наталья титина
Совместная работа родителей и педагога по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования.
В современной дошкольной педагогике в условиях модернизации системы Российского образования, приоритетными направлениями которой является, доступность, качество и эффективность происходят позитивные преобразования. ДОУ являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка. Отсутствие у родителей и педагогов полной информации о здоровье ребенка крайне опасно, так как создает ложное впечатление о благополучии, которого на самом деле нет. Поэтому одним из приоритетных направлений развития детских садов является создание условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольников.
Публикация «Совместная работа родителей и педагога по физической культуре» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Известно что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание.
Цель: Создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников.
Задачи:
1. Создание модели мониторинга физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста.
2. Обеспечение персонала ДОУ методическим руководством.
3. Повышение качества работы ДОУ по созданию максимально комфортных условий.
4. Укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение максимального комфорта, учет индивидуальных особенностей всех участников ВОП.
5. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и семьи в вопросах физического развития и оздоровления детей.
Ожидаем следующих результатов:
Повышение качества работы ДОУ по физкультурно- оздоровительному направлению.
Формирование банка данных о состоянии здоровья, уровня физического развития каждого ребенка, посещающего ДОУ.
Обеспечение персонала ДОУ методическим руководством.
Снижение уровня заболеваемости детей;
Повышение уровня адаптации детей к окружающему миру (в т. ч. к обучению в школе);
Оптимизация ВОП (использование новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников.
Проявление активной воспитательной позиции по вопросам физического развития и оздоровления детей (принятие помощи педагогов и специалистов ДОУ).
СТРАТЕГИЯ.
1. Подготовительный
1. Выявление запроса родителей.
2. Анализ уровня физического развития и здоровья детей.
3. Выявление уровня педагогической компетентности родителей по физкультурно – оздоровительному направлению.
4. Создание проекта модели взаимодействия ДОУ с родителями для повышения эффективности работы по физическому развитию и оздоровлению детей.
Организация.
1. Ознакомление и родителей с организацией здоровье сберегающей среды в ДОУ и в семье воспитанников ДОУ.
2. Методическое обеспечение физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.
3. Создание перспективной модели методической работы с педагогами.
3. Итоговый
Реализация системы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников.
1. Построение физкультурно-оздоровительной работы в соответствие с разработанной системой работы с детьми и родителями в рамках комплексной программы.
2. Функционирование клуба для родителей «Здоровый ребенок»
3. Итоговый мониторинг анализ результатов работы.
В ходе подготовительного этапа разработали модель взаимодействия ДОУ с родителями для повышения эффективности работы по физическому развитию и оздоровлению детей, в которой направлениями взаимодействия ДОУ и семьи выступили следующие методы: наглядная информация, чтение педагогической, психологической и медицинской литературы, консультативные мероприятия, беседы, тесты, опросники, наблюдения, советы и рекомендации родителям, теоретические и практические занятия, тренинги, работа клуба для родителей «Здоровый ребенок!», проведение совместных мероприятий, привлечение родителей к организации ВОП, изучение семейного опыта.
Рассмотрим на примере группу ДОУ №37
Задачи физического развития и оздоровления дошкольников. .
4-5 лет
Сохранять и укреплять здоровье детей. Развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность. Формировать умение сохранять правильную осанку. Удовлетворять потребность детей в движении. Расширять и углублять представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями и играми. Знакомить детей с различными способами выполнения основных видов движений. Развивать пространственные ориентировки в статическом положении и движении. Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений. Создавать условия для проявления ребенком ловкости, скорости и других физических качеств. Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности. Развивать умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Воспитывать самостоятельность и учить проявлять активность в разных играх и упражнениях.
Взаимодействие с семьей
Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников ДОУ. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду - одна из важнейших задач педагогического коллектива. Для этого необходимо коллектив выбрал наиболее на наш взгляд направления в работе семьей.
Внедрять новые формы и методы работы с семьёй.
Устанавливать единые требования к процессу физического воспитания в семье и детском саду.
