Папки-передвижки

Совместная практическая направленность в работе логопеда и родителей по коррекции речи детей-логопатов в ДОУ

Дубовая Елена
Совместная практическая направленность в работе логопеда и родителей по коррекции речи детей-логопатов в ДОУ

Учитель-логопед : Дубовая Е. В.

ГДОУ №12 «Родничок»

г. Алчевск

В нашем современном обществе воспитание и общее развитие детей осуществляется в тесном сотрудничестве семьи и дошкольного учреждения. Хотя ведущая роль в развитии дошкольников и остается за общественным воспитанием, роль семьи от этого не снижается, потому что наибольшего успеха в развитии и воспитании детей можно достигнуть лишь тогда, когда между детским садом и семьёй существует взаимопонимание и тесная взаимосвязь. На семью, как и на дошкольное учреждение, ложится большая ответственность. Но чтобы семья могла оказать всестороннюю помощь детскому саду, она должна владеть педагогическими знаниями, касающихся вопросов умственного, психического, физического и речевого развития детей дошкольного возраста.

Публикация «Совместная практическая направленность в работе логопеда и родителей по коррекции речи детей-логопатов в ДОУ» размещена в разделах

Общеизвестно, что среди умственно и психически нормально развивающихся детей, есть дети, которые испытывают различной степени трудности в овладении речью и нуждаются в логопедической помощи. Правильная организация логопедического процесса с данной категорией детей определяет качество коррекционной работы, имеющей целью исправление недостатков речи, формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, словаря, грамматического строя, связного высказывания, а также овладение элементами грамоты.

Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимается не только логопед, но и родители. Работа с родителями – важная и сложная сторона деятельности логопеда. Совместная работа этих двух сторон является неотъемлемой частью всего педагогического коррекционного процесса и должна быть целенаправленной, планомерной и систематической.

Нужно отметить, что целенаправленность в работе логопеда и родителей заключается в том, чтобы любая форма работы (беседа, доклад, информация, консультация, круглый стол, стенд и т. д.) была направлена на достижение четко определенной, конкретной, речеразвивающей цели, иначе говоря, ориентирована на закрепление тех речевых навыков, формированием которых в данный момент занимается логопед. Планомерность и систематичность работы должна предполагать последовательные усложнения и расширение круга проблем, охватывающих развитие всех компонентов речи (словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, связной речи, познавательных процессов).

Логопед сразу же после обследования детей должен поставить родителей в известность о состоянии речи их ребенка, в доступной форме рассказать о характере речевого нарушения, дать грамотную в профессиональном отношении консультацию по вопросам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, искоренения неправильного отношения к речевому дефекту их ребенка и со стороны самого ребенка, а также по вопросам предупреждения возникновения вторичных дефектов, формированию негативных качеств личности, приводящих к трудностям социальной адаптации. Многие родители осознают факт речевой патологии их ребенка, относятся с пониманием и со всей серьёзностью. У некоторых родителей нередко создаётся впечатление, что ничего серьёзного в речевом развитии ребенка нет и тревожиться особо нечего. С первых дней, логопед должен подчёркивать, что коррекция дефекта речи требует систематических, порой продолжающихся в течении длительного времени специальных коррекционных занятий и что успех во многом зависит именно от родителей. Никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости домашних занятий с детьми.

Совместная работа логопеда с родителями, её практическая направленность в формировании правильной речи у ребенка-логопата, является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

Целью родительских собраний является специальное, конкретизированное и целенаправленное просвещение родителей по вопросам организации, системы и содержания коррекционного обучения и воспитания детей-логопатов. Следует отметить, что ко времени проведения родительских собраний логопед должен закончить обследование детей и наметить план работы с каждым ребенком. Вот примерная тематика таких собраний:

1-е родительское собрание (октябрь месяц).

- Ознакомление родителей с результатами логопедического обследования (логопед должен дать подробную характеристику речевого и общего развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные проблемы в речевом развитии детей, рассказать о степени речевого недоразвития, а также о необходимости совместных усилий в преодолении данного дефекта).

- План работы на 1-й период обучения, задачи и содержание работы, правила и распорядок в группе.

2-е родительское собрание (январь месяц).

- Итоги работы за 1-й период коррекционного обучения (здесь же раскрываются основные пути дальнейшей коррекционной работы; характеризуется речевое и общее развитие каждого ребенка, положительная динамика, трудности, которые встречаются в процессе занятий).

- Основные пути дальнейшего коррекционного обучения.

3-е родительское собрание (май месяц).

- Итоги работы за год (рекомендации отдельным детям, касающиеся дальнейшего закрепления пройденного материала).

- Знакомство с решениями ПМПК о дальнейшем обучении их в массовой школе, в обычной группе массового ДОУ или, в случае необходимости, в повторном пребывании в специальной группе (решения комиссии подробно обосновываются).

Успехом пользуются практическая направленность родительских собраний. Логопед проводит с родителями речевые игры, игровые упражнения, артикуляционную и дыхательную гимнастики, различные виды массажей, знакомит с инновационными методиками развития и обучения детей дошкольного возраста. Таким образом логопед старается вовлечь родителей в логопедическую работу, тем самым обеспечивая правильный подход в отношении речи ребенка в домашней обстановке.

РОДИТЕЛЬСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.

Проводятся во 2-й половине дня еженедельно. На них приглашаются отдельные родители с детьми, у которых возникли наибольшие затруднения в процессе работы. Здесь логопед знакомит родителей с основными приёмами постановки звуков, рассказывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в домашних тетрадях. Тематику групповых консультаций логопед может определять и заранее, проведя предварительный опрос родителей по теме : «Что для вас актуально?»

Вот некоторые из тем таких консультаций:

- «Психологические особенности детей с нарушениями речи»

-«Элементы речевой работы во внеурочное время»

-«Развитие речи, как средство коррекции умственной деятельности ребенка»

- «Помощь родителей в преодолении недостатков речи у детей-логопатов» и др. темы.

Посещение родителей как индивидуальных, так и фронтальных занятий.

В данном случае родители видят, какими приемами, средствами пользуется логопед для коррекции речи и использует их затем в ситуативном плане в домашних условиях.

Использование родителями наглядных средств в коррекции, которые им предлагает логопед. С этой целью в приемной, в уголке для родителей должны находиться альбомы во коррекции звуков, различные папки-передвижки с игровым материалом, стенды, стенгазеты, создаваться выставки дидактических и развивающих игр. Оформление выставок должно иметь практическую направленность и отражать тот этап работы, над которым работает логопед в данное время. Вот один из примеров такой выставки по теме «Овощи» :

1. Эти овощи дети должны знать.

2. Закрепляйте умение сравнивать овощи по форме, величине, цвету, вкусу.

3. Учите (закрепляйте) составлять загадки-описания о том или ином овоще. Образец: растет на огороде, круглый, красный, кисловатый, сверху имеет «хвостик зелёный».

4. Посетите магазин, где есть овощи. Расскажите, как моют овощи, режут, Какие блюда из них готовят, дайте попробовать их на вкус.

Практический речевой материал родители могут взять и в логопедическом кабинете по согласованию с логопедом.

Стенды должны быть чисто речевого профиля – зрительный показ и описание (артикуляционных упражнений, советы родителям, которые должны выполняться).

Родители должны :

- поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;

- правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в неё не раньше, чем на этапе отработки навыка;

- проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;

- занятия дома не должны превышать 15 минут;

- при общении с ребенком не подражать его речи;

- нельзя принуждать ребенка заниматься, надо заинтересовать его, увлечь, проводить занятие в форме игры;

-заниматься с ребенком должен только тот, кто сам правильно произносит все звуки.

Посещение родителями открытых логопедических занятий.

На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приёмами обучения, подбором материала, а также требованиями во время занятий.

Интересен опыт проведения для родителей вечеров, огоньков, развлечений, КВН и т. д. В данном случае логопед должен выступать как помощник воспитателю, музработнику в подборе соответствующего речевого материала.

И, наконец, немаловажное значение имеет характер взаимоотношений между логопедом и родителями. Эти взаимоотношения должны быть доброжелательными, дружескими и основаны на совпадении интересов родителей и логопеда в полноценном развитии их ребенка. Если родители видят в лице логопеда человека, лично заинтересованного в судьбе их ребенка, они относятся к нему, как к другу и близкому к ним человеку, проникаются к нему доверием и уважением. Авторитет логопеда высок в глазах родителей, если они видят в нем знающего специалиста, культурного, тактичного и деликатного человека. Вот почему недопустимы со стороны логопеда тон нравоучений, нотаций, бестактность.

Высокая культура взаимоотношений между логопедом и родителями создаёт благоприятную почву для установления взаимопонимания и единства в сложном процессе коррекционного обучения и воспитания.

Таковы условия, способствующие успешной работе с детьми, имеющими нарушения речи и обеспечивающие наибольший успех в своевременном их исправлении.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда»Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда» ИКТ в работе логопеда. В современном образовательном пространстве всё большее место занимают компьютерные технологии. Не обошли эти прогрессивные.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Нейрогимнастика в работе логопедаНейрогимнастика в работе логопеда ! Ритмично двигая пальчиками, мы способствуем активизации речевых центров головного мозга; ---! Повышаем речевую.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная практическая направленность в работе логопеда и родителей по коррекции речи детей-логопатов в ДОУ
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 17:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД