Получи документы

Современные подходы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ 5–7 лет

Екатерина Нестеренко
Современные подходы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ 5–7 лет

В статье с позиции обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья описываются основные подходы коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи. Показаны особенности и представлены методы коррекционно-развивающей работы в практике учреждения.

Ключевые слова: воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, коррекционно-развивающая работа, развивающая предметно-пространственная среда, здоровьесберегающие технологии.

Публикация «Современные подходы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ 5–7 лет» размещена в разделах

В настоящее время проблема ухудшения здоровья детей дошкольного возраста становится всё более актуальной. Как показывает опыт поставить заслон развитию в отклонениях в здоровье могут только специально организованные условия как в семье, так и в дошкольной организации. Первичная работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

С каждым годом все чаще в детские сады приходят дети с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим постоянно требуется поиск новых форм и методов работы, поиск механизмов, позволяющих решать задачи обучения детей с ОВЗ.

Образовательная среда для таких воспитанников – это совокупность следующих составляющих: взаимодействие всех участников образовательных отношений, эффективная реализация образовательных и здоровьесберегающих технологий, создание элементов развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Определяющим условием развития дошкольников является предметно-пространственная среда ДОУ. Развивающая среда является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта, формирования здорового образа жизни. Только правильно организованная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, что очень важно для развития ребёнка.

При планировании развивающей предметно-пространственной среды используется принцип командной работы, где необходима многоплановая и творческая деятельность всех педагогов дошкольного учреждения.

Учитывая потребности, особенности развития, наблюдая за самостоятельными действиями и интересами ребенка, специалисты (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед и другие педагоги) и воспитатели при участии родителей совместно планируют и организуют среду. Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у ребёнка в освоении окружающего мира, ему предлагают способы, позволяющие преодолеть эти препятствия. Педагоги наполняют среду предметами, атрибутами, пособиями, побуждающими детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и другими детьми.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

В чем же заключается особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в нашем дошкольном учреждении.

- Создание специальных условий для развития и коррекции детей с ОВЗ через различные виды деятельности.

- Обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: физических, социальных, духовных.

- Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей.

При построении коррекционной образовательной среды ДО для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1 Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».

4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); - воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;

6. Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

С точки зрения требований Стандарта среда должна приобрести интерактивный характер. Это значит, должны быть созданы условия для взаимодействия и общения детей и взрослых, изменения пространства группы в зависимости от содержания и вида деятельности. В модель развивающей среды необходимо включить обновление оборудования, размещение пособий по видам деятельности, мягкие модули, общий дизайн интерьера. В процессе обновления условий ДО учитывать главные аспекты и требования стандарта о том, что среда должна обеспечивать реализацию образовательной программы, условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной.

Когда в группе находятся дети с речевыми нарушениями, воспитателю следует помнить, что речь взрослых является примером для подражания. Произносительная сторона речи говорящего должна соответствовать нормам литературного языка, звуковой культуре речи, (т. е. хорошее четкое звучание речи, правильное ритмико-мелодическое оформление).Для этого организованы центры «Рчевичок» и «Книги».

В детском саду разрабатывается тематическое планирование на год с учетом возраста детей. Каждую неделю обновляются лексические темы. Этот опыт позволяет расширить представления об окружающем мире, развивать словарный запас детей, формировать грамматический строй речи.

В программу воспитателей по развитию речи входят заучивание потешек, стихов, беседы по картине, составление рассказов по серии картин, пересказы прочитанных художественных произведений. Особое внимание уделяется инсценировкам сказок с детьми, кукольным спектаклям, играм с Би-Ба-Бо. Эти виды деятельности заинтересовывают детей, повышают их мотивацию к речевой активности, облегчают понимание и запоминание текстов.

Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития воспитатель должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. В группах организованы уголки релаксации и уединения.

Для познавательного развития дошкольников созданы центры «Моя математика», «Познаю мир». Для развития творческих способностей организован центр творчества и фантазии».

Для организации подгрупповых и индивидуальных занятий имеется специальное оборудование: зеркала, шпатели, наборы материалов Монтессори, блоки Денеша, Кьюзинера и т. д.

Таким образом, целенаправленно организованная образовательная коррекционно-развивающая среда в детском саду играет большую роль в гармоничном, здоровьесберегающем развитии и воспитании каждого ребёнка с ОВЗ. Благодаря выполнению всех вышеупомянутых условий у детей формируется чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его, что также обеспечивает сохранение здоровья ребёнка, как психическое, так и физическое, а так же корректирует речевые недостатки

Библиографический список.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Москва, 2013г.

2. Н. В. Нищева «Комплект программы», Детство-Пресс, 2016г

3. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1128-1139.

4. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», 2016г.

5. Н. В Нищева.» Предметно –пространственная развивающая среда в детском саду», 2016г.

Публикации по теме:

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Конспект коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Знаний» Цель: Формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015–2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А. Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД Направление работы: Охрана здоровья и физическое развитие.

Пособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-классПособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-класс "ЧУДО - КАМЕШКИ" Как известно, маленькие дети любят играть с мелкими предметами и мелкие камешки - галька, на мой взгляд, являются великолепным.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ 5–7 лет
Опубликовано: 23 марта 2022 в 09:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД