Елена Зайцева
Современные игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Учитывая, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, мы в своей работе используем основные современные игровые технологии. Благодаря использованию развивающих игр, процесс образования дошкольника проходит в доступной и привлекательной форме, создаются условия для развития интеллектуально - творческого потенциала ребенка.
Публикация «Современные игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Игровые технологии, дают ребё нку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Целевые ориентации игровых технологий :
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма,коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Одной из самых эффективных инновационных образовательных технологий являются развивающие игры В. В. Воскобовича, которые легко интегрируют с любой образовательной областью в условиях детского сада, делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Они погружают ребёнка в игровую ситуацию, где он становится непосредственным участником истории, возникает проблемность, присутствует театральность, предлагаются готовые игровые ситуации, вариативность которых расширяется в зависимости от желания ребенка.
Пластилиновые заплатки – это игры на развитие у детей мелкой моторики, координации и знакомства с цветом, формирование творческого мышления, развитие усидчивости. Ребенок учится концентрироваться на одном деле. Это интересное и полезное занятие любят все дети. Лепка – это отличный способ развития мелкой моторики, мышц и координации обеих рук, развивает пространственное мышление, воображение, координацию пальчиков. Работа с пластилином способствует подготовке рук ребенка к письму. Всегда было известно, что чем больше ребенок "работает" руками, тем скорее появляется речь. Для игры распечатываем шаблоны, ламинируем. Таким образом, карточки станут многоразовыми. Учим детей отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, скатываем небольшие шарики, пальчиками расплющиваем лепёшечку, «заклеиваем» кружочки на картинке. Картинки можно усложнять.
Занятия живописью на стекле – прекрасный способ творческого самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуникативных навыков. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Рисование на Прозрачном мольберте способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. В творческом процессе ребёнок учится различать цвета и оттенки, поймет, что такое размер и количество. Через рисование он познает окружающий мир по-новому, запомнит его и полюбит. Богатая фантазия, самостоятельность, усидчивость, память, внимание, которые вырабатываются рисованием. Во время рисования на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, что позволяет разнообразить игры и поддерживать интерес к рисованию.
Игры с песком развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; формируют у ребенка представления об окружающем мире; развивают мелкую моторику, глазомер; успокаивают и расслабляют, снимая напряжение. Процесс обучения дошкольника очень труден, ребенок быстро утомляется, столкнувшись со сложной задачей, но, как мы убедились на практике, именно песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка, ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу). Помогают познавать внешний и свой внутренний мир. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни». Технология Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации. Дети, играя знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» в практической деятельности с детьми мы используем, для:
- развития социальных и коммуникативных умений;
- сенсорного развития;
- развития мелкой моторики;
-развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирования элементарных математических представлений;
- развития логических способностей;
- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;
- а также при организации психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности. При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения.
Дети с удовольствием и большим желанием воспринимают нестандартные дидактические средства логические блоки Дьенеша, которые помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития, позволяя при этом, полностью погрузится в игровую ситуацию. Работу с блоками можно сравнить с длинной интеллектуальной лестницей, а игры и упражнения с ними – ее ступеньки. Логические блоки мы используем при ознакомлении детей с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих развивающих задач, а также для закрепления и уточнения представлений детей о социальных явлениях и мире природы.
Большие раскраски. Такие раскраски можно назвать новинками. Они пока еще не получили настолько широкое распространение, как обычные, а детям очень нравится все новое и непривычное.
Как все раскраски, они очень полезны, особенно для детей дошкольного возраста, потому что они:
• развивают мелкую моторику
• развивают координацию движений
• готовят руку ребенка к письму
• позволяют с пользой провести время за медитативным занятием - раскрашиванием.
Их может раскрашивать один ребенок или сразу несколько - деталей для раскрашивания хватит всем. Раскрашивать можно как на горизонтальной, так и на вертикальной поверхности. Если повесить раскраску на стену, ребенок удовлетворит свой интерес к рисованию на стенах, который достаточно часто просыпается не только у совсем маленьких детей, но и у вполне сознательных старших дошкольников. После разукрашивания, для малышей можно придумать еще очень много других заданий: найти, посчитать, назвать и т. д. По этим картинкам можно придумывать небольшие истории и сказки. Плакаты можно использовать как игровое поле для игр с машинками, маленькими игрушечными зверями или куклами. Плакаты легко превратить в настольные игры - ходилки, если нарисовать через трафарет или вырезать из цветной бумаги и приклеить на раскраску кружочки - дорогу. В качестве фишек подойдут маленькие фигурки от "Лего" или "Киндер-сюрприза".
Игры в сенсорной комнате положительно влияют на развитие детей. Погружение в атмосферу сенсорной комнаты напоминает о том, что кроме стрессов существуют еще и маленькие радости жизни. Самостоятельность ребенка в пространстве сенсорной комнаты формирует опыт стрессоустойчивого поведения. В этой необычной комнате мы узнаем, что привычный для нас мир, привычные вещи становятся совсем другими, волшебным. Здесь можно наблюдать за жителями подводного царства (пузырьковая лампа, плавать в шариках («сухой» бассейн, здесь есть необычная поляна (настольный фонтан). В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции, ощущение комфорта и безопасности, способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми. Зона для игр и занятий, включая различные игровые модули для взаимодействия, «сухой» бассейн, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы, музыкальные, тактильные и развивающие панно, песочницы, магнитная доска и многое другое. В сенсорной комнате легко проводить упражнения на различение эмоциональных состояний, развитие мимических движений, игры и упражнения на развитие навыков общения, саморегуляции, расслабление снятие напряжения, пальчиковые игры, теневой театр, упражнения на дыхание и многое другое.
Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М. М. Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной.
Дети любят играть, но готовые игрушки лишают их возможности творить самому. С помощью лего-конструктора детям предоставляется возможность в процессе игры приобретать такие качества, как любознательность, активность, самостоятельность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышение самооценки, позитивный настрой, умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение, умение пользоваться схемами, формирование логического мышления, исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.
Игры с карточками. Развитие логического мышления - увлекательное занятие, т. к. никогда не знаешь, какое умозаключение выдаст ребенок. Яркие, интересные карточки помогут сделать занятие логикой еще более увлекательным. Развитие мышления ребенка с применением карточек осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии, развиваются логические операции: сравнение, умение анализировать, дифференцировать. Задания развивают внимательность и умение различать объекты не только по их основным признакам (цвет, форма, объем, размер, наличие опознавательных деталей, но и по их очертаниям, то есть тени.
Занятия с использованием разноцветных резинок. Новизна и необычность игрового материала способствуют повышению интереса и мотивации к занятиям, развитию мышления, мелкой моторики, обогащению сенсорного опыта. Цветные резинки можно использовать как дополнение и разнообразие дидактического материала «Дары Ф. Фрёбеля». Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их в сложные интегративные образы и представления. Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Работа с цветными резинками вызывает не только положительные эмоции и желание с ними играть, но и заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка.
Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Удивительный материал – нити! Изделия в технике аппликации из ниток выглядят оригинально, приемы работы с ним просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения. Техника аппликации из нитей очень интересная, увлекательная. Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, овладеть навыками обращения с ножницами, кистью, клеем. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
Кукла на руке. Одним из значимых педагогических условий для развития речи детей младшего дошкольного возраста является использование метода работы с куклой. Это расширяет кругозор ребенка, улучшают звукопроизношение, помогает заговорить. Куклы, умело используемые на занятиях, помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого или ребенка, выступающая для него в роли собеседника, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя возможность чувствовать себя раскованным.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.