Наталья Максименко
Справка по результатам тематического контроля (образец)
«Эффективность педагогического процесса по проблеме художественно – эстетического развития детей, при ознакомлении с основами этики и этикета во всех видах детской деятельности»
На основании приказа заведующего и во исполнение плана учебно – воспитательной работы в 2020-2021 учебном году, комиссией в составе заведующего Пачковой татьяны Яковлевны и старшего воспитателя Максименко Натальи Викторовны, 17.04.2021 была проведена темтисекая проверка работы педагогов групп раннего возраста по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
Было ппроанализировано:
1. Предметно – развивающая среда групп.
Публикация «Справка по результатам тематического контроля (образец)» размещена в разделах
2. Занятия в группах.
3. Планирование воспитателей.
4. Методическая копилка для работы с родителями по данной проблеме.
В ходе проверки установлено:
1. Педагоги групп имеет документацию, регулирующую деятельность группы по нравственному, социальному воспитанию (перспективные планы работы, календарный план учебно-воспитательной работы на каждый день; план работы с родителями, план по самообразованию, рабочую программу).
2. В группах имеется методическая литература по нравственному, социальному воспитанию дошкольников: хрестоматии; учебники по развитию речи детей дошкольного возраста; подборки загадок, песенок, потешек; детская художественная литература.
3. Наглядный материал по нравственному, социальному воспитанию включает в себя: предметные картины, парные предметы и игрушки, раздаточные игрушки, иллюстративный материал по художественной литературе оборудование для театральной деятельности, различные виды театра.
4. Работа с родителями по нравственному, социальному воспитанию детей во всех группах строится на основе разработанного воспитателем плана и проводится в форме индивидуальных бесед, предоставления родителям для ознакомления папки-передвижки «Познавательно-речевое развитие ребенка раннего возраста», ширмы «Развивайте нравственность детей», консультаций «Особенности развития нравственного поведения детей дошкольного возраста», «Как прививать этикет детям дошкольного возраста», «Учите вместе с нами»
5. Весь материал эстетично оформлен.
На момент проверки отмечено:
книжные уголки расположены в хорошо освещенном месте; имеется вся необходимая мебель.
детская художественная литература соответствует возрасту дошкольников и включает в себя сказки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, стихи, рассказы;
выставка книг «Книжки-малышки» в группах раннего возраста (воспитатели.) устроена с учетом возрастных особенностей, доступно для детей;
в группе имеются разнообразные дидактические игры по социально – коммуникативному воспитанию дошкольников,
в группах № 2, 4,5,1,7,11,12 (воспитатели.) проводится регулярная, сменяемая выставка по мотивам изучаемых книг. Отражаются вопросы нравственного воспитания.
в планах воспитателей образовательная и совместная деятельность взрослого и детей, отражена в полном объеме и с учетом интеграции образовательных областей;
игровые зоны группы обеспечены всем необходимым материалом для работы по социально – коммуникативному развитию дошкольников и с учетом возрастных особенностей детей.
Воспитатели имеют представления о методах и приемах формирования нравственных, социальных и коммуникационных навыках у детей. В каждой возрастной группе педагоги дают детям «модели поведения», демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливым.
В группах раннего возраста воспитатели вместе с детьми имитируют социально –приемлемое поведение, способы коммуникации («пишет» письма, «разговаривает» по телефону, «читает» книгу, в группах младшего и среднего возраста воспитатели учат детей принимать на себя какую – либо роль (врач, мама, шофёр). Воспитатели старших и подготовительных групп учат обращать внимание на реакцию окружающих действий ребенка в избранной роли: опрятного сына, воспитанного пассажира, культурного ребёнка за столом и т. д.
В обучении речевому этикету детей младшего возраста используются кукольные персонажи. Вместе со своим любимым героем Буратино малыши отправляются в «гости», "!В школу", "В театр" и т. д. Дети учатся на таких играх - занятиях правильному, красивому поведению, хорошим словам.
Воспитатель разыгрывает сценку ссоры из-за шарика с помощью кукол, наглядно показывая детям, что из такого поведения получается: шарик лопнул, игрушки не успели поиграть с ним, чуть свою дружбу не потеряли, или как куклы помирились, исправились, всё делают вместе, дружно, весело играют с новым шариком, ходят, друг к другу в гости.
Велика так же роль художественной литературы, которая даёт образцы нравственности, «правильного» и «неправильного» речевого поведения, ознакомление которую воспитатели используют во всех возрастных группах.
Дети среднего и старшего возраста с удовольствием разыгрывают сценки нравственного содержания по сказкам и стихам, из жизни игрушек с помощью всех видов театров: пальчиковых, настольных, кукольных.
Вместе с детьми мы обсуждают прочитанное, проводят дидактические игры нравственного содержания воспитатели групп № 4,5,8 (воспитатели.)
Воспитатели групп №2,3,5 используют в своей работе с детьми художественно-эстетический элементы предметно - развиввающей среды - красивую шкатулку - сундучок, где дети, выступая в роли коллекционеров, складывают туда карточки с записанными «волшебными словами». Сундучок волшебных слов постепенно пополняется, при желании детей вновь перечитывается.
С детьми старшего возраста воспитатели групп № 10, 11, 12 проводят такие конкурсы как: «Кто больше знает добрых слов?», конкурс «Пожеланий», «Поздравлений», «Комплиментов».
В группе № 5 (воспитатели.) ведется календарь добрых дел. В конце дня подсчитывается, на сколько день стал светлее и добрее, кто заработал больше всего улыбочек или сердечек.
Также одной из первых является роль культурного человека, принимающего пищу. поэтому в группах подготовительного возраста № 3,10,12 педагогами разработан и реализуется проект " Этика для малышей". рассматриваются вопросы столового, делового, театрального, общественного этикета.
Чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно в гостях или на оборот, принимая их, воспитатели знакомят детей с правилами гостевого этикета.
Играя в сюжетно- ролевые игры дети закрепляют и совершенствуют знание этикета, пробуя себя в роли мамы, продавца, врача, официанта, парикмахера, пациента, водителя и пассажира.
Воспитателями проводится следующая работа с родителями:
1. Родительские собрания на темы :
- «Правила поведения за столом», где знакомим родителей с системой работы в ДОУ по формированию норм культурного поведения ребенка во время еды, подчеркиваем роль семьи в этом направлении.
- «Азы воспитанности» где родители в оформленных воспитателями памятках знакомятся с «Секретами воспитания вежливого ребенка», ведут разговор с педагогами за круглым столом о детях и их успехах, участвуют в конкурсах, получают красочные грамоты за успехи в воспитании культуры поведения детей.
2. Конкурсы рисунков – совместных работ родителей и детей на тему «Волшебное село вежливости».
3. Оформление фотостенда «Маленькие леди и джентельмены».
4. Изготовление книжек-раскладушек «Словарь добрых слов и выражений» и «Что такое хорошо и что такое плохо».
5. Предлагаем родителям советы и консультации на эту тему.
6. Проводим праздники и развлечения вместе с родителями.
Несмотря на положительное был отмечен ряд недостатков:
Воспитателями групп недостаточно проводится дидактических игр с нравственной тематикой, упускаются театрализованные игры в группах: младшего и среднего возраста.
Рекомендации: 1. Пополнить и разнообразить развивающую среду нестандартным оборудованием для организации образовательной деятельности, проведения игр на прогулке по нравственному воспитанию, вопросам этики и этикета.
2. Включить в планирование ежедневные дидактические игры с нравственным содержанием, игры малой подвижности, под руководством воспитателя.
3. Активизировать работу по организации образовательной деятельности по художественно – эстетическому воспитанию в игровой форме.
4. Продолжать внедрять в работу групп театрализованные игры после дневного сна.