Получи документы

Современные формы взаимодействия с родителями

Янина Позднякова
Современные формы взаимодействия с родителями

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в вос-питании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

Публикация «Современные формы взаимодействия с родителями» размещена в разделах

1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.

5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества :

- индивидуальные;

- информационно-коммуникационные;

- коллективные;

- наглядно-информационные.

Коллективные формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Коллективные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) :

- Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т. д. Кроме того, эта форма позволяет педа-гогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

- Групповые консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

- Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с зада-чами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительностью 1,5 ч. Темы необходимо фор-мулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.

- «Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуж-даются с родителями актуальные проблемы воспитания.

- «Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Такая форма работы даёт родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, де-душки, братья и сестры, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятель-ность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.

- Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические зна-ния, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсу-дить некоторые проблемы развития детей.

- Деловые и ролевые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.

- Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

- Совместные мероприятия с сотрудниками учреждения дошкольного образования. Организуются как активные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, продемонстрировать достижения, отдохнуть, познакомиться.

- Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внима-ние к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рож-дается из чувства любви к своей семье.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Индивидуальные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) :

- Индивидуальные беседы. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

- Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

- Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется специалистами учреждения дошкольного образования с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Наглядно-информационные формы играют роль опосредованного общения между педаго-гами и родителями.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями (законными представите-лями) :

- Родительские уголки. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформ-ленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация : распорядок дня, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы для родителей.

- Выставки, вернисажи детских работ. Их цель – продемонстрировать результаты индивидуальной и совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

- Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выпол-нению каких либо действий.

- Папки–передвижки. Папка предоставляется во временное пользование родителям для ознаком-ления с информацией, после чего с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на воз-никшие вопросы, выслушать предложения и т. д.

- Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам.

Информационно-коммуникационные формы. Приоритетность их применения обусловлена такими преимуществами, как постоянная возможность виртуального взаимодействия с родителя-ми и обмена информацией с ними.

Информационно-коммуникационные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) :

- Презентация учреждения дошкольного образования. Это осовремененная в соответствии с от-крывшимися компьютерными возможностями форма рекламы учреждения дошкольного образо-вания. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом учреждения дошкольного образования, коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.

- Сайт образовательного учреждения — совокупность электронных документов в сети интернет.

- Чат — средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени. Под словом чат обычно понимается групповое общение, хотя к ним можно отнести и обмен текстом «один на один» посредством программ мгновенного обмена сообщениями.

- Электронная почта — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений по сети интернет.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет актив-ности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют :

- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

- ответы на вопросы родителей ими самими;

- приведение примеров из собственного опыта;

- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Современные формы взаимодействия с семьей в свете требование ФГОС до» «Современные формы взаимодействия с семьей в свете требование ФГОС ДО». «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать.

Современные методы и формы партнерского взаимодействия ДОУ и семьиСовременные методы и формы партнерского взаимодействия ДОУ и семьи «Современные методы и формы партнерского взаимодействия ДОУ и семьи» Воспитатель ГБДОУ №71 Кировского района Санкт-Петербурга Вторушина.

Инновационные формы взаимодействия с родителями Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье. А. Макаренко Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического.

Консультация для воспитателей «Современные формы работы с родителями в ДОУ» «Под воспитанием, в самом общем значении этого слова, следует разуметь совокупность всех усилий, употребляемых для приспособления (каждого.

Работа с родителями «Инновационные формы и методы взаимодействия с родителями соответствии с ФГОС» Муниципальное автономное образовательное учреждение Детский сад № 2 «Радуга» Тема: Инновационные формы и методы взаимодействия с родителями.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи Современные формы взаимодействия ДОУ и семьиВоспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Которое включает.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь.

Современные формы взаимодействия ДОУ с родителями в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» Приоритетными задачами детского сада, является обеспечение охраны жизни и здоровья каждого ребенка. Питание детей имеет огромное значение.

Современные формы взаимодействия с родителями по проблеме профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей Современные формы взаимодействия с родителями по проблеме профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей. Подготовила:.

Современные формы взаимодействия с родителями в процессе патриотического воспитания дошкольников Акрамова Зугра Рифовна, воспитатель МАДОУ д/с №1 г. Верхняя Пышма Современные формы взаимодействия с родителями в процессе патриотического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные формы взаимодействия с родителями
Опубликовано: 6 декабря 2019 в 13:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД