Светлана Булычева
Создание условий для обеспечения доступного качества в дошкольного образования в ДОУ для воспитанников ОВЗ и инвалидов
▼ Скачать + Заказать документы
Многие семьи узнают о том, что у их ребенка ОВЗ, только после того, как он начинает ходить в детский сад. До этого момента ребенок кажется спокойным, немного странным или чувствительным – просто немного другим.
Но в детском саду обнаруживаются новые трудности.
Новый режим дня, новые занятия, ролевые игры и необходимость использования речевых навыков – это тяжелое испытание для детей с ОВЗ.
Публикация «Создание условий для обеспечения доступного качества в дошкольного образования в ДОУ для воспитанников ОВЗ и инвалидов» размещена в разделах
Если дома родители привыкают к «странностям» своего ребенка, то воспитателям очень затруднительно, а подчас и невозможно найти подход к такому ребенку в условиях массовой группы, поэтому часто ребенку самостоятельно приходится адаптироваться к новому окружению и условиям.
Услышав диагноз ( например: тяжёлые нарушения речи, или задержка психического развития, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку.
Поэтому, работа с родителями этой категории детей, выходит на первый план.
Необходимо познакомить их с особенностями развития детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его "сильные" и "слабые" стороны, педагог совместно с родителями (законными представителями) определяют уровень требований к нему, выбрав основные направления и формы работы.
Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой сферы необходимы в большой степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.
Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:
социального характера:
- развитие самостоятельности через предоставление помощи;
- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;
педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);
- активизация когнитивного (такие процессы как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение) развития через коммуникацию и имитацию.
Основополагающими задачами сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями мы считаем:
1. Создание толерантной среды для субъектов воспитательно-образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.
2. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.
3. Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;
4. Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.
Для решения данных задач психолого-педагогической поддержки детей необходима не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.
Педагогами ДОУ активно используются в работе с детьми элементы здоровьесберегающих технологий, такие как подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, динамическая минутка, корригирующая гимнастика, ортопедическая гимнастика, гимнастика после сна, воздушные и солнечные ванны и др.
Используются самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращается внимание на формирование умений у детей работать в большой и маленькой группе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить самооценку. Весь учебно-воспитательный процесс направлен на обеспечение физического, психологического, социального и эмоционального развития.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка ОВЗ в ДОУ, является овладение им игровыми и коммуникативными навыками.
Для создания благоприятных условий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство, создаются ситуации успеха в различных видах детской деятельности.
(Нужно использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.)
Предметно - пространственная среда в группе должна быть организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
- Выделить пространство для удовлетворения потребности в активном движении детей.
- Для сенсорного развития изготовлены и подобраны различные пособия : для мелкой моторики с липучками, пуговицами, игры-шнуровки, игры на развитие тактильных и зрительных ощущений.
- Используются различные музыкальные и шумовые игрушки.
- Создать условия для проведения сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами.
- Взаимодействие с детьми в организованной образовательной деятельности, должно носить системный и конструктивный характер, реализуя через различные организационные формы: интегрированные занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые, игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.)
При организации взаимодействия с детьми на занятиях и во время игровой деятельности обязательно решается задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей.
В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ создали условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формируя культурно-гигиенические навыки, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.
- Сказкотерапия - потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку ОВЗ развиваться в социуме как личности. Всё это способствует развитию произвольности, внимания, наглядно-образного мышления, становлению личности ребенка.
- Творчество - работа с различными материалами и сюжетами дает возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.
- Взаимодействие (дружный круг) - хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива. Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка с ОВЗ к ДОУ, к социуму является комплексное сопровождение, поддержка.
Правильно организованная система профессиональной деятельности, педагога группы, педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов, методы необходимой направленности воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяют ребенку научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, способствуют социализации.