремонтом крепления и оборудования. [2]

3. Основные положения по реализации проекта

3.1. Участники проекта : обучающиеся экологического кружка (11 человек, жители деревни Лажъял.

3.2. Сроки реализации

Срок Этап Содержание деятельности

Сентябрь – октябрь 2015 года Подготовительный Создание проектной группы, определение цели и задачи проекта, проведение конкурса мини проектов по благоустройству родников, опрос жителей, забор образцов родниковой воды для исследования, встреча с главой администрации Верхнекугенерского сельского поселения Кузьминым Б. А.

Май 2016 года – август 2016 года Основной, практический Уборка территории, расчистка родника, деятельность по поручениям – подготовка предметов обустройства, обустройство родника, создание паспорта родника

Сентябрь 2016 года Оформительский Оформление проекта на бумаге

3.3. Механизм реализации

1. Опрос местных жителей о состоянии, использовании, необходимости сохранении родника.

2. Создание единого информационного пакета материалов по проекту (рекомендации специалистов, рассмотрение аналогичных работ в СМИ)

3. Встреча представителей администрации Верхнекугенерского сельского поселения, администрации Лажъяльской школы и жителей деревни Лажъял для обсуждения проблемы – облагораживание и очистка территории родника около моста через реку Лаж.

4. Проведение конкурса на лучший лозунг с призывом об охране и соблюдения чистоты на территории родника.

5. Ведение переговоров со спонсорами для реализации проекта (транспорт, материалы для облагораживания родника – пиломатериал, камни,

транспортные расходы, инструменты, гвозди, канцелярские товары – всего на сумму 5000 рублей).

6. Деятельность над созданием продукта проекта :

-Расчистка русла и территории вокруг родника.

-Изготовление предметов обустройства: деревянный сруб, металлический лоток, ёмкость для водосбора родниковой воды, крышка для колодца.

-Постройка навеса над родником.

-Обустройство родника и территории рядом с ним.

7. Оформление паспорта родника.

9. Включение в план работы рейдов по поддержанию в надлежащем состоянии родника.

3.4. Ресурсное обеспечение

Основные ресурсы для осуществления продукта проекта :

-Инструменты для уборки территории родника : грабли, лопаты, мешки для сбора мусора.

-Строительный материал: металлический лоток, деревянный сруб, брусы, доски, железобетонные кольца, профнастил, уголки, камни плоские, ПГС, цемент, металлические трубы, краска белая.

-Строительные инструменты: лопата, ведра, грабли, носилки, саморезы, шуруповерты, кисточки.

-Резиновые колеса для клумб, почва, рассады цветов.

Эти ресурсы участники проекта заимствовали из собственных хозяйств. Кроме этого, спонсорскую помощь оказал Смородинов В. В. (частный предприниматель, староста).

3.5. Ожидаемые результаты:

- Восстановление, благоустройство и охрана рекреационного объекта- природного родника около моста деревни Лажъял.

- Овладение членами школьного экологического кружка «Юный эколог» практических навыков ухода за родниками.

- Укрепление межведомственной связи: школа – администрация Верхнекугенерского сельского поселения,

- Формирование чувства бережного и ответственного отношения среди участников субботника.

3.6. Организации - партнеры:

- Администрация Верхнекугенерского сельского поселения

- Администрация МОУ Лажъяльская СОШ

- староста и спонсор (по совместительству) Смородинов В. В.

4. Результаты

Проблема сохранения, обустройства и облагораживания родников в окрестностях реки Лаж жителями деревни Лажъял обсуждалась неоднократно. Данная проблема также заинтересовала нас, школьников. В результате этого возникла тема нового проекта «Живи, родник». Для его реализации была сформирована группа, которой был разработан план работы над проектом.

В полном объеме реализованы все этапы проекта. Цель нашего проекта достигнута : силами учащихся и жителей деревни Лажъял обустроен и облагорожен родник около реки Лаж. (Приложение 1). В процессе обустройства родника возникли непредвиденные ситуации, которые были разрешены. Изначально использовали деревянный сруб, который не выдержал весеннего половодья и уплыл. Взамен этому срубу устроили железобетонные кольца и новую крышку, которые крепко закрепили.

В рамках проекта были проведен конкурс мини-проектов по благоустройству родников, в котором приняли учащиеся 6– 8 классов. Победителем стала коллективная работа учащихся 8 класса. (Приложение 2)

Социологический опрос (Приложение 3) позволил выделить группу жителей деревни Лажъял, заинтересованных и готовых принять участие в природоохранной деятельности.

Результатом встречи инициативной группы с главой администрации Верхнекугенерского сельского поселения Кузьминым Б. А. явилось соглашение о сотрудничестве. (Приложение 4)

Усилиями мобильной группы своевременно были собраны материалы и создан паспорт родника. (Приложение 5)

Качество и объем проделанной работы позволяют надеяться на успешную реализацию данного проекта, что может явиться стимулом к появлению новых природоохранных проектов в рамках школьного экологического кружка.

5. Заключение

Самооценка деятельности и перспективы

Работая над реализацией проекта, мы закрепили свои умения составлять портфолио проекта, строить работу по плану, совершенствовали навык работы с инструментами. В процессе работы получили сведения о способах благоустройства территории, очистке родников, пополнили багаж знаний по краеведению. Мы уверены в том, что результат нашего проекта позитивно оценен жителями деревни Лажъял и полезен для них.

Выводы:

1. исследовали состояние родника около реки Лаж;

3. составили паспорт родника;

4. провели очистку его окрестности;

5. изучили способы обустройства родников;

6. благоустроили территорию около родника.

Перспективы:

1. Ежегодная посадка культурных растений на территории родника.

2. Постройка ограждения вокруг родника.

3. Мониторинг за состоянием родника.

Благодарности

Мы благодарим за поддержку наших начинаний бывшего главу администрации Верхнеугенерского сельского поселения Кузьмина Б. А. За оказанную спонсорскую помощь благодарим старосту деревни Лажъял Смородинова В. В. Говорим «спасибо» местным жителям деревни Лажъял – Анисимову В. А., Атлашкину О. Ю., Бирюкову Э. Н.

6. Использованная литература

1. https://www.edu.yar.ru/russian/projects/spring/metod.html.

2.https://info.z-pdf.ru/32istoriya/284674-1-rekomendacii-specialistov-ochistke-blagoustroystvu-rodnikov-dlya-polucheniya-dobrokachestvennoy-vodi-preduprezhdeniya-z.php

Приложение

Приложение 1

Работа спорится Построен деревянный сруб

Наш родник под навесом Цветочные клумбы около родника

Акция «Чистый берег» Уход за клумбами

Приложение 2

Победители конкурса социальных мини-проектов по обустройству родников

Приложение 3

Итоги социологического опроса населения деревни Лажъял

В социологическом опросе приняло участие 37 респондентов, проживающих в деревне Лажъял, из них 56 % - учащиеся, 44 % - взрослое население.

Активными защитниками родников назвали себя 31 человек, что составило 84%.

100% опрошенных используют родниковую воду для питья.

На вопрос: «Считаете ли вы проблему очистки и облагораживания актуальной?» ответили «да» 89 % участников опроса, а 11 % «затруднились ответить».

На вопрос: «Что можно сделать для благоустройства родников были даны следующие ответы: а) 53% считают что, сельская администрация должна уделять большее внимание благоустройству имеющихся родников; б) 26% предполагают, что необходимо вести профилактическую работу с населением по охране родников, должны включаться общественные организации; в) очистить родник своими силами – таково мнение 16 % опрошенных, г) 5 % посчитали, что нет необходимости заниматься благоустройством родника.

Приложение 4

Выписка из протокола

встречи членов инициативной группы с главой администрации Верхнекугенерского сельского поселения Кузьминым Борисом Аркадьевичем

Бирюкова Надя: - Как вы оцениваете состояние родников около реки Лаж?

Кузьмин Б. А. : - Родники находятся в крайне неухоженном состоянии. Никакой целенаправленной работы по очищению и благоустройству родников в окрестности поселения не ведется.

Смирнова Наталья: - Что есть в вашем понимании благоустроенный родник?

Кузьмин Б. А. : Благоустройство - это придание эстетического вида месту, где расположены родники, с удобным подходом, тропинкой и местом для отдыха.

Бирюкова Надя: - Чем вы можете нам помочь?

Кузьмин Б. А. : - Я могу вас обеспечить пиломатериалом.

Встреча проведена обучающимися 10 класса МОУ Лажъяльская СОШ Бирюковой Надеждой и Смирновой Натальей 24.10 2016 г.

Приложение 5

Паспорт родника [1]

Дата обследования 17.06.2016

Местоположение: на берегу реки Лаж

Республика: Марий Эл

Район: Сернурский

Ближайшие населенные пункты и расстояние до них: деревня Лажъял, до деревни 150 м.

Геологические условия выхода воды:

Характеристика пласта, из которого вытекает подземная вода (глины, суглинки валунные или безвалунные, супеси, пески с гравием и галькой, торф) : глинистый пласт.

Выход воды на поверхность (из трещин, промежутков между частицами пород, бьет на крутом склоне, ниспадает вниз, выбивается на дне небольшого бассейна и выливается из него через край, просачивается через слой земли, образуя топи, болота и т. д.) : просачивается через слой земли, образуя топи.

Характер вытекания воды (вытекает спокойно, бурлит, бьет струйками, фонтанирует и т. д.) : вытекает спокойно.

Высота источника над уровнем воды в реке: 1 м.

Расстояние источника от уреза реки (ручья) : 8 м.

Окружающий рельеф (глубокий овраг, балка, крутой берег реки и т. д.) : пологий берег реки

Подходы к источнику (тропа, ступени, едва заметная тропинка, подходов нет) : тропинка

Участие источника в питании ручья, реки, озера: питает реку Лаж.

Экологическое состояние окружающей родник местности : рядом с родником проходит шоссейная дорога.

Влияние родника на окружающую местность: родник способствует незначительному заболачиванию местности.

Обустройство: имеются бетонные кольца, крышка, пластиковый навес, выложен естественным камнем, клумбы.

Расход воды: 0,01 л/сек

Ширина родникового ручья : 20-25 см.

Глубина слоя воды: 0,8 м.

Прозрачность родника : 0,5 м

Цвет воды: без цвета

Запах: без запаха.

Вкус: приятная на вкус.

Температура воды в родниковом ручье : +7

Хозяйственное использование источника – для питья, приготовления пищи, хозяйственных целей.

Публикации по теме:

Видео и фотозарисовка «Родник — душа Земли»Видео и фотозарисовка «Родник — душа Земли» Мне душу от бездушья лечит, Святой воды живой глоток» А. Попов Родники… Мы ценим их за прохладу, за хрустальную, прозрачную воду, за красоту.

Конспект экскурсии на родникКонспект экскурсии на родник Конспект экскурсии на родник Цель: научить понимать, что чистая вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Задачи:.

Проект по патриотическому воспитанию «Живи и помни»Проект по патриотическому воспитанию «Живи и помни» Тип проекта: долгосрочный Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатель. Актуальность проекта:.

Проект «Ёлочка, живи!»Проект «Ёлочка, живи!» Проект в группе раннего возраста: «Ёлочка, живи!» Подготовили и провели воспитатели группы раннего возраста: Лехнер А. В., Саваченко Е.

Социальный мини-проект к Международному женскому Дню 8 Марта «Изменим мир к лучшему»Социальный мини-проект к Международному женскому Дню 8 Марта «Изменим мир к лучшему» В России в последние десятилетия наблюдается кризис системы ценностей, выраженный падением морально-нравственных норм, отсутствием четких.

Социальный мини-проект «От подарка станет всем светлей»Социальный мини-проект «От подарка станет всем светлей» С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый.

Социальный проект для подростков 12–17 лет «Курение — опасно для здоровья» Цель: формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение.

Социальный проект «Покормите птиц зимой» для детей подготовительной группыСоциальный проект «Покормите птиц зимой» для детей подготовительной группы Цель проекта: Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными. Задачи проекта: Образовательные:.

Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды»Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тема проекта: «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тип проекта: • практико-ориентированный. Место реализации.

Социальный проект учащихся «Веселые перемены» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» «Веселые перемены» Автор.

Автор публикации:
Социальный проект «Живи, родник!»
Опубликовано: 2 ноября 2022 в 11:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД