Коротаева Лидия Николаевна
Советы родителям «Занимаемся дома, самоизоляция с пользой»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
В течение учебного года велась работа по устранению речевых нарушений у дошкольников. На логопедических занятиях устранялись нарушения звукопроизношения, пополнялся словарный запас детей, формировался грамматический строй. Дошкольники повторяли чистоговорки, скороговорки, стихи по автоматизации поставленных звуков. Чтобы полученные навыки (артикуляционные уклады, поставленные и дифференцированные звуки, выученные скороговорки и стихи) не пропали, а вошли в привычный стереотип, необходимо продолжать работу в домашних условиях, использовать время пребывания на самоизоляции с пользой для речевого развития детей.
Публикация «Советы родителям „Занимаемся дома, самоизоляция с пользой“» размещена в разделах
Прежде всего не стоит забывать об артикуляционной гимнастике.
Выполняйте с детьми упражнения, которые способствуют укреплению мышц речевого аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Благодаря артикуляционным упражнениям дети учатся управлять органами речевого аппарата и справятся с произношением доже сложных звуков.
Базовый комплекс артикуляционной гимнастики.
• «Заборчик» – удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
• «Трубочка» – вытягивание губ вперёд трубочкой (зубы сомкнуты).
• «Заборчик-трубочка» – чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
• «Лопатка» – удерживание широкого языка на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии.
• «Иголка» – удерживание узкого языка между резами.
• «Лопатка-иголка» – чередование данных упражнений.
• «Чашечка» - удержание широкого языка в форме чашечки.
• «Качели» - чередование движений языка вверх и вниз за верхние и за нижние зубы с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции.
• «Чистим зубы» - широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение.
• «Толстячки - худышки» надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
• «Лошадка» - пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
• «Грибок» - присасывать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Не стоит забывать и о упражнениях, которые тренируют силу и длительность выдоха. Предлагайте ребёнку надувать воздушные шарики, мыльные пузыри, дуть на самодельные султанчики, детские флюгера. Изображать «Бурю в стакане», используя стакан с водой и трубочки для коктейля. Играть в «футбол» (дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота) и т. д.
Далее необходимо закреплять звуки, которые были поставлены на логопедических занятиях. Используйте речевой материал, который есть в тетрадях для логопедических занятий. Используйте интернет ресурсы. Можно подобрать иллюстративный материал, используя старые журналы. Попросите ребёнка назвать предметы в своём окружении, в названии которых есть заданный звук. Например, «по кухне мы гуляем, звук Л закрепляем» : стол, стул, пол, потолок, полка, лампочка, холодильник, масло, булка, молоко, колбаса, лук, салат, свёкла, ложка, вилка, половник, бутылка, солонка, салатник, полотенце, салфетка и т. д. Организуйте с данными словами игры, которые помогут автоматизировать звук, ввести его в самостоятельную речь ребёнка. Предложите ребё нку:
- назвать предметы с заданным звуком громко, тихо, шёпотом; с вопросительной интонацией, с удивлением, с восклицанием; низким голосом, а затем высоким;
- назвать предметы, к названиям которых подходят слова «он мой» (бокал, «она моя» (ложка, «оно моё» (полотенце, «они мои» (булки);
- проговорить слова с заданным звуком по слогам, отстучать, отхлопать слово: со-лон-ка, вил-ка, лам-поч-ка, стол и т. д.
- посчитать отдельные предметы (одна вилка, две вилки, три вилки, четыре вилки, пять вилок);
- назвать предметы ласково (полка – полочка, ложка – ложечка, булка – булочка);
- положить на стол вилку, перед вилкой положить ложку, справа от вилки – булку, слева от вилки поставить бутылку, между вилкой и бутылкой положить яблоко и т. д. Данное упражнение поможет закрепить навыки пространственной ориентации;
- назвать предмет, который можно намазать на булку (масло, на который можно сесть (стул, за который можно сесть (стол, на котором стоит посуда (полка, в котором охлаждаются продукты (холодильник) и т. д.
- «Чего не стало?». Положите перед ребёнком несколько предметов, попросите запомнить их. Затем незаметно уберите один предмет и попросите его вспомнить и назвать данный предмет;
- «4 лишний». Назовите (покажите) ребёнку четыре предмета и попросите его назвать лишний предмет, объяснить свой выбор. Например, перед ребёнком вилка, ложка, салфетка, половник. Лишняя салфетка, т. к. она не посуда.
Сочиняйте чистоговорки вместе с ребёнком или предложите ему продолжить чистоговорку, подобрав подходящее по смыслу слово. Например:
Ла-ла-ла – мама булку мне …дала,
Лу-лу-лу – лежит коврик на…полу,
Лы-лы-лы – у нас чистые… полы,
Ожка-ожка – у меня в руке… ложка,
Илка-илка – рядом с ложкой лежит…вилка,
Ылка-ылка – масла полная …бутылка,
Олку-олку – папа прибивает…полку,
Ильник-ильник – у нас полный …холодильник и т. д.
Данные упражнения помогут закрепить правильное звукопроизношение у вашего ребёнка, а также будут способствовать активизации, расширению его словарного запаса, формированию грамматического строя, развитию памяти, внимания, мышления.
Желаю успехов в работе. Ваш учитель-логопед.