Совершенствование общения педагогов и родителей. Развитие коммуникативных навыков. Техники для установления позитивных отно

Олеся Колесникова
Совершенствование общения педагогов и родителей. Развитие коммуникативных навыков. Техники для установления позитивных отно

Цели:

1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.

2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя.

3. Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.

Задачи:

понимание себя и другого человека;

эмоциональная разгрузка.

I. Психологическая настройка на работу. Сплочение группы

Упражнение «Приветствие».

Приветствуйте друг друга словом «Здравствуйте!»с 10 оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.

Вокруг каждого из нас существует пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Возникающее напряжение в процессе общения с родителями может быть индикатором нарушения пространства.

Информация:

0-0,5 м - интимное расстояние, на котором общаются близкие люди;

0,5-1,2 м - межличностное расстояние для разговора друзей;

1,2-3,7 м - зона деловых отношений (руководитель, подчиненный).

Еще одна техника установления контакта - присоединение. Оно означает умение говорить с родителями на одном языке, просто, не перегружая информацией.

Далее когда воспитатели поприветствовали друг друга, можно предложить упражнение «Огонек»

Составить атмосферу благоприятную для общения: настроится друг на друга

Техники установления контакта: контакт глаз, улыбка, приветствие, обращение по имени, открытая поза, короткая дистанция, открытые жесты, подчеркивание значимости.

Упражнение «Огонек». Педагоги в кругу передают друг другу «огонек добра». Упражнение выполняется стоя в кругу. Для этого необходимо небольшой красивый подсвечник, со свечей помещающийся в руку. Зажигаем свечу, и передаем ее по кругу со словами или пожеланиями добра стоящему рядом педагогу, который принимает свечу, благодарит за добрые слова, затем передавая следующему все повторяется пока свеча добра не пройдет по всему кругу.

Упражнение «Вопрос - ответ» - участники встают в круг. У одного из них в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч партнеру. Тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом должен сказать собственную реплику и т. д.Например: «Какое у тебя настроение?» - «Хорошее». «Что ты ждешь от сегодняшнего дня?»

Игра-активатор “Друг к дружке”.

Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом.А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!

- Нос к носу!

- Спина к спине!

- Друг к дружке!

- Бедро к бедру!

- Ухо к уху!

- Пятка к пятке!

- Друг к дружке!

- Носок к носку!

- Живот к животу!

- Лоб ко лбу!

- Друг к дружке!

- Бок к боку!

- Колено к колену!

- Мизинец к мизинцу!

- Друг к дружке!

- Затылок к затылку!

- Локоть к локтю!

- Кулак к кулаку!

Все. Спасибо. Садитесь!

II. Педагогическая техника

Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение - слово в языке жестов.

Упражнение «Испорченный видеомагнитофон».

Участники сидят в кругу. Дается задание - передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет то, что получил, с тем, что передавал.

После игры у участников должно возникнуть желание понять, что такое невербальное общение, как расшифровать и понимать других по позе, жестам, выражению лица. Ведущий предоставляет такую информацию, перечисляет элементы невербальной коммуникации (тембр голоса и интонация, ширина зрачка; пространство, разделяющее говорящих, частота дыхания; жесты, телодвижения; осанка; одежда; выражение лица; символ статуса; контакт глазами и т. д.)

Упражнение «Впечатление»-сидя.

Перечислите, какое впечатление о вас может сложиться у родителей, если вы проявляете нетерпение, говорите повышенным или раздраженным тоном.

Варианты ответов:

- вам все надоело,

- вам неинтересна ваша работа,

- вы не доброжелательны,

- вы не уважаете других.

- вы боитесь

Далее педагогам предоставляется информация о значении некоторых жестов (скрещенные руки на груди, поза «льва» и т. д.).

Упражнение «Имитационная игра» - войти в образе заведующей, методиста, проверяющего. Изменились ли ваши жесты? Изменилось ли ваше эмоциональное состояние?

Правила интерпретации языка тела: не выхватывать отдельную деталь и не делать из нее далеко идущие выводы; учитывать национальность и темперамент человека - у различных наций язык тела имеет свою специфику (прибалты, испанцы).

Разделение на группы по 4 человека.

Упражнение «Мимика лица».

Посмотрите на схемы эмоций и подумайте, какое из чувств каждая схема выражает.

На схемах даются следующие выражения:

1 - враждебное,

2 - саркастическое,

3 - радостное,

4- злое, гневное,

5- грустное, хмурое,

6 - уставшее,

7 - скептическое,

8 - спокойное, нейтральное.

Дается информация о значении мимике в невербальной коммуникации

Упражнение «Взгляд».

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:

с укоризной,

с настойчивым запретом,

с безмерным удивлением,

с гневом,

с ожиданием дальнейших действий.

Обсуждается значение взгляда в технике общения.Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

Упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»

1. Шепотом.

2. С максимальной громкостью.

3. Волнообразно.

4. Как будто вы страшно замерзли.

5. Как будто у вас во рту горячая картошка.

6. Как маленькая девочка.

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. Дается понятие «чарма» - мягкого, успокаивающего голоса, не включающего психологическую защиту; «императив» - жесткий, властный, подавляющий тон.

Упражнение «Поза».

Встаньте в следующие позы:

1. Человек, контролирующий ситуацию и говорящий то, что думает, без скрытых намерений.

2. Человек, который стремится добиться от других подчинения и дать нравоучительные указания.

3. Человек оборонительной позиции.

Примеры двойственных поз:

4. Флиртующий, кокетничающий человек или смущенный и неуверенный в себе.

5. Поза человека, который хочет продемонстрировать, что за телесным контактом ничего, кроме дружбы, не кроется, или стремится показать преувеличенную почтительность.

6. Характерную для людей, стесняющихся своего роста и (или) стремящихся быть незаметным для других.

7. Человек маленького роста и (или) стремящийся убедить других людей, что они важны.

Психологический практикум: Проверьте свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

1. А) Я должен как можно больше предоставлять родителям самим принимать решения.

Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

2. А) Меня должны уважать.

Б) Я должен завоевать уважение.

3. А) Я должен быть в центре внимания.

Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

4. А) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.

Б) Я всегда авансирую доверие родителям.

Правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.

Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта.

Рефлексия впечатлений.

Что мне понравилось?

Что мне не понравилось?

Где я мог бы применить полученные знания?

Что бы я посоветовал?

Упражнение «Прощание».

Все берутся за руки и передают друг другу хорошие пожелания.

Литература:

1. Клюева Н. В. Технология работы психолога с учителем

2. Монахова А. Ю.Психолог и семья: активные методы взаимодействия

3. Карвасарский В. Д. Психотерапия

4. Леви В. Л. Искусство быть собой.

5. Брошюра из серии «Популярная психология»: «Читаем человека как книгу»

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через театрализованную деятельность Современные условия общества, нестабильность в семейных отношениях, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению.

Конспект НОД «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в хореографии»Конспект НОД «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в хореографии» Конспект непосредственно образовательной ситуации «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в хореографии» в рамках хореографического.

Проект «Развитие коммуникативных умений и навыков у воспитанников через сказкотерапию» Педагогический проект "Развитие коммуникативных умений и навыков у воспитанников через сказкотерапию" Автор:Захарова Н. П., воспитатель.

Развитие речи и коммуникативных навыков у детей младшего и среднего возраста в ДОУ "Развитие речи и коммуникативных навыков у детей младшего и среднего возраста в ДОУ". Подготовила Зозуля Надежда Владимировна, воспитатель.

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у дошкольников Одна из областей психолого-педагогической работы по ФГОС - это социально-коммуникативное развитие. Ввести ребёнка в сложный мир человеческих.

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе «Развитие коммуникативных навыков» Цель: формирование навыков позитивного, созидательного общения. Задачи: развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для.

Развитие коммуникативных навыков детей в игровой деятельности Презентация на тему : «Развитие коммуникативных навыков детей в игровой деятельности» Подготовила: воспитатель Джабраилова А. С..

Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством игры Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Развитие коммуникативных навыков как средство включения ребенка с ОВЗ в школьный коллектив Одним из главных факторов, влияющих на успешность усвоения знаний является социальная адаптированность к школьным условиям и классному коллективу.

Развитие связной речи и коммуникативных навыков посредством продуктивных видов деятельности Детское художественное творчество нужно, прежде всего самому ребенку для развития его воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладению.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Совершенствование общения педагогов и родителей. Развитие коммуникативных навыков. Техники для установления позитивных отно
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 14:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. День творения одуванчиков

Весенним цветам, которые радуют нас своим жизнерадостным видом, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об...

13 мая. День денег и банков на МААМ

13 мая 1754 года, при Елизавете Петровне, в России был открыт первый государственный банк, и начали использоваться не только металлические монеты, но и бумажные деньги. Теме денег и банков мы и предлагаем...


Горячие темочки