КРЮЧКОВА ЯНА
Мультипликация как один из способов мотивации обучения и развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
(Консультация для родителей)
Проблема формирования речевого развития очень актуальна, особенно в старшем дошкольном возрасте «на пороге поступления в школу».
Но как организовать деятельность так, чтобы ребёнок был активным и с интересом был в нее погружен?
Современные дети отличаются от предыдущих поколений. Они с легкостью осваивают сложную игрушку, но придумать свою сказочную историю для них бывает трудно, дети затрудняются сформулировать ответ на вопрос, составить рассказ.
Публикация «Мультипликация как один из способов мотивации обучения и развития связной речи дошкольников» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Известно, что современные дети любят компьютерные игры, любят смотреть мультфильмы, исходя из этого, мы решили использовать на своих занятиях мультипликацию как один из способов мотивации обучения и развития связной речи дошкольников.
Почему именно мультфильмы? Мультфильмы – один из первых аудиовизуальных образов, через которые ребенок начинает свой путь познания мира. Мультипликация объединяет в себе живопись, литературу, графику, музыку, элементы театра и танца, что очень благотворно влияет на воображения ребенка, его памяти, мыслительной и речевой активности, а так же на раскрытие творческого потенциала. Понятный детскому восприятию и русскому менталитету сюжет, выразительность образов, красивая и правильная речь героев, высокохудожественное сопровождение заставляют маленького зрителя сопереживать героям и вызывают сильную эмоциональную реакцию, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную и речевую активность детей, обогащает их чувственную основу и нравственный потенциал.
Качественные и умные мультфильмы способны донести до ребенка высшие нравственные ценности, привить интерес к получению новых знаний, к чтению художественной литературы. Обсуждение просмотренных мультфильмов активизирует словарь ребенка, разговорную речь, формирует социально активную личность, способную понимать общечеловеческие ценности.
Существует большое количество добрых мультфильмов, которые можно и нужно показывать детям. Но сегодня лучшие образцы отечественной мультипликации зачастую остаются за чертой внимания детей и родителей. Заполнившая экраны телевизоров западная мультипликация в большинстве своем некачественная. Не учитывает возможностей и потребностей ребенка. К сожалению, не всегда учитывают особенности детского восприятия и многие современные российские мультипликаторы. В результате этого с экранов телевизоров льется огромный поток разрушающих мультфильмов, наполненных жестокостью и дурным вкусом. В них часто можно увидеть проявление агрессии: драки, погони, истерики, убийства, месть и др. Речь героев этих мультфильмов отличается изобилием грубых, бранных, вульгарных слов. Ребенок ассоциирует себя с главными героями таких мультфильмов, восхищаясь их всемогуществом и порождая тем самым всплеск агрессии и эмоциональное опустошение.
Большую ценность на наш взгляд, представляют собой отечественные мультфильмы прошлых лет. Сюжеты их просты и понятны, проблемы, поднятые в них знакомы детям. Они по своим развивающим и воспитательным возможностям очень близки сказке.
С одной стороны они обладают образностью, эмоциональностью, зрелищностью, а с другой стороны доступны, просты и понятны. Они ненавязчиво и виртуозно преподносят детям эталоны хорошего и плохого поведения, формируя тем самым первые представления о смысловых и нравственных ценностях.
Особое внимание следует уделить речевому сопровождению мультфильмов. К сожалению, в настоящее время с экранов телевизоров даже от мультипликационных героев можем услышать большое количество грубых, жаргонных слов, совершенно недопустимых для слуха ребенка (например, «сопляк», «тупой» и т. д.). Дети могут считать такую лексику правильной, живой и будут употреблять в своей речи. А старые отечественные мультфильмы отличает красивая, правильная речь. В диалогах персонажей мы слышим правильно построенные предложения, содержащие большое количество эпитетов и образных выражений. Часто используются и ласковые слова обращения (например, «лисонька», «голубушка», «матушка» и др.). Речь мультипликационных героев таких мультфильмов богата и эмоциональна. Она выразительна и артистична. И это не случайно, ведь тогда озвучиванием мультфильмов занимались лучшие актеры, мастера художественного слова: В. Ливанов, Е. Леонов, О. Анофриев, Ю. Никулин, А. Папанов и многие другие. Невозмсоджно представить себе Френкен Бок иначе, чем с голосом Фаины Раневской, а попугая Кешу без голоса Геннадия Хазанова, так же невозможно представить наших Аленушку и Настеньку злобными и грубыми.
В старых добрых мультфильмах отражается нормальная для ребенка картина мира. В ней заключена православная основа, потому что зло не вечно, а вечно добро. Существующий отрицательный персонаж, как правило, легко перевоспитывается под воздействием дружбы, любви и сочувствия. Очень важно еще и то, что в таких мультфильмах злой и отрицательный персонаж подается в юмористической форме, что уравновешивает его негативную сущность.
Качественные мультфильмы позволяют развивать речь в различных аспектах – воспитание звуковой культуры речи, расширение словаря, формирование грамматического строя и связанной речи. Так же мультфильм служит прекрасным средством развития мышления, внимания, воображения, памяти; значительно расширяет кругозор и совершенствует коммуникативные навыки; учит выражать свои чувства и настроение.
Таким образом, мы считаем, что отечественные мультфильмы можно и нужно использовать в работе с детьми, в том числе и на занятиях по развитию речи, одновременно решая задачи речевого и духовно-нравственного воспитания.
При работе с мультфильмами можно использовать следующие приемы:
«Назови мультфильм» - придумывание названия мультфильму;
«Стоп-кадр» - остановка мультфильма в кульминационный момент и стимулирование мотивационных компонентов речевой деятельности на прогнозирование ситуации или выполнение каких-либо упражнений;
«Путаница» - восстановление последовательности событий и составление рассказов по серии фрагментов мультфильма, как вариант – с последующим проигрыванием;
«Калейдоскоп кадров» - составление новой истории на основе фрагментов разных мультфильмов;
«Режиссеры» - а)изменение деталей, эпизодов мультфильмов; б)придумывание продолжения мультфильма по его началу или начальному и конечному фрагменту;
«Убери лишнее» - поиск лишних картинок или кадров;
«Я герой» - составление рассказа от лица героев мультфильма;
«Оживление мультфильма» - озвучивание мультфильма, снятого без речевого сопровождения, запись и наложение своей озвучки на кадры;
«Актеры» - озвучивание мультфильма.
Мы с нашими детьми решили превратиться в актеров и озвучить мультфильм В. Г. Сутеева «Мешок яблок».
В нашей работе можно выделить несколько этапов:
1. Просмотр мультфильма с последующим обсуждением (Как называется сказка? Кто главный герой? Какой поступок совершил заяц? Кто из героев запомнился вам больше, почему? Опиши его, какой он, какими качествами наделен? С какой интонационной выразительность говорил тот или иной герой в конкретный момент);
2. Разработка и написание сценария (Спустя какое-то время детям сообщается, что запись мультфильма испорчена, на ней теперь отсутствует звук. Воспитатель предлагает самим озвучить мультфильм, для дальнейшего показа ребятам младшей группы. Разработка и написание сценария).
3. Звуковое оформление (Разучивание реплик героев с последующей записью).
4. Монтаж мультфильма (Наложение звукового оформления на видеоряд).
5. Презентация мультфильма ребятам младшей группы.