Приложение МААМ

Специфика общения учителя-логопеда с родителями

Трофимова Светлана Викторовна
Специфика общения учителя-логопеда с родителями
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическое общение — взаимодействие двух или более людей, заключающееся в обмене познавательной и эмоционально-оценочной информацией. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от коммуникативной культуры общения. В процессе взаимодействия друг с другом важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому педагогу важно знать психологические особенности, образовательный и социальный уровень, индивидуальные черты родителей, их собственное видение проблемы и на основании этих знаний педагог выстраивает структуру, стили общения, способы регулирования конфликтных ситуаций. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями является знание структуры общения.

Публикация «Специфика общения учителя-логопеда с родителями» размещена в разделах

В психологи выделяют три cоставляющие функции общения[/i]:

1) Перцептивное - включает в себя восприятие человека человеком, в процессе общения.

2) Коммуникативное - представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями, сведениями, желаниями - это то, что мы говорим.

3) Интерактивное - подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем, которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров или обоих участников взаимодействия.

Традиционно все [i]средства общения[/i] делятся на:

- вербальные (слова, которые мы произносим в процессе общения);

- невербальные (жесты, мимика, дистанция, поза и др.);

- паралингвистические (состояние голоса, тембр, темп, интонация, пауза и др.)

В. Н. Куницина в своей - книге «Межличностное общение», приводит [i]принципы построения речевой коммуникации. [/b]

1) Принцип кооперации предполагает, что вербальное общение должно:

- содержать оптимальное количество информации. (оно должно соответствовать текущим целям общения, излишняя информация может отвлекать, вводить в заблуждение);

- содержать правдивые высказывания;

- соответствовать целям, предмету разговора;

быть ясным (избегание непонятных выражений, многословности).

2) Принцип вежливости, который подразумевает выражение в речи:

- тактичности;

- великодушия;

- одобрения;

- скромности;

- согласия;

- благожелательности.

Эффективность и успех общения педагога с родителями будет зависеть и от стиля общения. [/b]

Стиль общения отражает специфику взаимоотношений между людьми, многообразную и в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в общение. Канн Калик разработал 1-ю классификацию стилей:

1) общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, идеальный стиль - этот стиль основывается на единстве высокого профессионализма педагога и его этических взглядов. В основе стиля лежит устойчиво-положительное отношение педагога к участнику процесса и делу, стремление совместно решать вопросы организации деятельности – наиболее продуктивный стиль для всех участников педагогического общения.

2) общение на основе дружеского расположения - тесно связан с 1-м стилем. По сути это одно из условий 1-го стиля. Является важным регулятором общения между логопедом и родителями.

3) общение-дистанция - суть его в том, что в системе общения педагога и собеседника, постоянно, в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

4) общение-устрашение. Этот стиль общения обусловлен прежде неумением организовать продуктивное общение на основе захвата совместной деятельностью. Бесспорно, такое общение сформировать не легко, и молодой учитель нередко идет по пути наименьшего сопротивления, выбирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем их проявлении. Осуществления именно воспитательного воздействия на собеседников, а не просто ситуативного управления их поведением этот стиль общения является бесперспективным.

5) общение-заигрывание. (свойственно молодыми учителям) Сущность его заключается в завоевании дешевого авторитета у родителей, что противоречит требованиям педагогической этики. Этот стиль отражает, с одной стороны, попытки педагогу быстро наладить контакт с родителями, понравиться им, а с другой - отсутствие необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

По мнению Г. Б. Мониной, эффективной техникой общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор».

Стиль «адвокат» педагогу рекомендуется использовать в общении с родителями в следующих случаях:

- родители просят совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;

-родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;

- педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. Разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. О проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника, человека, который искренне хочет помочь ребенку и родителям.

Неверно выстроенное общение может привести как к непониманию сторон друг друга, так и к открытому конфликту. В случаях возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения. Во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации педагогу необходимо выбрать нужный стиль общения, грамотно построить стратегию поведения.

К. Томас предложил способы регулирования конфликтов:

- Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

- Уклонение характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

- Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, в ущерб собственным.

- Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды для каждой стороны.

- Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

По мнению Л. Б. Невалина, можно придерживаться следующих рекомендаций, если вы вынуждены участвовать в споре:

- Не быть предвзятыми, даже при разных взглядах выявить хоть одну общую точку зрения.

- Не давать втянуть себя в пустую словесную перепалку.

- Не терять самообладания; бестактность, брань - признак слабости и отсутствие аргументов.

- Опираться на факты и логику.

- Быть лаконичным.

- Прогнозировать последствия своих слов.

- Не боятся критики в свой адрес, так как она помогает увидеть свои слабые места.

- Уметь признать свою ошибку.

- Избегать нечестных приемов в споре.

- Не попадаться на удочку комплиментов.

Для того чтобы вовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать самые первые минуты удивительными, неожиданными, яркими. Особенно это важно учитывать в том случае, если педагог испытывает волнение перед разговором. Не стоит начинать с замечаний или критики — лучше на первых порах создать положительный эмоциональный настрой. А. Ф. Кони советует в начале беседы использовать «зацепляющие крючки». Это может быть что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-либо парадокс или какая-либо странность, неожиданный и неглупый вопрос и т. п. (Станкин М. И., 2000).

Безусловно, для того чтобы собеседнику было интересно общаться с вами, необходимо иметь нужную для него информацию. Но также необходимо обладать достаточным словарным запасом, иначе вы рискуете просто-напросто быть непонятым. Причем большое значение имеет способность использовать в речи синонимы и антонимы, умение строить предложения. В разговоре с родителями не стоит употреблять профессиональные слова и выражения. Если же вы считаете это необходимым, то, произнося, возможно, незнакомые для них термины, сразу же, без паузы, дайте определение понятия. Такой способ поможет родителям точно понять вас. Кроме того, подобная тактика способствует повышению самооценки мам и пап (и особенно пожилых людей, которым иногда бывает трудно находиться в курсе современных изменений в языке, а также установлению контакта, равноправного общения.

Для продуктивного общения с родителями, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседники должны это видеть. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно расположить к себе родителей, необходимо применять различные психологические приемы. Самые универсальные – это:

- Улыбка

- имя собеседника

- комплимент.

Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником

- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

- Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

- Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Культура общения педагога должна соответствовать сущности личности. Поэтому нельзя копировать стили общения ближайшего социального окружения, заимствовать предложенные стереотипы педагогических действий. Каждому педагогу следует иметь достаточно знаний о себе и сопоставлять свои индивидуальные качества и возможности по содержанию и формам собственного коммуникативного поведения.

Итак, специфика общения учителя-логопеда с родителями представляет собой:

-владение культурой педагогического общения и этики;

-доброжелательность, умение слушать и понимать собеседников, коммуникабельность, искренность;

-педагогическую толерантность;

-готовность к изменениям, открытость для духовного взаимообогащения, анализ эффективности собственного коммуникативного поведения;

-конкурентоспособность, умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессиональной деятельности.

Публикации по теме:

Презентация мероприятия учителя-логопеда для дошкольников и родителей «Неделя логопеда»Презентация мероприятия учителя-логопеда для дошкольников и родителей «Неделя логопеда» "Неделя логопеда" "Неделя логопеда" успешно проведена в дошкольном учреждении. Эта форма работы является инновационной во взаимодействии.

Календарное планирование взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников ДОО Календарное планирование взаимодействия учителя – логопеда с родителями воспитанников ДОО Возраст воспитанников Мероприятие и тема Форма.

Опыт работы учителя-логопеда Проект по развитию тонкой моторики в сфере здоровьесберегающих технологий «Мир на кончиках пальцев» Подготовила учитель-логопед первой.

Организация работы учителя-логопеда с родителями Мой ДЕВИЗ в работе с родителями: МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ, НО НЕ ВМЕСТО ВАС! Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит.

План работы работы учителя-логопеда с родителями на 2017–2018 учебный год План работы с родителями «Для чего нужны занятия с логопедом?» (старшая, подготовительная группа) Консультация Сентябрь «Причины неправильного.

Планирование консультативной работы учителя-логопеда с родителями № п/п Формы работы Содержание Сроки выполнения 1 Общее родительское собрание «Знакомство родителей с целью и задачами коррекционно-развивающей.

Портфолио учителя-логопеда Содержание портфолио Пояснительная записка Раздел I. Общие сведения о педагоге 1.1. Сведения о базовом профессиональном образовании 1.2.

Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями (из опыта работы) Воспитание ребёнка начинается с самого рождения. С этого же момента и даже раньше его должна окружать и родительская любовь. Но родители.

Виды и формы работы учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения В настоящее время роль учителя-логопеда становится более значимой. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается контингент детей.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми 1 слайд Горшкова Любовь Владимировна учитель- логопед МБДОУ «Детский сад №17» Пед. стаж : 15 лет. Категория: первая. 2 Слайд -Недооценка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика общения учителя-логопеда с родителями
Опубликовано: 2 марта 2018 в 23:07
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика общения учителя-логопеда с родителями» (включая файлы) размещена пользователем Трофимова Светлана Викторовна (УИ 1275910) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД