Аэлита Слепцова
Создание мультфильмов как средство развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слепцова Аэлита Николаевна, воспитатель, МБДОУ Детский сад №13 «Светлячок» г. Якутск
СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: В статье затрагивается актуальная проблема дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста посредством создания мультфильмов. Материалы статьи являются не только частью теоретической основы рассматриваемой темы, но и практическим примером решения проблемы развития дружеских взаимоотношений дошкольников.
Публикация «Создание мультфильмов как средство развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: Взаимоотношения детей, дружба, дружеские взаимоотношения, социально-информационные технологии, дошкольный возраст, мультипликация, мультфильм.
Проблема межличностных отношений дошкольников является на сегодняшний день очень актуальной. Современные дети отличаются бедностью эмоционального интеллекта и равнодушием к окружающим их людям. Не умеют общаться, взаимодействовать друг с другом и сопереживать другим. Межличностные отношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко с трудом интерпретируются. Они не лежат на поверхности (подобно ролевым и деловым) и лишь частично проявляются в общении и поведении детей, требуя специальных методик для обнаружения [1].
В решении данного вопроса нам помогает создание мультфильмов своими руками. Мир мультфильмов – волшебный, притягательный, красочный и очень увлекательный. Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора.
В психолого-педагогической литературе понятие «дружба» определяется в качестве: устойчивого чувства (Ж. -Ж. Руссо, В. Сухомлинский, Е. И. Кульчицкая, А. А. Аржанова и др., содержательных взаимосвязей между детьми (С. А. Козлова, избирательной эмоциональной привязанности (И. С. Кон).
В процессе создания мультфильмов дети дошкольного возраста учатся взаимодействовать друг с другом. Мультипликация – это вид детского современного искусства и, как любой вид искусства, является сферой развития культуры общества, инструментом освоения культурного наследия: национального, регионального, общечеловеческого, исторического [3].
Мультипликация, все больше отодвигая на второй план и литературу, и игру, является для детей открытой дорогой в мир искусства, ценностей, символов [2].
Как известно, игра - ведущий вид деятельности дошкольников (Выготский Л. С., Эльконин Д. Б., Пиаже Ж. -Ж. и др.) [1].
Мультипликация очень близка к игровой деятельности. Любовь детей к мультфильмам безгранична, что объясняется предметностью, образностью, символичностью, метафоричностью мультипликации.
Мультипликация всегда является для детей чем-то сказочным, волшебным, и именно в переходном возрасте от дошкольника к школьнику, от игры к учению, на наш взгляд, актуально использовать данный метод для работы с детьми.
Являясь коллективным творчеством, мультипликация восстанавливает познавательные функции, улучшает эмоциональное состояние ребенка, что положительно влияет на его социализацию.
В процессе создания мультфильмов дети учатся работать в команде, помогать друг другу, планировать свои действия.
Значимой психологической ценностью процесса создания мультфильмов является работа в коллективе. При создании мультфильмов дети общаются друг с другом, с каждой встречей больше узнают друг друга. Так происходит успешное формирование дружеских взаимоотношений. Каждый ребенок выполняет одну из ролей: режиссера, сценариста, актера озвучивания, оператора, монтажера, художника или композитора. Это происходит так же, как в коллективе взрослых, где вся команда работает на один результат - от стараний каждого зависит общий успех. В итоге ребенок понимает, что и от него зависит то, что получится в целом [6].
Анимация помогает в преодолении страхов, приобретении уверенности в себе, дети учатся в совместной деятельности взаимодействовать друг с другом, со взрослыми, в простых вещах и обычных событиях видеть необычное [5].
В процессе создания мультфильмов у детей повышается мотивация, получении реальных результатов деятельности повышается самосознание ребенка, он начинает ощущать свою значимость. Дети сопереживают даже отрицательным героям мультфильмов, потому что они имеют детские черты и этим не вызывают отрицания, негатива. Как правило, мульт истории имеют положительный конец, чем создают положительный эмоциональный настрой.
Мультипликация всегда является для детей чем-то сказочным, волшебным, и именно в переходном возрасте от дошкольника к школьнику, от игры к учению, на наш взгляд, актуально использовать данный метод для работы с детьми.
Мы считаем, что развитию дружеских взаимоотношений детей будет способствовать кружковая работа по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «Ойуу» – инновационное направление творческой социализации детей посредством коллективного создания мультфильмов.
Базой нашего исследования является МДОУ детский сад №13 «Светлячок» города Якутска, где приняли участие 14 детей старшего дошкольного возраста.
Для диагностических исследований дружеских взаимоотношений старших дошкольников использовали следующие метод и методики: анализ, сравнение, обобщение, изучение документов и продуктов деятельности детей, нормативная карта индивидуального развития Коротковой Н. А., Нежнова П. Г., диагностическая методика "Лесенка" Щур В. Г., методика «У кого больше» Коломинского Я. Л., ежедневные наблюдения за детьми.
Социометрические исследования группы детей из 14 человек по методике статусного положения дошкольников «У кого больше» (разработана Я. Л. Коломинским) дали следующий результат.
Категория «звезды» в группе-1 человек (10%, «принятых» - 2 человека (20%, «предпочитаемых» – 2человека (20%, «непринятых» -0, «отвергнутых» – 6 человек (60%).
Для педагогической диагностики развития дружеских взаимоотношений дошкольников была использована нормативная карта индивидуального развития авторов Коротковой Н. А., Нежнова П. Г. Способность к общению или коммуникативная инициатива включает три аспекта: мотивационный - "я хочу общаться" 41%, когнитивный - "я знаю, как общаться" 56%, поведенческий - "я умею общаться" 3%.
Исходя из результатов наблюдений, социометрических методик, можно сделать вывод, что развитие дружеских взаимоотношений детей соответствуют низкому уровню. Дети не умеют находить компромиссы между собой, оценивать своё поведение общаться друг с другом, нет сплочения в коллективе, каждый ребёнок хочет заниматься только своим излюбленным делом. В группе неблагоприятная эмоционально-психологическая атмосфера.
Мы пришли к выводу, что необходимо организовать кружок по развитию дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов
Программа кружка по созданию мультфильмов "Ойуу" разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и реализуется с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
Цели программы: развитие дружеских взаимоотношений детей старшего возраста средствами активной мультипликации и формирование у дошкольников мотивации к деятельности.
Темы занятий разработаны таким образом, что затрагивают основные социальные моменты, активизируют мотивационную и познавательную активность. Используя особенности данной программы - свободу, самостоятельность, творческое самовыражение и равенство дети открываются и с большим энтузиазмом приступаю к деятельности. Еще одни не маловажным аспектом является повышение уверенности в себе и самооценки в процессе анимационной деятельности, что дает хорошие результаты при работе с застенчивыми и стеснительными детьми. В процессе работы у детей развиваются не только дружеские взаимоотношения, но также усваивают элементарные представления о мультипликации.
Рассмотрение каждой темы программы строится на основе одной общей схемы:
1. Беседа с детьми на определенную тему, побуждение их к высказыванию своих мыслей, своего мнения.
2. Игры и упражнения по теме занятия. Главной задачей в данном случае является обучение детей делать выбор, проявлять инициативу, развитие ответственности и умения договариваться друг с другом.
3. Далее происходит обсуждение сюжета будущего мультфильма. Педагог с детьми обсуждают главных героев, их действия, главную мысль мультфильма. Рисуется раскадровка - дети совместно выстраивают логическую цепочку сюжета и зарисовывают ее. Выбираются материалы и техника для создания мультфильма (дети могут сами выбрать, педагог направляет, советует, рассказывает о возможных вариантах).
4. Съемка мультфильма производится цифровым фотоаппаратом под руководством педагога.
5. Монтаж мультфильма выполняет педагог, дети наблюдают за «соединением» всех отснятых ими кадров.
6. Озвучивание мультфильма выполняется детьми, согласно сюжету. Важно дать детям возможность самим придумать реплики и интонацию голоса.
7. Просмотр готового творческого продукта – мультфильма всей группой, можно с привлечением родителей и педагогов, обсуждение результатов работы.
После всего курса, на итоговых занятиях, дети демонстрируют работы родителям и педагогам и получают памятные грамоты и дипломы, что повышает уверенность в себе и самооценку, а также положительно влияет на мотивационную сферу.
Таким образом, нами создано 6 мультфильмов «Приход зимы», «Новогодние приключения», «Подарок маме», «Волшебные слова» 2 серии, «Спасибо деду за Победу», «Пластиняшки».
До начала реализации программы по созданию мультфильмов развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников в экспериментальной группе две трети испытуемых детей имели очень низкий уровень умения ориентироваться на систему требований, остальные показали низкий уровень умения ориентироваться на систему требований – 8 человек, остальные 4 ребенка показали низкий уровень. По мере занятий уровень ориентации на систему требований воспитателя повысился: высокий уровень показали 4 человека, средний – 6 человек, низкий – 2 человека, очень низкий – 0. Анализируя показатели самооценки воспитанников старшего дошкольного возраста по методике "Лесенка" В. Г. Щур, посещающих кружок «Ойуу» получили следующие данные: в начале реализации программы детей с завышенной самооценкой было 15%, в конце года количество повысилось и стало 22%; с заниженной самооценкой в начале - 70%, в конце - 13%, что очень радует. Со средней самооценкой в начале года было 15% детей, а в конце года данный показатель увеличился на 40%, дойдя до 55%.
Метод активной мультипликации сравнительно молодой в работе с детьми дошкольниками, но эффективный. Создавая мультфильмы, дети учатся работать в команде, помогать друг другу, планировать свои действия. Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и своими руками оживляют свои самые неожиданные и необычные сюжеты.
Создание с детьми мультфильмов оказалось успешным методом развития творческих способностей старших дошкольников, в целом, и развития дружеских взаимоотношений в частности.
Список литературы:
1. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. - Форум, 2009.
2. Баженова, Л. М. Творчество детей на занятиях по основам экранной культуры /Л. М. Баженова//Начальная школа. – 2000. – № 1. - С. 21-24.
3. Бурухина, А. Ф. Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми/А. Ф. Бурухина//Воспитатель ДОУ. - №10. - 2012. С. 58-60.
4. Максимова, С. В. Методическое пособие по применению мульт-терапии для детей с нарушениями речи/ С. В. Максимова. – М. :Просвещение, 2011.- С. 56.
5. Руденко, О. В. Инновационные формы работы с дошкольниками / О. В. Руденко, В. Ю. Исаева,Н. Ю. Охрименко // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015 - Т. 2 - № 3 (4). - С. 151-153
6. Стольникова, Е. С. Мультпедагогика как современная образовательная технология в обучении и воспитании дошкольника / Е. С. Стольникова // Социальная компетентность. - 2016 - Т. 1- № 2 (2). - С. 58-60