Беленкова Марина Борисовна
Содержание программы кружка «Истоки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы
№ Тема Цель Теория Практика Предполагае-мый результат
Сентябрь
1 Календарь, календарные песни и годовой круг календарных праздников Знакомство детей с народным календарем, календарными праздниками и разучиванием календарных песен. Рассказ о календаре и календарных праздниках. Дидактическая игра «Народные куклы» по месяцам Хороводная игра «Шла Валя по дорожке»
Публикация «Содержание программы кружка „Истоки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
2 «Добро делать спешить надобно» Знакомить детей с произведени-ями устного народного творчества, раскрывающего доброе отношение друг к другу, взаимо-понимание и формирование толерантного отношения к окружающим. Чтение сказки «Крошечка-хаврошечка» Пословицы и поговорки о добре. Дид. Игра
«Хорошо-плохо»
3 «У наших ворот всегда хоровод»
Учить выполнять новое хороводное движение «капуста». Выразительно передавать движение в танце. Беседа «Что такое хоровод» Разучивание хороводного движения «капуста» Хоровод «Вейся, вейся капуста»
4 «В гостях у бабушки Арины» Познакомить с новыми пословицами и поговорками о труде, побуждать детей осознанно использовать их в повседневной жизни. Беседа о труде. Разучивание новых пословиц и поговорок о труде. Игра «Кто больше расскажет пословиц и поговорок о труде.
Октябрь
1 Покров (календарно-обрядовый праздник) Познакомить детей с историей возникновения праздника «Покров Пресвятой Богородицы» Беседа «Народный праздник Покров» Разучивание танца «Барыня»; дидактическая игра «Собери урожай» Развлечение «Посиделки на Покров»
2 Хлеб. Жатва. Познакомить детей с осенними праздниками – праздниками урожая. Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. Заучивание скороговорки «Бублик, баранку» Дидактическая игра “ От зернышка до булочки”.
3 «Хлеб всему голова». Закреплять знания детей о том, откуда на нашем столе появляется хлеб; о различных видах энергии; названия сельскохозяйственных профессий и машин, активизировать речь детей, воспитывать уважение к хлебу и к людям, которые его выращивают Чтение рассказа
Э. Шима «Хлеб растет» Дидактическая игра «Угадай профессию» (синквейн) Дидактическая игра “ От зернышка до булочки”.
4 Осенние посиделки.
Познакомить детей с традициями посиделок. Беседа «Что такое посиделки?» Чтение потешек «Барашеньки-крутороженьки» и «Ваня, Ваня - простота»
Народная подвижная игра «Плетень».
Разучивание хоровода «На горе – то калина…».
Ноябрь
1 Игрушечных дел мастера. Познакомить детей с разнообразием русских игрушек. Рассказ «Русская игрушка» Рассматривание картин с изображением работ дымковских мастеров, мастеров по изготовлению семеновских матрешек.
Разучивание хоровода «Матрешки»;
игровое задание «Скажи пословицу».
2 «Кузьминки – об осени поминки» (календарно-обрядовый праздник) Познакомить детей с народными приметами и обычаями, связанными с днем Кузьмы и Демьяна. Рассказ «На Кузьму – Демьяна» Разучивание народной песни «Из-за леса, из-за рощи…». Развлечение «Кузьминки – об осени поминки»
3 Ярмарка Познакомить детей с традициями проведения ярмарки на Руси. Беседа «Как попасть на ярмарку?» Заучивание стихотворения «Ярмарка». Народная игра «Петушок» Выставка рисунков и поделок «Веселая ярмарка»
4 Традиции чаепития. Познакомить детей с традициями русского гостеприимства. Беседа о тульском самоваре и традициях русского чаепития. Чтение художественной литературы (К. И. Чуковский «Муха - цокотуха»)
Игры «Наливаем самовар», «Весёлый веник»
Декабрь
1 Родной язык. Сказка. Познакомить детей с жанровым разнообразием сказок. Формировать представление о богатстве русской культуры через знакомство с народными сказками и сказочными героями. Беседа «Путешествие по сказкам» Прослушивание песни «В гостях у сказки» Оформление иллюстрированной книги сказок.
2 Родной язык. Пословицы, поговорки. Продолжать знакомить детей с разнообразием пословиц и поговорок. Рассказ «Пословица не даром молвится» Игра «Знатоки пословиц» Организация выставки книг совместно с родителями.
3 Потешный фольклор. Познакомить детей с потешным фольклором и о его воспитательном значении. Беседа о народном юморе. Разучивание частушек. Разучивание скороговорок и дразнилок. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.
4 Святки (календарно-обрядовый праздник) Познакомить детей с праздниками, которые отмечают в период зимних святок (Рождество, Новый год)
Беседа воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок. Чтение сказки «Проказы Старухи – зимы». Разучивание заклички «Ты, мороз…»
Разучивание хоровода «Как на тоненький ледок» Развлечение «С Новым годом со всем родом!»
Январь
1 Зимние праздники. Колядки (календарно-обрядовый праздник)
Продолжать знакомить детей с рождественскими обрядовыми праздниками. Беседа о традициях празднования Рождества. Рассматривание картинок на тему “Рождественские посиделки”. Фольклорный досуг для детей “ Коляда пришла…”
2 Русское поселение. Познакомить детей с устройством деревянной избы, её внутреннем устройстве; рассказать о русской печи. Беседа «Русский быт» Словесная игра. «Кто больше назовёт предметов русского быта»
Разучивание чистоговорки :
«Маланья-болтунья молоко болтала-болтала, да не выболтала».
3 Народные промыслы. Познакомить детей с произведениями народных умельцев и современных мастеров декоративно – прикладного искусства. Беседа «Дело мастера боится» Дидактическая игра «Предметы народного быта» Дидактическая игра «Река времени».
4 Посиделки Познакомить с сезонной формой досуга в осенне-зимнее время. Знакомство с частушками, припевками Разучивание частушек, припевок. Самостоя тельное исполнение частушек, припевок
Февраль
1 Народная кукла Расширять знания детей о народной кукле, о способах ее изготовления. Беседа
«Русская народная игрушка». Изготовление куклы «Пеленашки» Дидактическая игра «Кто ты куколка моя?», «Узнай по описанию».
2 Деревенские мастерицы. Одежда. Познакомить детей об изготовлении тканей и одежды на Руси. Рассказ «Русский национальный костюм» Дидактическая игра «Русский народный костюм» Сюжетно-ролевая игра. «Русская хозяюшка»
3 Масленица (календарно-обрядовый праздник) Познакомить детей с народным праздником ”Масленица” и масленичными традициями. Беседа “ Здравствуй, широкая Масленица! ” Музыкально-фольклорная игра “Коршун”. Коллективное изготовление куклы Масленицы.
4 Народные промыслы. Познакомить детей с русской игрушкой «Свистулькой» Беседа «Русская свистулька» Лепка «Свистулька» Выставка работ
Март
1 Благовещенье Познакомить детей с православным праздником «Благовещенье». Рассказ «Благовещенье - отпусти птичку на волю» Слушание: колокольный звон-Благовест.
Изготовление птиц-оригами Подвижные игры «Гори, гори ясно»,
«Птицелов», «Птичка в клетке».
2 Праздник жаворонков
(календарно-обрядовый праздник)
Познакомить детей с традициями встречи весны. Рассказ о старинном русском обряде встречи весны. Разучивание хоровода «Приди Весна, приди красна!» Развлечение «Жаворонки, прилетите
весну - красну на крыльях принесите».
3 День весеннего равноденствия Уточнить представление детей о характерных признаках весны, подвести их к установлению закономерностей. Рассказ «День весеннего равноденствия» Дидактическая игра «Разноцветная весна» Дидактические игры «Цветочное лото», «Времена года», «Когда это бывает?».
4 «Прогулка в весенний лес» Познакомить детей с песнями – веснянками, которыми девушки зазывали весну. Рассказ «Как кличут, закликают весну» Разучивание весенней заклички «Солнце снег топит» Подвижная народная игра «Птицелов»
Апрель
1 Вербное воскресенье Расширять представление детей о православной культуре.
Рассказ о традициях Вербного воскресенья. Разучивание пасхального стихотворения А. Блока «Вербочки» Разгадывание загадок на тему: «Приход весны. Пасхальные празднования».
2 Пасха (календарно-обрядовый праздник) Продолжать знакомить детей с великим праздником христианства – Пасха. Дать представление о символе праздника – яйце, его росписи. Рассказ детям о празднике Пасхи, обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия. Проведение русских народных игр “Солнышко-ведерышко”, “Пряльца”, игры с яйцами. Развлечение «Пасхальный пир»
3 Весна в поле. Познакомить детей с обычаями и обрядами, посвящёнными весеннему севу. Рассказ «Зима пройдет, и снег сойдет, а что посеяно- взойдет» Работа на участке детского сада (рыхление почвы, посев семян цветов и овощных растений, высадка рассады). Подвижная игра «Веснянка»
4 Весна. Работа в огороде. Познакомить детей с тем, что сажали крестьяне в огороде. Беседа «Во саду ли, в огороде» Настольно- печатные игры «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде»; Дидактическая игра «Чье это семечко?» Отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов об овощах
Май
1 Зелёная неделя (праздник березки) Познакомить детей с праздником, который отмечался в конце весны, символом которого была береза. Беседы о праздниках Вознесение, Троица. Разучивание танца с ложками «Ах ты, берёза» Развлечение «Праздник русской березы»
2 На завалинке Продолжать знакомить с русскими народными обычаями, традициями. Закреплять знание русских народных игр. Заключительная беседа о русских народных традициях и обычаях. Знакомство с народными подвижными играми. КВН «Знатоки русской народной культуры»
3 Диагностика
4 Диагностика