Усиливать связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребёнка в семье, прежде всего путём различных поручений, заданий родителям.
Использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников.
Изучать положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей.
В конце каждого учебного года мы проводим анкетирование среди родителей, посещаем семьи воспитанников. Полученная из анкет и после посещения семей информация позволяет конкретизировать содержание работы с семьёй и определить тематику и направленность родительских встреч, консультаций, лекториев и других фронтальных и индивидуальных форм общения с родителями. Кроме того. Анкетирование помогает нам наметить дифференцированный подход к разным категориям семей.
1. К первой категории мы относим родителей, имеющих положительный опыт семейного воспитания. Эти родители являются нашими помощниками
2. Другая категория - это семьи, нуждающиеся в наших советах, консультациях, практических занятиях.
Другим важным и действенным средством подъёма физической культуры семей является широкое привлечение родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводится с детьми: дни здоровья, дни открытых дверей, спортивные досуги и праздники. Родители помогают изготавливать нестандартное оборудование.
Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботится о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни. Специалисты, работающие в дошкольном учреждении, могут помочь родителям в приобретении необходимых теоретических и практических знаний (например, познакомить с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию двигательных навыков, а так же освоить приемы обучения этим упражнениям, что бы в домашних условиях родители могли закрепить приобретенные ребенком двигательные навыки.
Один из путей решения этих задач - совместная спортивная деятельность детей и взрослых, как в массовом детском учреждении, так и в семье.
Формы совместной деятельности детей и взрослых в детском саду.
• Физкультурные развлечения и праздники.
• Физкультурные занятия.
• Анкетирование.
• Консультации.
• Родительские собрания.
• Фотовыставки.
• Изготовление нестандартного оборудования
Формы совместной деятельности детей и взрослых в семье.
• Утренняя гимнастика.
• Подвижные игры, игровые упражнения.
• Комплексы упражнений по профилактике осанки и плоскостопия у детей.
Для того, что бы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно – деловые контакты со взрослыми, участвующими в воспитании. Предположительно можно сделать вывод, что взрослые по отношению к физическому развитию ребенка, к здоровому образу жизни условно делятся на следующие группы:
• Взрослые, которые недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.
• Родители, которые разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, но им не хватает знаний и опыта, они испытывают дефицит свободного времени в связи с загруженностью работой; у них отсутствует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установками полагаются на работу детского сада.
• Родители, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремиться воспитать здорового ребенка. Такие родители занимают активную позицию в жизни детского сада. Их опыт можно использовать в работе с другими группами.
Пути установления сотрудничества со взрослыми.
• предоставить возможность наблюдать своего ребенка на групповых, совместных занятиях, открытых занятиях, праздниках, развлечениях;
• проводить групповые консультации, беседы, основная цель которых – информирование о формировании двигательных навыков детей, активном влиянии воспитания на развитии физических качеств; эти формы дают возможность обеспечить оптимальные условия воспитания ребенка, как в детском саду, так и дома, наметить пути оказания действенной помощи, ответить на возникшие вопросы по физическому воспитанию;
• предоставлять родителям литературу из педагогической библиотеки дошкольного учреждения;
• привлекать родителей оказывать помощь в подготовке спортивных мероприятий.
В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогут:
• повысить эффективность работы по оздоровлению детей;
• получить необходимые знания о физическом развитии ребенка;
• сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;
• снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности;
• увидеть работу детского сада по физическому развитию детей;
• обеспечить преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и детском саду.
Анализ динамики психолого – педагогического развития родителей показал :
На протяжении нескольких лет наблюдается установление доверительно-деловых отношений с родителями, отмечается активное проявление творческих способностей родителей и активное участие родителей при организации и проведении праздников.
Наблюдается повышение педагогической культуры родителей по вопросам физического развития детей
Отмечается положительная динамика активности родителей. Отслеживается увеличение запроса родителей на предоставление дополнительных услуг физкультурно-оздоровительного направления. Отмечается большая активность родителей в посещении сайта детского сада, на котором размещается информация, в том числе и по укреплению здоровья дошкольников. Родители просят набрать группу для танцев, для занятий по плаванию.
Вывод: Таким образом, мы можем говорить, что выбранные формы и методы работы с родителями и выбор направлений работы с детьми, родителями педагогами, способствовали повышению педагогической культуры и степени заинтересованности взрослых в вопросах развития и оздоровления детей, тем самым подтверждая правильность выбранной и выстроенной системы работы с родителями.
Перспективы развития
Для повышения качества работы ДОУ по физкультурно – оздоровительному направлению разработать и внедрить целевую программу «Будь здоров», продолжать реализовывать целевую программу «Здоровье». А также перспективы дальнейшей работы коллектив нашего детского сада видит в продолжении планомерной систематически выстроенной работе. На наш взгляд необходимо в систему внести дополнения: оборудовать сенсорную комнату, ввести индивидуальные паспорта здоровья каждого ребенка и группы в целом, продолжить взаимодействие с родителями по формированию у детей здоровьесберегающей компетентности, с целью формирования у родителей активной воспитательной позиции.
«…Помните, что первые семь лет жизни – самое важное время в формировании физического здоровья человека. А значит, этот период нужно грамотно смоделировать, иначе впоследствии за сегодняшние просчеты придется платить слишком дорого».
Ю. Ф. Змановский
Наша система включает:
• Наглядные уголки для родителей, папки передвижки, консультации специалистов
• Нетрадиционные формы (ток-шоу, устный журнал, круглый стол и др.)
• Конкурсы, выставки совместных работ детей и родителей
Спортивные мероприятия в детском саду проводятся в течение года по разным видам спорта. Основная их цель – помочь каждому ребенку проявить себя в любимом виде спорта, ощутить себя членом команды, разделить с товарищем ответственность за ее победу, показать свои лучшие качества.
План спортивные мероприятия для детей дошкольного возраста и их родителей
Время проведения Мероприятия Роль родителей
Октябрь Осенняя спартакиада.
Развлечение на воде. Участвуют во всех соревнованиях со своим ребенком.
Ноябрь Веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья». Участвуют во многих эстафетах с ребенком и отдельно.
Декабрь Шахматно – шашечный турнир.
Праздник на воде «К нам пришла Зима.» Участвуют во всех соревнованиях со своим ребенком и индивидуально.
Январь Зимняя спартакиада. Помогают оформлять, переносить снаряды. Принимают участие в играх- эстафетах, развлекательной программе.
Февраль Спортивные досуги «Добры молодцы». Участвуют во многих эстафетах с ребенком и отдельно. Участие пап.
Март Спортивный досуг «Мы с мамой спортсмены» Участвуют во всех соревнованиях со своим ребенком мамы.
Апрель Спортивный досуг «Мы сильные и смелые» Участвуют во всех соревнованиях со своим ребенком. Участие и соревнование с другими садами.
Май Гимнастический вечер. Показ девочек из худ. школы. Показательные выступления. Помогают в приготовление костюмов.
Июнь Летняя спартакиада. Участвуют в организационных моментах, в соревновании вместе с ребенком.
Июль Спортивное развлечение на день Купала. Принимают участие в развлекательной программе.
Август Неделя здоровья. Праздник года «Что мы умеем» Участвуют в организационных моментах, в соревновании вместе с ребенком.
Широко вошли в практику спортивные досуги.
Веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»
Развлечения на воде.
Спартакиады
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых праздников, спортивных соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Любая спартакиада – это всегда радостное событие. Его ждут, к нему готовятся, он надолго запоминается. Спартакиады проводятся на воздухе один раз в квартал и являются эффективной формой активного отдыха детей и взрослых.
• Гимнастический вечер
Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Здоровье никому нельзя дать или подарить, его нужно сохранять и укреплять. Для того, чтобы собственное здоровье стало ценностью для ребенка коллектив детского сада пришел к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере физического воспитания, организации режима, общения, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувств бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.