Получи документы

Современное состояние проблемы исследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Гурина Екатерина
Современное состояние проблемы исследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одной из актуальных проблем в логопедии является преодоление общего недоразвития речи. Это связано с тем, что правильно и своевременно проведенная коррекционная работа имеет решающее значение в формировании речевых предпосылок успешного обучения в школе.

Как отмечает Л. Г. Парамонова [2007], в ходе специально проведенных исследований выяснилось, что более половины детей (55,5%) приходят в начальные классы общеобразовательных школ в состоянии языковой неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью их устной речи.

Публикация «Современное состояние проблемы исследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

В последние годы стремительными темпами увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи, они входят в самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

В результате таких неблагоприятных факторов, как загрязнение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнении, возрастание количества заболевании и различных патологии, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка происходит увеличение количества речевых нарушении (Т. А. Ткаченко [1997]).

Нельзя не отметить повсеместное распространение и неоправданно раннее знакомство детей с электронным устройствами, большого количества безграмотной и не несущей никакой пользы информации, негативное влияние улицы. Под влиянием этих факторов у детей отмечается скудный словарный запас, аграмматичность, что в свою очередь негативно повлияет на обучение в школе.

Несформированная речевая деятельность негативно влияет на эффективность запоминания, овладение мыслительными операциями (Т. А. Ткаченко [1997], Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина [1995], нарушается межличностное взаимодеиствие (Ю. Ф. Гаркуша [2002], Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова [1990] и др., развитие игровой деятельности замедляется (Л. Г. Соловьева [1966], Т. А. Ткаченкo [1997] и др.).

Одним из важных показателей несформированности речевой деятельности является бедность и недостаточная систематизированность (а нередко и полная несистематизированность) словарного запаса детей.

В процессе развития познавательной деятельности ребенка не последнюю роль играет сформированность лексической системности, понимание значения слова (Л. С. Выготский [1966] ,Н. И. Жинкин [1958], А. Р. Лурия[1967] и др.). Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов (Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. [2003]).

Сформированность лексики – это один из самых существенных факторов в овладении чтением, письмом, счетом. Богатый словарный запас является залогом полноценности устной речи и грамотного письма. Он играет большую роль в овладении и применении на практике грамматических правил. Например для быстрого и правильного подбора проверочных слов, нужно обладать обширным словарным запасом, а также верным пониманием значения слова, лексического и смыслового. Такие действия зачастую являются затруднительными, а порой и невозможными для детей с небогатым словарным запасом. Этим детям доставляет сложность работа с их бедным словарным запасом, у них не сформированы семантические поля и для них недоступен смысл многих слов. (Н. В. Шестакова [2016]).

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках (М. М. Алексеева, В. И. Яшина [2000]).

Принимая во внимание большое значение состояния активного и пассивного словаря ребенка, который является предпосылкой для успешного обучения в школе, освоения чтения, письма, счета; для формирования познавательной деятельности; для развития общения, а также недостаточную изученность проблемы и коррекции нарушений активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР следует считать данную тему актуальной.

Для предотвращения такой проблемы необходимо уже в дошкольном возрасте обращать внимание на формирование словарного запаса у детей. Очень важно работать не только над количественным ростом словаря, но и над качественным, т. е. над верным пониманием значений слов и смыслового родства.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка 4 лет с системным недоразвитием речи «Весёлый дождик»Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка 4 лет с системным недоразвитием речи «Весёлый дождик» Цели занятия: - Развитие понимания обращённой речи. - Развитие речевого подражания. - Развитие направленной воздушной струи. - Формирование.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современное состояние проблемы исследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 24 ноября 2020 в 13:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД