Получи документы

Совершенствование моторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дыхательной гимнастики

Ирина Лебедева
Совершенствование моторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дыхательной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 33 г. Томска.

Воспитатель: Лебедева И. М.

«Совершенствование моторных навыков

у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием элементов дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой»

Публикация «Совершенствование моторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дыхательной гимнастики» размещена в разделах

Часто в своей работе приходится иметь дело с детьми, ограниченными в своих возможностях по состоянию здоровья : это слабовидящие дети, дети с различными нарушениями речи, с патологией умственного развития, часто болеющие дети. К таким детям нужно подбирать особый подход, чтобы помочь им освоить те или другие задачи.

Совершенствование моторных навыков у детей с ОВЗ играет первостепенную роль в развитии их умственных способностей, а также всех психомоторных процессов : внимания, памяти, мышления.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается и его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Таких как:И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и др. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы совершенствует движение артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Речевые центры в коре головного мозга соседствуют с двигательными центрами, и часто четкая, внятная речь напрямую зависит от координации движений. С одной стороны, двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны – формирование движений происходит при участии речи.

Еще один немаловажный фактор – научить ребенка правильно дышать. В решении этой задачи огромную роль играет Стрельниковская дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н. – уникальный оздоровительный метод, созданный несколько десятилетий назад, полезна каждому здоровому человеку, но особенно необходима нашим ослабленным детям с ограниченными возможностями здоровья, которым присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Это отставание характеризуется плохой координацией движения, нарушениями общей моторики.

Упражнения Стрельниковской дыхательной гимнастики включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д. То есть вызывают общую физиологическую реакцию всего организма. Она способствует также выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей, положительно влияет на функцию нейрорегуляторных механизмов управляющих дыханием.

Гимнастика Стрельниковой полезна всем и в любом возрасте, особенно детям, при частых простудах и ОРЗ. Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм ребенка, делает его здоровым. Занятия дыхательной гимнастикой снимают стресс, улучшают сон, настроение, повышают физическую и умственную активность. Итак, Стрельниковская гимнастика помогает организму самостоятельно, без помощи лекарств, справиться с различными недугами, что очень важно для детей с ОВЗ.

В своей работе с детьми с ОВЗ я использую комплекс мероприятий, позволяющий стимулировать моторные навыки ребенка, что несомненно сказывается на общем его развитии. В этот комплекс включены элементы Стрельниковской дыхательной гимнастики, пальчиковые гимнастики, логоритмические упражнения, упражнения из кинезиологии.

Цель:

Коррекция общего развития детей с ОВЗ. Профилактика простудных заболеваний и ОРЗ.

Задачи:

• Формирование правильного речевого дыхания.

• Развитие двигательной активности.

• Формирование правильной эмоционально развитой речи.

• Укрепление психического здоровья детей, снятие нервного напряжения.

• Укрепление защитных функций организма, профилактика ОРЗ.

• Улучшение общего физического состояния ребенка.

• Развитие всех психомоторных процессов : памяти, мышления, внимания.

Совершенствование речи ребенка, как основного средства общения.

Занятия проводятся ежедневно по 7 - 10 минут, в перерывах между непосредственно образовательной деятельностью. Основу составляют упражнения из Стрельниковской дыхательной гимнастики. Помимо этого в занятия включены игровые упражнения на развитие речевого дыхания, пальчиковые игры, упражнения по кинезиологии.

Очень тесно с дыхательной гимнастикой связаны упражнения по кинезиологии. Образовательная кинезиология – значит «гимнастика мозга»

Смысл этого названия объясняется тем, что каждый участок мозга, будто телефонными нитями, связан с определенными участками тела и, активизируя тот или иной участок тела, мы подключаем те участки мозга, которые не были задействованы. В основе технологии находятся открытия кельтских ученых Спэри и Орнштейна, получивших за это открытие Нобелевскую премию в 70-е годы. Смысл этих технологий заключается в том, что развитие перекрестных движений связано с успешностью в обучении. Выполняя перекрестные движения, мы тем самым активизируем мозолистое тело, т. е. мозг. Эта методика отрабатывалась на детях неуспешных, похожих на наших детей с тяжелыми нарушениями речи, результаты превзошли все ожидания.

Дети выполняют упражнения, стоя на массажных ковриках, тем самым стимулируя биологически активные точки на стопах ног, связанные с внутренними органами.

Вводная часть:

Пальчиковые игры, приход сказочного героя, объявление темы путешествия, упражнения с речевым сопровождением, распевки, упражнения по кинезиологии, логоритмические упражнения.

Упражнения из кинезиологии.

1. Для снятия стресса и включения в работу мозга выполняются перекресты на лице: сначала на правой половине 10 раз, затем на левой.

2. Для успешности выполняются перекресты:

a) Левый локоть достает правое колено, спина прямая, правая рука отведена назад вдоль туловища, затем наоборот (всего 9 раз)

b) Правая ладонь и косточка на внутренней стороне щиколотки левой стопы спина прямая (9раз).

3. Для гимнастики дыхательных путей –

Упражнение «Оркестр балаболок» : Глубокий вдох и на выдохе поем одну из гласных по очереди: а – о – у – и – э – ы. Затем на одном выдохе поем все гласные.

4. На координацию движения – упражнение «Цапля».

Попеременная стойка на одной ноге с проговариванием слов:

Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться, за соседа не держаться.

5. На включение внимания и памяти – Упр. «Думающая шляпа»

Вытянуть руки перед собой, потереть ладони, ощутив тепло, представить, что это шляпа, медленно надевать на голову. Остановить руки около ушей, указательный палец на ухе, большой сзади, помассировать снизу вверх по 3 раза на каждую «шляпу».

6. Упражнения с мешочком, мячом. Перебрасывать из правой в левую.

7. Упражнение с рукой. Поочередно круг правой рукой, сопровождая его взглядом (3 раза) и левой рукой (3 раза).

8. Для чтения, письма, развития мелкой моторики – «ленивые восьмерки». Упражнение выполняют в воздухе и на бумаге сначала правой рукой, затем левой и обеими руками по 8 раз – всего 24 движения.

Основной комплекс дыхательных упражнений.

1. «Присядь»

2. «Ладошки»

3. «Погончики»

4. «Насос»

5. «Кошка»

6. «Обними плечи»

7. «Большой маятник»

8. «Повороты головы»

9. «Ушки»

10. «Маятник головой»

11. «Перекаты»

12. «Шаги» (рок-н-рол)

Выполняем по 16 движений – вдохов каждого упражнения.

1. Упражнение «Присядь»

Указательным пальцем левой руки зажать левую ноздрю и энергично присесть и одновременно РЕЗКО вдохнуть воздух через правую, незажатую ноздрю. Всего должно быть сделано 8 или 16 или 32 приседания вдоха подряд. Затем выполнить приседания-вдохи, зажав пальцем правой руки правую ноздрю. Вместо приседаний можно делать полуприседы. С помощью этих упражнений можно вылечить непроходящий насморк и избавиться от гайморита.

2. Упражнение «Ладошки»

Встаньте прямо, согните руки в локтях, локти вниз. Делайте короткие, резкие вдохи носом и одновременно сжимайте кулачки. Помните: активный вдох носом – абсолютно пассивный выдох через рот.

3. Упражнение «Погончики»

Руки сжаты в кулачки и прижаты к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулачки вниз, разжимая, к полу. Затем кисти возвращаются в исходное положение. Выше пояса кисти не поднимать.

4. Упражнение «Насос», «Накачиваем шину»

Слегка наклониться к полу, двигая руками, сжимая их в кулачки и одновременно делая вдох, не разгибаясь, не поднимая головы, смотреть вниз на воображаемый насос. Это упражнение останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный приступ, боли в печени, потому что

«выкачивает» из нее избытки желчи.

5. Упражнение «Кошка»

Приседания с поворотом, ступни ног не отрывать от пола. Сделайте полуприсед и одновременно поверните туловище вправо – резкий короткий вдох, затем такой же полуприсед с поворотом влево и тоже короткий шумный вдох. Руки сжимаем и разжимаем, как будто кошка ловит воробья. Тяжесть тела переносим то на правую, то на левую ногу, на ту, в которую сторону повернулись.

6. Упражнение «Обними плечи»

Руки на уровне плеч, согнуты в локтях, ладони повернуты к себе перед грудью, чуть ниже шеи, чтобы руки шли параллельно друг другу,

левая рука обнимает правое плечо, а правая - левую подмышку, бросайте руки навстречу друг другу и делайте резкий вдох. Руки не уводите от тела, они рядом, локти не разгибайте. Голову слегка откидывать назад,

вдох с потолка. Это упражнение от заикания. Также способствуют

лечению от заикания упражнения «Насос» и «Присядь». Хорошо

натренированный вдох помогает установить связи необходимые для

нормального звуковедения.

7. Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»)

Наклон вперед, руки в кулачки – вдох. И сразу, без остановки, слегка прогнувшись в пояснице, наклон назад – руки обнимают плечи и тоже - вдох.

8. Упражнение «Повороты головы»

Следующие три упражнения способствуют укреплению зрения, их рекомендуется выполнять после чтения, просмотра телевизора и т. д.

Вправо-влево резко, в темпе шагов. И с каждым поворотом – вдох носом. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа? Нюхайте!»

9. Упражнение «Ушки»

Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-ай-ай, как не

стыдно». Следите, чтобы тело было неподвижно. Правое ухо идет к

правому плечу – короткий, резкий вдох, затем левое ухо идет к левому

плечу – тоже вдох.

10. Упражнение «Маятник головой»

Посмотрите на пол – вдох, посмотрите на потолок – тоже вдох. Упражнение «Маятник головой», также как и упражнение «Ушки» и

«Повороты» способствуют укреплению зрения.

11. Упражнение «Перекаты»

Левая нога впереди, правая сзади согнута в колене, имитируем ходьбу на лыжах – одновременно с приседанием – вдох, выполняем 8 движений-вдохов, затем правая нога впереди, левая сзади, и тоже 8 движений-вдохов.

12. Упражнение «Шаги» (рок-н-рол)

Поднять левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота, на правую ногу присесть и сделать резкий вдох, затем поменять положение ног, корпус прямой.

В конце гимнастики всегда восстанавливаем дыхание : медленный вдох через нос, руки через стороны вверх, затем руки через стороны вниз, медленный выдох через рот (повторить 3 раза).

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование моторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дыхательной гимнастики
Опубликовано: 22 октября 2021 в 06:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совершенствование моторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дыхательной гимнастики» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лебедева (УИ 250091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД