МААМ-картинки

Создание условий для развития театрализованных игр детей дошкольного возраста

Наталья Томилина
Создание условий для развития театрализованных игр детей дошкольного возраста

Создание условий для развития театрализованных игр детей дошкольного возраста

Для воспитания детей в игре необходима правильная организация театрализованных игр. Основными ее требованиями являются:

- содержательность и разнообразие тематики;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игра во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как сюжетно-ролевые игры;

Публикация «Создание условий для развития театрализованных игр детей дошкольного возраста» размещена в разделах

- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, определяются требованиями программы воспитания для каждой возрастной группы детского сада. Творческие развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения: сказки, рассказы, стихотворения. Далее предполагается импровизация детей на заданную или избранную ими тему.

В начале воспитателю - ведущему лучше самому читать текст, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста, никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские изложения. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть он активно участвует в диалоге с вами, подыгрывает основной сюжетной линии имитирует движения, голоса, интонации персонажей игры.

Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения. Чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем предоставьте детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.

Из многообразия средств выразительности программа детского сада рекомендует следующее: во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных персонажей - животных); в средней группе использовать художественно-образные выразительные средства - интонацию, мимику и пантомиму (жесты, позу, походку); в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения; в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Далее - небольшие упражнения с детьми. Начинать их надо младшей группой. Проводить лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Дети в восторге от того, как вы водили персонажи, как говорили, действовали за них. Самое время предложить им поиграть так же. Для упражнений используйте высказывания только что выступивших персонажей.

Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют, как герои сказок. Обратите их внимание на некоторые способы вождения персонажей и разрешите попробовать самим. Остальные также будут имитировать ролевые движения. Привлекайте внимание детей к лучшему исполнению. Десять минут таких упражнений удовлетворят желание ребят участвовать в игре, доставят им радость. Кроме того, будут сформированы необходимые умения.

В следующий раз предложите воспитанникам разыграть диалог двух персонажей: проговаривать слова и действовать за каждого. Это упражнение в интонировании диалога. Примером могут служить просьбы зверей пустить их в рукавичку, и ответы тех, кто поселился в ней.

Выберите четверостишье и прочтите его детям с разными интонациями. Поспросите их повторить, а может и найти новые варианты интонаций, например: удивленно, насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с состраданием. Произносите сразу, ставя ударение каждый раз на новом слове.

В кругу детей посадите перед собой ребенка, дайте ему в руки персонаж, себе возьмите другой. Ведите диалог, вовлекая в него своего партнера, так чтобы вызвать у него интонации удивления, возражения, радостного изумления.

Наблюдая с детьми исполнителей, учите ребят подмечать различия в характеристике образов. Хорошо, если вы дадите возможность каждому изобразить по-своему.

Передать характер персонажа помогает музыка например, на музыкальных занятиях можно мелодией побуждать детей к имитации движений различных персонажей.

Ребенок, ритмично ударяя в бубен, показывает как идет медведь, прыгают зайцы. Другие дети угадывают, какие движения соответствуют движениям медведя и зайцев. Вместе с музыкальным сопровождением можно имитировать движения резвящейся или усталой лошадки.

Пока дети будут выполнять заранее, вы вместе с остальными ребятами внимательно смотрите и отмечайте особенности игры каждого "актера", привлекайте ребят к поискам собственных способов показа. В дальнейшем собственных способов показа. В дальнейшем обязательно включайте такого рода фрагменты в театрализованные игры, чтобы найти им практическое применение.

Каждая игра требует своих средств выразительности и в творческих находок.

Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следите, чтобы и они также обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость. Терпение в реальной действительности.

В условиях работы детских садов нельзя требовать создание большого, сложного спектакля, который по силам профессиональным театрам, - это и невозможно, и не нужно. Пусть это будет маленькая сказка, показанная на доске фланелеграфа, небольшая сценка, разыгранная с помощью детских игрушек, или короткий спектакль театра картинок или театра кукол би-ба-бо. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды кукольного театра.

Театр картинок начинается с фланелеграфа. Он наиболее прост в изготовлении и показе. Картинки на фланели и декорации - плоские, их показывает на специальной доске, расположенной на столе. Картинки на картоне тоже плоские. На сцене - столе расставляют картонные декорации и с помощью подставок передвигают раскрашенные рисунки.

В театре игрушек и кукол бибабо - все объемно. В театре игрушек используются обычные детские куклы и игрушки. Оформляется спектакль также игрушками. Поэтому при подготовке спектакля почти не требуется никаких поделок, что облегчает подготовительную работу. Театр кукол бибабо кукловод надевает на руку куклу, управляет ей, говорит за нее, стоя за ширмой. На ширму ставятся декорации, происходит действие спектакля. За ширмой находятся кукловоды, которые управляют куклами за них.

Спектакль кукол редко происходит на пустой ширме. Обычно его оформляют декорациями. На ширму ставятся только то, что необходимо для показа данного спектакля.

Все предметы, находящиеся на ширме, должны быть обыграны. Если ставят дерево, куст, пенек, то за дерево или куст кукла может спрятаться, поискать грибы, сесть на пенек и т. д., в зависимости от текста. Не надо загромождать ширму ненужными вещами, которые в спектакле не будут использованы.

Декорация, реквизит и бутафория обычно по размеру не пропорциональны куклам, их делают намного больше самой куклы. Иногда можно использовать и настоящие вещи, например кукла читает настоящую небольшую книгу, пьет из маленькой кружки и так далее.

В младшей группе целесообразно использовать легкие, невысокие, но устойчивые игровые ширмы - экраны для изоляции кукольной зоны. Такие ширмы-экраны могут быть плотные, решетчатые или прозрачные, складываемые и сборно-разборные, каркасные с фиксаторами (карабинами или крючками) для сменных экранов (из картона, плотной бумаги, ткани или полиэтиленовой пленки).

Обычно экран имеет двусторонний декор. Например, снаружи изображается сказочный домик с окном и ставнями, а внутри рисуются занавески с картинками. Все зависит от фантазии и вкуса. Для развития игрового творчества малышей желательно иметь сменные экраны.

Дети редко участвуют в подготовке атрибутов, декораций для сочетания. Чаще всего им предлагают готовые костюмы, что, безусловно, радует ребят, но вместе с тем сковывает их самостоятельность и творчество. Не отрицая тематику готовых сценариев, хочется показать, как можно их творчески использовать в театрализованных играх, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие, хороший поступок).

Творческому и самостоятельному развитию темы, поискам разных вариантов ее решения содействует и разумная комбинация в одной игре изобразительных средств, свойственных разным играм. Это позволяет детям использовать все известные ими способы изображения.

В первый раз игру лучше всего проводить на фланелеграфе. Он позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации.

Настольный театр игрушек и картинок тоже обладает этими же свойствами. К тому же в нем удобно имитировать движения автомобилей, пешеходов, животных и других персонажей. Сложнее играть куклами бибабо, если слабо владеешь техникой их вождения. Они должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости, столе. Зато с ними можно создать много веселых сценок и использовать эти же куклы в повторных играх, постоянно поддерживая интерес ребят к ним.

Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительность интонации, типичные для определенного образа характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса. Изображение поведения героев усложняется в игре - драматизации. Пантомима становится тут ведущим изобразительным средством. Образ рождается из действий персонажа, мимики, интонаций и содержания реплик. Все это дает простор для творческого преобразования знакомого сюжета.

Режиссерскую игру трудно увидеть со стороны. Во-первых, она практически всегда индивидуальна. Во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается. Третьей особенностью игры является то. что играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться. При ее организации необходимо соблюдать три условия :

1. Надо сделать ребенку индивидуальное пространство. Помогут и разные ширмы, как готовые, так и сделанные руками родителей. Их дети с удовольствием используют в режиссерской игре. Эти ширмы могут быть и в виде занавеса, и в виде книжки - раскладушки. И, конечно, гибкие принимающие при необходимости разные формы.

2. Наличие у ребенка мелкого игрового и не игрового материала. Для развития воображения, как и для режиссерской игры, необходимо умение соединить предметы по смыслу. Эти предметы должны быть у детей под рукой. Их главная особенность в многофункциональности (кубики, коробочки, машинки, куклы и т. д.). Предметов должно быть в достаточно большое количество, чтобы не ограничивать фантазию ребенка. А наоборот побуждать его к созданию новых сюжетов и новых смысловых связей.

3. Самое важное условие. Это позиция взрослого, умелое руководство игрой. В отличие от других видов игр, которые легко включают в себя взрослого как равноправного участника игры, режиссерские игры отводят ему скорее роль зрителя. Правда, зритель этот не только хлопает и восторгается, но просит пояснить те или иные действия. Это развивает ребенка, обогащает созданный им сюжет. Часто от взрослого зависит и возникновение самой игры.

Вместе с детьми, как лучше соединить в одной игре атрибуты и способы изображения, применяемые в разных видах игр. Ведь один и тот же сюжет можно разыгрывать и на фланелеграфе, и с помощью игрушек настольного театра, и другими средствами. Возможности для творчества детей и взрослых тут не ограничиваются. Дошкольники с помощью взрослых в состоянии изготовить простейшие атрибуты, декорации, которые бы подчеркивали характерные особенности персонажа или места действия.

Руководитель детской театрально-игровой деятельности должен владеть всеми приемами театральной работы с детьми, знать возрастные возможности и особенности дошкольников применительно к ее специфике, использовать верную педагогическую методику. Успешно организовывать такую работу с детьми может только профессионально подготовленный специалист, к тому же сам обладающий необходимыми творческими данными.

Публикации по теме:

Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста «Немой диалог» на развитие артикуляции Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для развития театрализованных игр детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 февраля 2022 в 13:08
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД