Папки-передвижки

Современная здоровьесберегающая образовательная среда в ДОУ

Ольга Турусина
Современная здоровьесберегающая образовательная среда в ДОУ

СОВРЕМЕННАЯ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ДОУ

Древние римляне говорили: «Здоровье -наивысшее благо».Здоровье для каждого человека является безусловной ценностью. С давних времен здоровьем считали отсутствие болезней. В современном мире понятием здоровье определяют состояние физического, психического и социального благополучия. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. При рассмотрении физиологических функций, нельзя не принимать во внимание влияние психики и социального окружения и наоборот.

Публикация «Современная здоровьесберегающая образовательная среда в ДОУ» размещена в разделах

Идея целостного подхода подчеркивает личную ответственность каждого человека за своё здоровье и благополучие.

Одна из основных задач педагогов, работающих в дошкольных учреждениях – научить каждого ребенка беречь и укреплять свое здоровье, понимая, что это ценность, подаренная природой. Необходимо учить детей нести личную ответственность за состояние своего здоровья, воспитывать осознанное и действенное желание быть здоровым.

В современной концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья ребенка.

Здоровье сберегающая педагогика декларирует - заботу о здоровье, как приоритет всей воспитательной работы. Она включает формирование в ДОУ здоровьесберегающей образовательной среды, представляющей собой совокупность здоровье сберегающих технологий, развивающей предметно-пространственной среды, организационно-педагогическиих ресурсов.

Здоровьесберегающая образовательная средапредставляет особый уклад деятельности образовательного учреждения, поддерживающий здоровый образ жизни участников образовательного процесса и содействующий их саморазвитию в обретении ценности здоровья, его сохранении и укреплении.

Здоровье сберегающие технологии - совокупность методов и форм организации обучения и воспитания детей без ущерба для их здоровья,комплекс принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоро-вьесбережения.

Целью применения здоровье сберегающих технологий является обеспечение дошкольнику высокого уровня реального здоровья, через воспитание у него культуры здоровья, вооружив его необходимым объёмом умений, знаний и навыков для ведения здорового и безопасного образа жизни.

Применительно к дошкольному образованию можно выделить следующие группыздоровье сберегающих технологий:

1. медико-профилактические (решают задачи сохранения и улучшения здоровья детей под руководством медицинского персонала с использованием медицинских средств, включают мониторинг здоровья детей, контроль за питанием, закаливанием, физическим развитием детей, проведение профилактических мероприятий, организуют контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов);

2. физкультурно-оздоровительные (направленына укрепление здоровья и физическое развитиеребенкачерез развитиефизических качеств,двигательную активность, формирование умений и навыков посредством физических упражнений,организациисистемы закаливания, дыхательной, пальчиковой гимнастики, самомассажа и массажа, формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия, оздоровительные процедуры с использованием естественных сил природы);

3. образовательные (направлены на воспитание культуры здоровья дошкольников, их осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний и развитие умений оберегать и сохранять здоровье, обучение навыкам безопасного поведения, формированию здорового образа жизни, личностно-ориентированное воспитание и обучение);

4. обеспечения социально-психологического благополучияребенка (обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; психолого-педагогического сопровождение развития ребенка в педа-гогическом процессе ДОУ);

5. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направ-ленные на развитие культуры здоровья педагогов, культуры профессионального здоровья, валеологическое образование,потребности в здоровом образе жизни и активном отдыхе, профилактику вредных привычек);

Развивающая предметно-пространственная среда– один из компонентов образовательной среды, представленный специально организованным пространством (групповой комнатой, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, сохранения и укрепления их здоровья, учёта личностных особенностей.

Следуя требованиям ФГОС дошкольного образования содержание здоровье сберегающей предметной среды должно обеспечивать и гарантировать:

• сохранность и укрепление психического и физического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также уважение к их личности, чувствам и потребностям, формировать положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях;

• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации, группы, участка и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря;

• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

• создание условий для ежедневной педагогической деятельности и стремления к профессиональному ростусотрудников образовательной организации;

• открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам воспитания,образования детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

• создание равных условий, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

В ДОУ развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

Современная здоровьесберегающая предметная средадолжна отвечать следующими требованиями, определенными во ФГОС дошкольного образования : быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

При создании предметно развивающей среды ДОО, необходимо реализовывать здоровьесберегающий подходчерез соблюдение следующих условий:

• Безопасность;

• Санитарно — гигиенические требования;

• Возрастные и индивидуальные особенности;

• Федеральные государственные требования;

Современный дизайн в интерьере детских помещений и т. д;

Предметно-пространственная среда каждой группы должна быть сформирована такимобразом, чтобы детям было достаточно места для удовлетворения двигательнойактивности.

Структура здоровьесберегающего пространства ДОУвключает следующиекомпоненты:

1. Инфраструктура детского сада:

• медицинский кабинет,

• спортивный зал,

• музыкальный зал,

• групповые комнаты

• участки на территории ДОУ

2. Здоровьесберегающая развивающая предметно-пространственная среда :

• Центры здоровья в группах,

• Центры двигательной активности.

• Центры экологического образования в старшей и подготовительной

группах.

• Центр познавательной активности (интеллектуального развития и

здоровья,

• Центры обучения ПДД,

• Центры конструктивной деятельности,

• Центр искусства и музыкально — театральной деятельности.

3. Образовательная среда :

Образовательная программа ОО,

• Банк образовательных методик и технологий,применяемых педагогами

в ходе здоровьесберегающего образовательного процесса,

• Библиотека методической литературы,

• Система работы с родителями,

• Банк интерактивных форм работы с педагогами по

Здоровьесбережению,

• Картотеки оздоровительных технологий, игр и т. п.

4. Здоровьесберегающее пространство для родителей:

• Информационные стенды в группах;

• Наглядно - информационный материал для родителей;

• Консультации специалистов;

•Родительские собрания;

Организационно - педагогические ресурсы.

Для эффективногоформирования в ДОУ здоровьесберегающей среды необходимо : разработка концепции здоровья сбережения в ДОУ, постановка целей и задач, разработка проекта, обеспечение нормативной базы, разработка научно-методического сопровождения,проектирование и моделирование здоровьесберегающего образовательного процесса,разработка тактики управления, мотивация, консультирование и просвещение педагогов, взаимодействие с родителями дошкольников, соблюдение процедурных и содержательных нормативных актов, мониторингсостояния здоровьесберегающей среды, постоянное включение участников образовательного процесса в деятельность по реализации здоровьесберегающих проектов.

Литература:

1. Шарафулина Ж. Е. Формирование здоровье сберегающей образовательной среды в школах Крайнего Севера на основе деятельностного подхода. Диссертация. Кострома-2014.- С. 30-32

2. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста М. : Федеральный институт развития образования, - 2014. – С. 5-7.

3. Тверская Н. В. Управление развитием здоровьесберегающей среды учащихся в образовательном процессе школы. Диссертация – 2005.

Публикации по теме:

Квест-игра — современная игровая технология в ДОУ Дайте детству наиграться Вдоволь, досыта, не вкратце, Дайте дождиком умыться, Дайте, как цветку раскрыться. Дайте детству наиграться,.

Консультация «Дети и современная социокультурная среда» Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников,.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающая среда в ДОУ» Консультация для воспитателей. «Здоровьесберегающая среда в ДОУ».Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению.

Квест-современная технология в ДОУ Квест - (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально - один из способов.

Образовательная среда в ДОУ. Центр экологии и экспериментированияОбразовательная среда в ДОУ. Центр экологии и экспериментирования Задачи: 1. Развитие первичных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций. 2. Умение обследовать.

Образовательная предметно-пространственная среда в младшей группе ДОУОбразовательная предметно-пространственная среда в младшей группе ДОУ Хочу поделиться с вами оформлением группы и приёмной. В этом шкафу-паровозике у нас хранятся коробки с лего, кирпичиками, кубиками для НОД.

Образовательная среда ДОУ. Театральный уголокОбразовательная среда ДОУ. Театральный уголок Театрализованная деятельность способствует гармоничному развитию дошкольника. Это хорошая возможность раскрыть творческие способности ребёнка,.

Сетевая образовательная среда как ресурс профессионального развития педагога ДОУ Авторы статьи - проекта: Савина Анна Сергеевна; Худышина Татьяна Сергеевна Сетевая образовательная среда (СОС) как ресурс профессионального.

Современная образовательная деятельность по ФГОС Тема: «Современная ООД по ФГОС» Перед тем, как начать свой доклад, я хотела бы уточнить следующее - слово "занятие" как таковое теперь.

Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении Специальными исследованиями, выполненными в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, установлены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современная здоровьесберегающая образовательная среда в ДОУ
Опубликовано: 10 февраля 2018 в 16:31
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД