Алина Степанова
Среднесрочный проект «Деревья нашего сада»
1. Актуальность проекта
«Чтобы подружиться с бабочкой, нужно сначала самой превратиться в кусочек природы. Выключить из себя человека, затаиться внутри — и представить себя деревом, травой или цветком».
Харуки Мураками
Деятельность детского сада в аспекте экологического воспитания, одним из направлением определяет ознакомление ребёнка с природой родного края. Оно включает в себя в том числе ознакомление с растениями. Организовывать работу по этому направлению важно через ближайшее окружение ребёнка, то, что находится рядом с ним каждый день. Через ознакомление с растениями у ребёнка формируется представления о своей Родине, любви к ней; через растения ребёнок учится взаимодействовать с, окружающем его, миром.
Публикация «Среднесрочный проект „Деревья нашего сада“» размещена в разделах
Реализуя проект, за основу мы взяли именно деревья, которые расположены на пригрупповом участке детского сада. Во-первых, деревья входят в группу растений; во-вторых, деревья находятся рядом с садом и деть могут взаимодействовать с ними после занятий; в-третьих, нахождение деревьев на участке упрощает сбор дидактического и демонстрационного материалов. Первым этапом работы выступает ознакомление с внешними особенностями растений, вторым – ознакомление с художественными произведениями, где присутствует упоминание деревьев. Третий этап – проведение подвижных играх, в которых закрепляются новые знания о деревьях.
Представленная тема наиболее актуальна в настоящее время, так как дети мало знают о нашей природе, а не зная этих особенностей, невозможно привить знание о совей Родине.
2. Методический паспорт проекта
1 Тема проекта: педагогический проект «Деревья нашего сада» для реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения общего типа.
2. Тип проекта: информационно-творческий
3. Руководитель проекта: Степанова Алина Сергеевна
4. Сроки реализации проекта: среднесрочный проект 01.10-18.10
5. Участники проекта: воспитанники средней группы
Содержание проекта
3.1. Постановка проблемы
Необходимость реализации проекта обусловлена важностью экологического воспитания, формирование представлений о природе своего края.
3.2. Цель и задачи проекта
Цель проекта: развитие экологических представлений детей через ознакомление с ратаниями ; формирование начальных представлений и знаний о деревьях родного края.
Задачи:
• Образовательные:
1. Познакомить детей с деревьями, расположенными на участке детского сада;
2. Формирование о внешних особенностях листьев разных деревьев: дуб, береза, клён.
3. Расширить представления о сезонных изменениях, происходящих с деревнями.
• Развивающие:
1. Развитие кругозора детей.
2. Развитие мыслительных операций и мышления.
3. Развитие умения слушать литературные произведения.
4. Развивать физические способности детей.
• Воспитательные:
1. Воспитание любви к своей стране.
2. Воспитывать любовь к деревьям своей Родины, уметь видеть прекрасное в окружающем мире.
4.3. Методы и формы работы
Проект осуществляется в групповой форме.
• Словесные методы:
1. беседа;
2. обсуждение;
3. объяснение;
4. художественное слово.
• Наглядные методы:
1. демонстрационный материал;
2. показ презентации.
• Игровые методы:
1. создание игровой проблемной ситуации;
2. подвижные игры.
• Практические методы:
1. творческая деятельность: рисование, лепка, раскрашивание.
4.4. Ожидаемые результаты
1. Знают название деревьев, расположенных на участке сада.
2. Знают какому дереву принадлежит лист.
3. Могут отгадать дерево по показу листа.
4. Знают расцветку листьев в осенний период.
5. Знают подвижные игры про деревья и умеют в них играть.
6. Знают внешние особенности деревьев.
7. Знакомы с художественными произведениями про деревья.
4.5. Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом можно отразить в таблице.
Э
I – подготовительный этап - 01.10.24
Сбор и анализ материалов по подготовке и реализации подготовительного этапа.
1. Разработка проблемной ситуации, определение темы проекта.
2. Анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, и опыта работы ДОУ по данной проблеме.
3. Подбор материала для реализации проекта. С
II - основной этап - 02.10.24-17.10.24
Реализация обозначенных форм работы.
1. Ознакомление детей с берёзой:
• загадки;
• чтение стихов;
• рассматривание демонстрационного материала – листочков;
• дыхательная гимнастика;
• рассматривание картинки берёзы;
• пальчиковая игра «Берёзка»;
• раскрашивание берёзовых листочков;
• рисование, используя листочки берёзы как трафарет;
• пластилинография «Берёзовый листочек»;
• подвижная игра «Во поле берёза стояла».
2. Ознакомление детей с дубом:
• загадки;
• чтение стихов;
• рассматривание демонстрационного материала – листочков;
• дыхательная гимнастика;
• рассматривание картинки дуба;
• пластилинография «Дубовый листочек»
• подвижная игра «Дубочек».
3. Ознакомление с клёном:
• загадки;
• чтение стихов;
• рассматривание демонстрационного материала – листочков;
• дыхательная гимнастика;
• рассматривание картинки клёна;
• пластилинография «Кленовый листочек»;
• физкультминутка «Клён»;
• чтение сказки о клёне;
• подвижная игра «Кленовые листочки».
III – заключительный этап - 22.09.24
Обобщение и подведение итогов проекта.
1. Создание совместного рисунка «Здравствуй, осень!»
2. Рефлексия по окончании проекта.
4.6. Эффективность реализации проекта
Результатов проведенной работы становиться итоговая работы плакат «Здравствуй, осень!».
В результате реализации проекта дети будут учиться работать в коллективе, у них будут сформированы знания о деревьях родного края, их особенностях, внешних различиях. Закрепление материала возможно в последующих мероприятиях, которые затрагивают тему растительного мира нашей области.
5. Приложения
1. Обучающие карточки «Деревья и плоды» - https://vk.com/wall-162044382_59305?ysclid=m2atuy1gpi364568672
2. Пальчиковая гимнастика – https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/12/10/palchikovye-igry-ny-temu-derevya
3. Стихи про деревья – https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/06/21/kartoteka-stihov-i-zagadok-po-teme-derevya
4. Загадки про деревья – https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/01/19/zagadki-pro-derevya
5. Подвижная игра «Во поле берёза стояла» - https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/29/podvizhnaya-igra-vo-pole-beryoza-stoyala
6. Подвижная игра «Дубок»
7. Сказка о клёне – https://stihi.ru/2010/10/25/990ysclid=m2au1tf2eo852346796
8. Физкультминутка «Клён» - https://vk.com/wall-144628409_4464?ysclid=m2au3cu84a348143512
9. Подвижная игра «Кленовые листочки» - https://shahova-kashds35.edumsko.ru/folders/post/3307945