Лучший педагог года

Создание эмоционального благополучия в группе детского сада

Татьяна Тубольцева
Создание эмоционального благополучия в группе детского сада

Дошкольный возраст - это особый период в жизни человека, в процессе которого осуществляется развитие личности, формируется его нравственное и физическое здоровье. В этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Публикация «Создание эмоционального благополучия в группе детского сада» размещена в разделах

Одной из важнейших сфер становления и развития духовно-ценностных ориентаций ребенка является его социальное развитие, в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой стороны-нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка. Однако, под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др.) у ребенка формируются признаки социально-эмоционального неблагополучия. В общении между такими детьми приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, уступить, посочувствовать, порадоваться вместе с ним.

В некоторых ситуациях дети могут проявить нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

В связи с этим перед педагогом дошкольного учреждения встает задача развития у детей умения жить в обществе сверстников и взрослых, отзываться на чужие переживания, понимать чувства других людей. Поэтому важным становится создание благоприятного микроклимата в группе, - ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

При анализе уровня развития социально-эмоциональной сферы детей 5-го года жизни, обозначилась сложность в становлении и развитии их духовно – ценностных ориентаций. У 13 из 20 детей были выявлены такие нарушения, как повышенная возбудимость, тревожность, конфликтность, негативизм, жестокость, которые не были так ярко выражены в период младшего дошкольного возраста.

Для решения возникшей проблемы мною была изучена специальная литература по данному вопросу. Я пришла к выводу, что формирование у детей умения управлять своими эмоциями необходимо начинать с пятилетнего возраста, так как к окончанию дошкольного периода у ребенка должна быть сформирована произвольность поведения. Как писал Л. С. Выготский, к моменту наступления школьной жизни, «эмоциональные реакции теряют свою непосредственную диктаторскую власть над поведением ребенка. Ребенок учится управлять своими эмоциями». Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребенок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не хватает «материала» для того, чтобы научиться подобному управлению.

С точки зрения современной педагогики проблему социально-эмоционального развития детей следует рассматривать как процесс вхождения ребёнка в социальную среду, его приобщение к культуре, к системе человеческих ценностей.

Работу по развитию социально-эмоциональной компетентности детей и по созданию благоприятного микроклимата в своей группе я начала с привлечением родителей воспитанников: на родительском собрании обозначила проблему в общении между детьми группы; в индивидуальных беседах познакомила родителей с результатом анализа уровня развития социально-эмоциональной сферы детей. Таким образом, возникло тесное сотрудничество педагога и родителей по формированию у детей духовно-ценностных ориентаций.

Главной целью моей работы стало создание социально-эмоционального благополучия детей в детском саду. Для решения поставленной цели, наметила задачи:

* воспитание у детей интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;

* формирование навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми;

* развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

* коррекция у детей нежелательных поведенческих качеств;

* выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Основными методами создания социального – эмоционального благополучия детей стали :

• НОД;

• развивающие игры

• игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др

• упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);

• наблюдения, прогулки, экскурсии;

• рассматривание рисунков и семейных фотографий;

• анализ различных ситуаций;

• свободное и тематическое рисование, лепка;

• чтение и обсуждение художественных произведений;

• рассказы, беседы;

• сочинение сказок, историй;

• организация мини-конкурсов, игр-соревнований;

• введение в жизнь группы традиции, обычаев;

Чтобы научить детей чуткому, доброжелательному отношению к товарищам, побудить к совершению нравственных поступков, воспитать чувство уважения к людям, мы завели в своей группе «коробочки добрых дел» : за каждое хорошее дело и добрый поступок дети получали смайлик. Желание положить в свою коробочку как можно больше смайликов побуждало детей к совершению положительных поступков.

Для закрепления у детей норм поведения в детском саду мы оформили с детьми уголок «Правила нашей группы : можно и нельзя».

При создании благоприятного микроклимата в группе я следовала правилам:

• никогда не называть ребёнка по фамилии, так как фамилия «отчуждает» его от взрослого и снижает эмоционально - положительный настрой;

• использовать любую возможность положительно оценить ребёнка и его действия;

• уважать право ребёнка на развитие его индивидуальности;

учитывать особенности гендерного воспитания: направлять внимание девочек на мягкость, женственность, внимательность, мальчиков – на смелость, ответственность, великодушие.

В результате проведенной работы уже в подготовительной группе у нас сложились ритуалы, традиции и обычаи:

-организация радостной встречи с друзьями (после отпуска, болезни);

- подведение итогов прожитого дня;

-«Утро радостных встреч»;

-«Сладкие вечера»;

-«Мастерская добрых дел»;

- переход детей из группы в группу и совместное проектирование и обустройство групповой комнаты, создание уюта;

-поздравления с праздниками и днями рождениями;

-организация выставок детского и семейного творчества;

- совместные с родителями походы, экскурсии на природу.

Итоги анкетирования родителей, наблюдения за детьми в повседневной жизни позволили сделать вывод, что целенаправленное систематическое сотрудничество с детьми и родителями по созданию благоприятного микроклимата в группе, в котором есть все условия для становления и развития духовно-ценностных ориентаций дошкольников, положительно повлияло на формирование эмоционально-нравственной сферы воспитанников, закрепило приобретённый ими положительный опыт общения со сверстниками, педагогами и другими людьми.

Таким образом, своевременно начатая работа по формированию у детей умения управлять своими эмоциями способствует формированию произвольности поведения, становлению и развитию духовно-ценностных

Публикации по теме:

«Обеспечение эмоционального благополучия ребенка» «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка» Рекомендации для воспитателей: Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается.

Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия Содержание Введение 1. Теоритические основы проблемы «адаптации ребенка к ДОУ» 1.1. Понятие «адаптации» 1.2. Классификация по степени тяжести.

Мастер-класс «Формула эмоционального благополучия» .

Консультация «Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС» 1. Эмоциональное благополучие дошкольников как составляющее первой задачи ФГОС. 1.1. ФГОС, его документальная основа, основные принципы.

Оптимизация эмоционального состояния детей в период адаптации к условиям детского сада. В помощь педагогам-психологам Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день достаточно широко представлена.

Педагогический совет Обеспечение охраны жизни, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия ребёнка. Повестка: 1. «Правила охраны жизни и здоровья дошкольников» – доклад старшего воспитателя 2. Справка о заболевании детей и взрослых – доклад.

Создание благоприятных условий для эмоционального благополучия ребенка в период адаптации Тема моей работы: Создание благоприятных условий для эмоционального благополучия ребенка в период адаптации. Для маленького человека нет.

Создание психо — эмоционального комфорта в группе «Создание психо – эмоционального комфорта в группе» Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это тёплый и уютный дом,.

Создание эмоционального комфорта у детей в целях повышения эффективности логопедических занятийСоздание эмоционального комфорта у детей в целях повышения эффективности логопедических занятий Логопедические занятия – это особый, специфический учебный процесс, требующий от ребёнка усердия, напряжения и преодоления трудностей. Как.

«Вокруг света». Создание клуба путешественников в группе детского сада. Кружковая работа Любите ли вы путешествовать? Мало кто отказался бы посетить ту или иную страну. Но, к сожалению, такая возможность есть далеко не у всех,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание эмоционального благополучия в группе детского сада
Опубликовано: 12 ноября 2015 в 21:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД