Папки-передвижки

Современные подходы к реализации ФГОС в дошкольном образовании

кузиванова вера
Современные подходы к реализации ФГОС в дошкольном образовании

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Кузиванова В. А. воспитатель

Приоритетным направлением деятельности дошкольных образовательных организаций с января 2014 года стала реализация федеральных образовательных стандартов дошкольного образования. В основу ФГОС ДО легли прочная идеологическая база и технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и определяет задачи современного дошкольного образования, которые состоят в обеспечении:

Публикация «Современные подходы к реализации ФГОС в дошкольном образовании» размещена в разделах

равных стартовых возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства,

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей,

благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными склонностями,

психолого-педагогической поддержки семьи,

объединения обучения и воспитания в целостный процесс,

вариативности и разнообразия содержания Программ,

формирования социокультурной среды.

Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования призывает ценить, а не оценивать ребенка, также это серьезный шаг на пути повышения ценности и обособления образования дошкольного детства как самостоятельного звена общего образования. Для современного периода реформирования системы образования в России характерны кардинальные изменения на всех ее уровнях, характеризующиеся созданием единого образовательного пространства, направленного на развитие личности ребенка. Дошкольное обучение - это первое звено поступательного, непрерывного развития индивидуума, основной целью которого является достижение дошкольниками необходимого уровня для успешного освоения программ начальной школы. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей- дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Организованная образовательная деятельность в свете реализации федеральных образовательных стандартов представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; их интереса к данному занятию; сложности материала; вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная). Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места в образовательно-воспитательном процессе, это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми, таких как: ИКТ, проектная деятельность, игровая, проблемно - обучающая ситуация в рамках интеграции образовательных областей. Государственные стандарты являются основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей. Определяются условия реализации требований ФГОС ДО в дошкольном учреждении. Одним из важных условий успешного введения ФГОС является организация развивающей предметно-пространственной среды, т. е. воспитатель должен решать задачи создания зоны ближайшего развития. Для этого педагог подбирает материалы, предназначенные детям данного возраста. Согласно образовательного стандарта необходимо обеспечить предметно- пространственную среду, которая будет полифункциональной, вариативной, содержательно- насыщенной, трансформируемой, доступной и безопасной. Но возникает проблема: обеспечение доступности и безопасности среды зависит от воспитателя, остальные пункты должны реализовываться совместно с руководителем образовательного учреждения, муниципальными органами. Для того, чтобы реализовывать федеральные образовательные стандарты необходимо, что бы все структуры действовали сообща. Не менее важное значение, уделяется качеству педагогических кадров их профессионализму. ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности, использовать комплексно-тематическое планирование подходить к его реализации по следующему алгоритму: Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель. Отбирается содержание образовательного материала для разных образовательных областей. Продумываются формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Планируется развивающая среда, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенной темы. Такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям. Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. Ребенок не перенапрягается, т. к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений, и «проживает» тему не спеша, успевая осмыслить и прочувствовать ее. В ФГОС ДО впервые прописаны итоговые результаты, целевые ориентиры, которые должны быть достигнуты каждым ребенком в процессе обучения в ДОУ. Сформированность этих личностных и интеллектуальных качеств у будущих первоклассников необходима для развития у них предпосылок к учебной деятельности, которые являются основным показателем готовности дошкольника к обучению согласно исследованиям Я. Н. Белик и В. В. Давыдова, А. Н. Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации связаны с переориентацией современного дошкольного образования с подхода знаниевого на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка. В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, роли педагога. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к социально активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка (А. Г. Асмолов, В. Т. Кудрявцева, можно сказать, что цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Индивидуальный подход – это организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л. В.).

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей: социальных, коммуникативных, деятельностных, информационных и здоровьесберегающих. Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.

Позитивно реагируя на индивидуальные особенности детей (способности, стили обучения, потребности и пр., педагог демонстрирует детям, что принять другого, конструктивно отреагировать на различия – важно, правильно. Противоположный подход, предполагающий, что все дети одинаково реагируют на определенный метод обучения, что следует быть «как все», «не проявлять характер», «не требовать лишнего» способствует конформизму и часто оказывается неэффективным при обучении. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы, каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования при реализации ФГОС ДО обеспечат гармоничное формирование личности подрастающего ребёнка. Система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства.

Публикации по теме:

Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании.

Разработка НОД по технологии активных методов обучения в условиях внедрения ФГОС в дошкольном образовании «Разработка НОД по технологии активных методов обучения в условиях внедрения ФГОС в дошкольном образовании» На современном этапе развития.

Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 59 «Умка» г. Подольск Семинар для педагогов Тема: «Современные.

Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого.

Презентация «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО» Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» отмечал, что трудовая жизнь в годы детства — одно из важных условий формирования гармоничного.

Самообразование воспитателя «Экологические проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» .

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС Сегодня мы поговорим о современных подходах к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного.

Современные подходы к реализации художественно-эстетического развития дошкольников В соответствии с новым законом «Об образовании Российской Федерации», дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего.

Современные образовательные технологии как инструмент реализации ФГОС ноо МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 ГО г. НЕФТЕКАМСК Педагогическая статья.

Современные технологии дошкольного образования в условиях реализации ФГОС Статья: «Современные технологии дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» Автор: Лашманова Ирина Юрьевна МБДОУ №29 Ивановская.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные подходы к реализации ФГОС в дошкольном образовании
Опубликовано: 15 ноября 2019 в 12:08
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД