МААМ-картинки

Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников по программе Тропинки

Русова Светлана
Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников по программе Тропинки
▼ Скачать + Заказать документы

Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников по программе Тропинки.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

Публикация «Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников по программе Тропинки» размещена в разделах

В связи с этим перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями.

Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

- изучение состояния устной речи детей;

- участие родителей в речевом воспитании детей.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы должны быть оснащены современным игровым оборудованием, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ также должны быть оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

На занятиях всех педагогов детского сада большое внимание должно уделяться развитию словаря, должна проводиться систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идти работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводиться работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно должно отражаться в календарных планах воспитателей.

Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д., решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки-чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

С целью повышения компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей можно провести некоторые мероприятия:

1. Консультации: по ознакомлению с современными методиками и технологиями по развитию речи О. С. Ушаковой; по формированию связной речи и мелкой моторики рук; о возрастных закономерностях речевого развития; о профилактике речевых нарушений у детей

2. Конкурсы на лучший речевой уголок, лучшую инсценировку сказки.

3. Проекты «Солнечный лучик», «Воспитание любви к книге», «Новогодние игрушки», «Путешествие лампочки» и др.

В процессе работы над проектами одновременно с совершенствованием мастерства педагогов формируются и все стороны познавательно-речевого развития дошкольников.

Программа О. С. Ушаковой по развитию речи реализуется не только в группах, работающих по программе «Тропинки», но и в группах, использующих другие образовательные программы, и на занятиях по обучению детей родному языку. Основная цель которого - предупреждение нарушений звукопроизношения и формирование фонематического слуха дошкольников. Занятия ведёт воспитатель, имеющий логопедическое образование.

Необходимым условием для создания единого речевого пространства в ДОУ является изучение состояния устной речи дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями диагностики речевого развития детей (2 раза в год, в январе - контрольный срез). Ежегодно специалистами ДОУ должно проводиться логопедическое обследование речи детей средних и старших групп, у значительного количества детей фиксируются различные речевые нарушения.

В случае если по результатам обследования возникает необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога, педагогам ДОУ приходится быть особенно тактичными и осторожными. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения. В этой ситуации воспитателям на помощь приходит педагог-психолог, который максимально доброжелательно, корректно объясняет необходимость такой консультации.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.

Организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье может осуществляться через:

1. Оформление информационного стенда для родителей в холле ДОУ и в приёмных групп.

2. Консультации:

«Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка»,

«Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста,

«Играем с пальчиками»,

«Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка»

3. Проведение конкурсов («Словотворчество»).

4. Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями (старшим воспитателем).

5. Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, ( рекомендации посещения специалистов: дефектолога, сурдолога, ортодонта, ЛОР-врача, детского психоневролога). Практические советы родителям - показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игр и упражнений на закрепление пройденного материала.

7. Показ открытых занятий по развитию речи.

8. Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда СОШ.

9. Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов - организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Публикации по теме:

Создание условий в ДОУ для развития речи старших дошкольников Создание условий в ДОУ для развития речи старших дошкольников Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться.

Консультация «Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Улыбка» " Создание условий для успешного развития и воспитания.

Создание условий для художественно-эстетического развития ребёнка в ДОУСоздание условий для художественно-эстетического развития ребёнка в ДОУ В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как средству формирования всесторонне.

Консультация для педагогов «Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников…» "Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации в современном обществе"«Конечная цель.

Педсовет-деловая игра с педагогами ДОУ «Создание условий в группе и на участке для развития двигательной активности» Тема: «Создание условий в группе и на участке для развития двигательной активности Приглашаем поиграть И проблемы порешать. Что-то вспомнить,.

Создание условий для полноценного развития речи детей старшего дошкольного возраста Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Аристотель Ясность — главное достоинство речи Речь как ведущее средство общения сопровождает.

Семинар-практикум «Создание условий для развития познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ в контексте ФГОС ДО» Семинар - практикум Тема «Создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ в контексте ФГОС ДО» Цель:.

Создание психологических условий для развития дошкольников с нарушением речиСоздание психологических условий для развития дошкольников с нарушением речи В последние годы в детских садах растет число дошкольников с нарушением речевого развития. Психологическое развитие детей, имеющих нарушения.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ и начальной школе Одна из наиболее важных и болезненных проблем – это преемственность между дошкольным периодом и начальным образованием. Поступление ребенка.

Стимулирование познавательно-речевого развития дошкольников через создание условий для детского коллекционирования В условиях реализации ФГОС ДО возникла необходимость пересмотра и коррекции традиционных подходов к организации педагогического процесса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников по программе Тропинки
Опубликовано: 24 марта 2019 в 20:56
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников по программе Тропинки» (включая файлы) размещена пользователем Русова Светлана (УИ 597863) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД