Папки-передвижки

Специфика формирования временных представлений у детей среднего дошкольного возраста

Анна Ноздрина
Специфика формирования временных представлений у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Специфика формирования временных представлений у детей среднего дошкольного возраста

Детям в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, изменять время (правильно обозначая в речь, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни [19].

Публикация «Специфика формирования временных представлений у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Постигая окружающий мир, дошкольники воспринимают время специфическим образом (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. М. Леушина, Т. А. Мусейибова, Т. Д. Рихтерман, Е. И. Щербакова и др.) [12,14,29,33,39,53]. Основными особенностями восприятия дошкольниками времени как объективной реальности являются: опосредованность, смешение пространственно-временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности собственных действий, времени и др.

Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать».

В разных видах деятельности «чувство времени» выступает, то как чувство темпа, то как чувство ритма, то как чувство скорости. По мнению Ф. Фребель, первые временные представления ребенок должен усвоить в процессе деятельности, в играх и занятиях с дидактическим материалом [28].

С точки зрения, Т. А. Мусейибовой задача обучения должна заключаться, прежде всего, в том, чтобы дошкольник овладел знанием отдельных единиц измерения времени [33]. Это знание должно базироваться на чувственном отражении временных отрезков различной длительности, т. е. на прочной сенсорной основе не лишенной по возможности и эмоциональной окраски. Чувственная, логическая и диалектическая их взаимосвязь - таково непременное условие развития временных ориентировок так называемого «чувства времени» у детей дошкольного возраста на высшем, «логико-понятийном» уровне отражения и ориентировки во времени. Автор утверждает, что совершенствующееся у детей отражение временных отношений должно получать выражение в разнообразной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, в сфере его взаимоотношений с окружающими сторонами объективной действительности.

Р. Чудновойвконце 70-х годов была предложена система обучения ориентировки во времени, которая предложила широко использовать картинки и словесный материал: рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, а также для совершенствования знаний о временах года она разработала наглядные модели «Части суток», «Дни недели», «Времена года». Данные модели являются символами года и сезонов. При использовании данных моделей и иллюстрированного материала автор учитывает возрастные психологические особенности детей [50].

Т. Д. Рихтерман отмечает, что время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности [39].

Анализ научной литературы показал, что все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения, служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени : его текучесть, непрерывность, необратимость [34].

В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. Учитывая данный подход к формированию временных представлений у дошкольников, можно выделить следующие этапы этого процесса:

• знакомство ребенка с термином и понятием (утро, день, вечер, ночь, сутки, неделя, месяц, год);

• выведение «формулы» изучаемого объекта;

• закрепление полученных знаний в различных видах деятельности с помощью разнообразных средств обучения;

определение важности полученного знания;

• подведение итогов, ознакомление с временной последовательностью, переход к новому понятию [42].

Анализ действующих образовательных программ нового поколения («Детство», «Радуга», «От рождения до школы», «Математические ступеньки» и др.) показал, что в основном формируются представления, связанные: с частями суток, днями недели, временами года, календарем, часами, с чувством времени. Программы предполагают создание условий (в частности, используя моделирование, например, модель последовательного ряда и др.) для установления детьми временной последовательности при планировании и организации своей деятельности (рассматривание явления, объекта, картины, выполнения операций в трудовой, спортивной и другой деятельности) [18,37,38].

Ориентировка во времени в средней группе развивается у детей в образовательном процессе и повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе. Детям в среднем дошкольном возрасте уже доступно усвоение последовательности и текучести времени, но в представлении многих из них последовательность частей суток имеет одну постоянную точку отсчета - утро. В их представлении ночью кончаются сутки, а утром - начинаются. Деятельность как более знакомый и конкретный признак затушевывает объективный признак - степень освещенности пространства (луна, звезды). Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью. Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представления о сутках. Разговор может быть построен примерно так: сначала воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду и т. д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер и ночь — это части суток.

Следовательно, в процессе обучения необходимо в большей мере включать объективные показатели для распознавания частей суток - положение солнца в разное время дня, различную силу освещенности земли, неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток. Так, можно показать преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, серого в вечерние и черного в ночное время. Признак цвета сможет служить показателем различных частей суток, т. е. появится возможность использовать цветные знаки как модели, символизирующие один из значимых признаков каждой части суток - ее цветовую гамму [11].

Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера? Куда пойдем завтра?»

Значение слов быстро - медленно раскрывают на конкретных примерах. Воспитатель обращает внимание детей на степень быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.

Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, на практике следует знакомить детей с происхождением названий дней. Например, понедельник – первый день недели, вторник – второй, среда – средний, четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота – конец недели, воскресенье – выходной день. Для закрепления и уточнения знаний проводить дидактические игры: «Неделька, стройся», «Назови скорей», «Назови соседей» и др. В связи с тем, что время сложно для восприятия дошкольников следует использовать на занятиях и внемодель недели, картинки с характерными видами деятельности в этот день недели и др. [42].

При знакомстве со временами годы можно употребить модель времен года :

• каждому времени года соответствует свой цвет: зимой все в снегу - белая,лето красивое - красное и т. д.

• каждому времени года соответствует свой вид деятельности: зимой дети лепят снежную бабу или играют в снежки, весной вешают скворечники, летом купаются и загорают на солнце и т. п. [2].

Для закрепления времен года можно использовать не только дидактические игры, но и упражнения, проводимые не только на занятии, но и в повседневной жизни. Например, «Составь картинку», характерную для этого время года.

Рассматривая фотографии в журналах, иллюстрации в книгах, картины художников можно задавать вопросы: «Это весна или осень?», «Бывает так в декабре?», «Скоро ли наступит здесь зима?» и т. д. [54].

Формирование и развитие представлений о времени должно происходить не только в специально-организованных формах на занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных, а также на занятиях по развитию речи, рисованию, на прогулках, в игре, самостоятельной познавательной деятельности в уголке математики, где созданы все условия для закрепления полученных временных представлений.

Содержание работы, направленное на развитие и уточнение временных представлений, способствует не только развитию временных представлений у средних дошкольников, но и совершенствованию лексического и грамматического компонента речи. Словарь ребенка обогащается новыми понятиями, связанными со временем. Завершающей частью работы является серия заданий, в которых необходимо не только понимание, но и использование ребенком сложных речевых конструкций [34].

На занятиях и в совместной деятельности в математической зоне,для лучшего запоминания временных отрезов, следует использовать загадки, пословицы, стихи, рассматривание репродукций картин великих художников, чтение художественных произведений, слушание музыки, например, альбом П. И. Чайковского «Времена года».

Также для достижения полного результата по развитию временных представлений у детей в ДОУ следует обогащать развивающую предметно-пространственную среду. В каждой возрастной группе должна быть математическая зона (уголок математики, где расположены различные модели (суток, дни недели, времена года, дидактические игры («Когда это бывает», «Назови скорей», «Неделька стройся», «Дни недели» и др.)[15]. Показателями результативности выступает: активность ребенка в построении среды и позиции в ней. Способность разворачивать деятельность, пользоваться знаками, схемами, отражающими временные отношения, самостоятельно использовать литературные тексты и живописные произведения в различных видах деятельности. Интегрированные модели позволяют детям быстрее усвоить характеристики времени. Сочетание литературных и живописных произведений, дополняя друг друга, обеспечивают ребенку, с одной стороны, зрительно обнаруживать время, а с другой стороны, словесно обозначать его, используя для этого специфическую и образную лексику.

Таким образом, у детей среднего дошкольного возраста происходит формирование и осмысление времени как свойства окружающего мира. Развитию временных представлений способствуют различные средства (модели, дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, музыкальные произведения и др., которые используются в процессе образования в детском саду.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Дидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Дошкольники испытывают трудности при освоении временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его необратимостью,.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика формирования временных представлений у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 августа 2022 в 09:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика формирования временных представлений у детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Ноздрина (УИ 676675) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД