Папки-передвижки

Среднесрочный проект в старшем дошкольном возрасте по экологическому воспитанию «Вода — источник жизни на Земле»

Неля Мошкина
Среднесрочный проект в старшем дошкольном возрасте по экологическому воспитанию «Вода — источник жизни на Земле»

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,

не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты

необходима для жизни, ты – сама жизнь…

Ты самое большое богатство на свете…»

Антуан Сент-Экзюпери

Введение

В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама жизнь! Вода - простое вещество, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять людей. Изучение уникальных свойств воды постоянно открывает нам все новые и новые тайны, задает нам новые загадки и бросает новые вызовы.

Публикация «Среднесрочный проект в старшем дошкольном возрасте по экологическому воспитанию „Вода — источник жизни на Земле“» размещена в разделах

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни, любят играть с ней, но их представления о воде недостаточны. Дети, на вопрос «какого цвета вода часто отвечают: «белая». На вопрос «какой вкус у воды?» отвечают, что «она сладкая или наоборот кислая». А на пар часто говорят, что «это дым».

Дошкольники – прирожденные исследовали. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача воспитателя – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Паспорт проекта

Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.

По содержанию: дети старшей группы (28 человек, воспитатели, родители.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: среднесрочный (октябрь - декабрь).

По роду деятельности: наблюдения, исследования, опыты, продуктивная деятельность.

Актуальность

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Вода – источник жизни на Земле» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.

Выявление проблемы: Что вы знаете о воде? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?

Проблема. Дети имеют недостаточное представление о свойствах воды, о ее значении в жизни живых существ.

Цель проекта : Расширить знания детей о свойствах воды, роли в жизни человека и других живых организмов.

Задачи:

Образовательные: Дать детям представление о воде, ее свойствах (прозрачность, текучесть, о ее трех состояниях (жидкое, пар, лед); Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и всего живого; Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов.

Развивающие: Развивать у детей фонематический слух; Развивать творческое воображение, логическое мышление.

Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу. Воспитывать интерес у детей к природе, любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Основными идеями проекта являются : развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и экспериментов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности, а также развитие творческого самовыражения.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения.

Пробовать и исследовать свойственно маленьким детям. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он важен в нашей жизни (умывается, пьет, готовит пищу, все кругом чистит). Ребенок имеет возможность познать, какая вода на ощупь. При действии с водой у ребенка развиваются различные рецепторы, что обеспечивает сенсорное развитие и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Игры с водой, экспериментирование – один из самых доступных способов познания свойства воды. Наблюдая за играми детей с водой, опытами, а так же во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получении знаний и представлении детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.

Проект «Вода – источник жизни на Земле» осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности педагогов и детей, в совместной деятельности детей и взрослых, а так же самостоятельной деятельности детей в утренние и вечерние часы.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Данный проект позволяет педагогам сформировать у детей старшего дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и способствует воспитанию у детей основ экологической культуры, научит их бережно относиться к воде и водным ресурсам.

Основными методами и приёмами проекта являются :

организованная образовательная деятельность;

наблюдения;

эксперименты;

опыты с водой;

игры с водой;

беседы;

чтение художественных произведений;

решение проблемных ситуаций;

дидактические и словесные игры;

продуктивная деятельность.

Предполагаемый результат:

Для детей

Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

• Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

Для педагогов

- Повышение педагогического мастерства в теме: «опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ».

- Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределить между детьми и родителями.

- Оформление проекта;

Для родителей

- Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;

- Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

Работа над проектом

Подготовительный этап.

- изучить литературу по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование экспериментальной, исследовательской и опытнической деятельности;

- оборудовать мини-лабораторию в группе «Хочу все знать!»;

- организовать цикл наблюдений в природе на тему «Природное явление – вода» (наблюдения за дождем, туманом, изморозью, градом, снегопадом, облаками, тучами);

- подготовить обучающие презентации «Вода и ее свойства», «Состояние воды в природе»;

- подобрать дидактический и демонстрационный материал о воде;

- подобрать художественную литературу для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;

- организовать просмотр видеофильмов о воде и ее обитателях и просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписи со звуками воды;

- провести консультацию для родителей на тему «Занимательные опыты и эксперименты с дошкольниками», составить памятки «Что почитать детям о воде», «Правила поведения на воде и у водоемов»;

- подобрать материал для оформления альбома и лэпбука.

Основной этап

Октябрь.

* Беседа «Вода – источник жизни на Земле»;

* Презентации «Вода и ее свойства», «Состояние воды в природе;

* Наблюдения в природе на тему «Природное явление – вода»;

* Исследования воды;

* Опыты с водой;

* Рассматривание иллюстраций «Природные водоемы» (река, ручей, озеро);

* «Искусственные водоемы» (фонтан, аквариум);

* «Осадки» (град, туман, дождь, снег, роса);

* Комплексы пальчиковых гимнастик «Дождик», «Рыбки».

* Подвижные игры «Море волнуется», «Караси и щука», «С кочки на кочку», «Через ручеек»

Ноябрь.

* Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода, «Какой бывает вода», «Опиши», «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение»;

* Составление лэпбука из рубрики «Хочу все знать!» «Вода»;

* Составление сказок на тему «Путешествие капельки Тоши»;

* Разучивание пословиц и поговорок о воде, отгадывание загадок;

* Эксперименты с водой;

* Игры с водой;

* Продолжение наблюдений в природе на тему «Природное явление – вода».

Декабрь.

* Чтение рассказов «Жила-была река», «Как люди речку обидели» Рыжовой Н. А. ;

* Создание альбома «Береги воду»;

* Изготовление книжки с иллюстрациями «Капелька Тоша»;

* Просмотр мультфильмов «Заяц Коська и Родничок», «Капитошка»

* Подвижные игры «Ходит капелька по кругу», «Ручеек», «Удочка».

3 этап: Заключительный

Показатели результативности проекта :

-дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно-

исследовательской деятельности;

-дети самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие

обобщения или выводы по результатам опытов;

-самостоятельно устанавливают взаимосвязи: снег-вода-лед; пар - вода-лед; вода-пар.

В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды:

вода не имеет запаха, вкуса, цвета;

вода прозрачная;

вода является растворителем.

вода имеет три агрегатных состояния

• У детей сформированы представления, что вода - источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.

Для родителей была проведена консультация: "Экспериментирование с детьми в домашних условиях"

Продуктом проекта стали лэпбук из серии «Хочу все знать!» Тема «Вода и ее свойства»; альбом "Берегите воду!" и картотека опытов с водой, книжка со сказками «Приключения капельки Тоши».

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Картотека дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в летний период Цель дидактической игры в старшем дошкольном возрасте — это сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрастеМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Свойства воды» в рамках проекта «Вода — источник жизни на Земле»Экспериментально-исследовательская деятельность «Свойства воды» в рамках проекта «Вода — источник жизни на Земле» Среднесрочный проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Вода источник жизни на Земле Часть1. «Свойства воды» Вода в жизни.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Среднесрочный проект в старшем дошкольном возрасте по экологическому воспитанию «Вода — источник жизни на Земле»
Опубликовано: 6 ноября 2020 в 10:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД