Лучший педагог года

Актуальность применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Светлана Федосеева
Актуальность применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Статья «Актуальность применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста».

Светлана Федосеева

Статья «Актуальность применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста».

ГБДОУ № 64 г. Санкт-Петербург

Воспитатель: Федосеева Светлана Евгеньевна

Публикация «Актуальность применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь нам, воспитателям и детям, увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.

Думать – значит вспоминать. Наши воспоминания о собственном детстве, к примеру, помогают подобрать ключик к пониманию детского мировосприятия. А это настоящий каскад фантазии, изобретательства, хорошего упрямства, всего того, что мы объединяем в выражение «мир детства». Нам нужно увидеть, раскрыть смысл детского озарения и поощрить, подтолкнуть их к дальнейшим творческим прозрениям.

Согласитесь, не случаен детский феномен: после первых слов мама, папа, бабушка, у ребенка вдруг вырывается «Я сам». Можно долго рассуждать об истоках этого явления. Но гораздо важнее усмотреть здесь первый прорыв к творчеству, к самостоятельности, инициативе. Первое стремление к творчеству, пожалуй, - самое ценное, что может проявиться в человеке.

В изобретательских «ТРИЗовских» играх элементы, придуманные детским воображением («наоборот», «хорошо – плохо», различные перевертыши, небылицы, используются для таких серьезных «взрослых» вещей, как разрешение противоречий, функциональный анализ, метод фокальных объектов. Сложно? Поверьте, только до первого знакомства с ТРИЗ. Далее этот процесс пойдет на уровне управления знакомой игрушкой. Дети все эти диалектические задачи решают легко и просто, даже не вникая до поры до времени в терминологию. Диалектика у них заложена с рождения. Дети в нее просто играют. И нам, воспитателям, остается играть вместе с ними. Ведь один из главных принципов ТРИЗ – совместное творчество, где педагог старается уступить дорогу детям, идет вместе с ними и учится логике мышления.

На протяжении последних пяти лет я пытаюсь внедрять ТРИЗ во все виды деятельности, которыми мы занимаемся с ребятами. Начинала я использование элементов ТРИЗ в своей работе с внедрения во все виды изобразительной деятельности нетрадиционных технологий и методов рисования, изготовления аппликации и лепки. Ведь нестандартный подход к изобразительной деятельности в детском саду стирает стереотипы, определенные штампы. Кроме того, применение различных форм организации занятий способствует раскрепощению внутреннего состояния, позволяет свободно располагаться в удобных местах: за столом, за мольбертом, на полу. Старалась так настроить ребят, чтобы они не пугались и не боялись сделать не так или неправильно. Ребята привыкли, что на рисовании или аппликации мы не просто перерисовываем готовый образец или делаем аппликацию, а в буквальном смысле слова «творим» чудеса. Рисуем, используя кляксографию, монотипию, рисуем парафином, по мокрой и мятой бумаге пользуемся зубными щетками и ватными палочками, рисуем ладошкой. В работе с пластилином ребятам очень нравится делать пластилиновые коллажи по сказкам, которые мы потом оформляем для выставки. Используем часто для лепки соленое тесто, оно более пластичное и мягкое, тем более, что после высыхания поделки из него можно раскрашивать в любой цвет. Также используются различные бросовые материалы (пуговицы, нитки, губки и пр.) Я взяла за правило предупреждать ребят о предстоящей теме работы и мы совместно решаем – каким способом будем ее делать. Вот вам и «мозговой штурм» в действии. И хоть дети об этом не догадываются, они очень рады, что с ними советуются и считаются с их мнением. Часто бывает, что ребята приходят под впечатлением от просмотренной сказки или прочитанной дома книги и предлагают нарисовать или сделать иллюстрации к сказке. Наша работа так и называется «Мы делаем иллюстрации к сказке». Потом все рисунки или аппликации собираем вместе, и получается целая книга.

Чем свободнее и раскованнее будут дети на занятиях, тем больше успехов в творческом развитии можно добиться.

Во время занятий ребята с удовольствием играют в игру «Хорошо – плохо» - эту игру можно использовать для обсуждения правил поведения на улице, в транспорте, на природе. Игра «Найди противоречия» годится для наблюдений, бесед, причем противоречия можно находить в погоде, в игрушках, в предметах, ситуациях, размерах, и дети, разделившись на две команды, будут с увлечением придумывать новые решения проблемы. Хорошо помогают в работе игры : «Сделай наоборот», «Представь себя на его месте», «Что в чем», «Да и нет». Часто использую метод «маленьких человечков», с помощью которого знакомлю детей с разными веществами (жидким, твердым и газообразным). Такие игры с использованием «маленьких человечков» можно проводить не только в группе, но и как подвижные во время прогулок или во время физкультминуток и пауз. Для развития памяти и наблюдательности использую игру «Проверка памяти», в которой после кратковременного показа какого-либо рисунка или объекта прошу детей воспроизвести этот объект или ответить на вопросы по его содержанию. Специально для этой цели изготовила набор карточек с простейшими схематическими рисунками, буквами, символами и в начале занятия, особенно на математике выставляю их на доске, предлагаю ребятам запомнить и воспроизвести их на бумаге. В начале года это может быть 4-5 карточек, а к концу года количество можно увеличить. В качестве физкультминутки можно использовать игру на внимание «Уши, глаза, нос». Ребята играют в эти игры с интересом и сами, даже не догадываясь, что все это называется ТРИЗ. Просто им интересно, необычно и они никогда не скучают, а играют с увлечением. На занятиях по математике с удовольствием ищут пропавшую цифру, узнают в знакомых предметах геометрические фигуры и наоборот, рисуют, превращая геометрические фигуры в настоящие или фантастические предметы. Очень любят ребята работать со сказками, изменять их, придумывать новый конец к сказке, добавлять героев в знакомые сказки, сочинять сказки новые и современные. Они настолько увлекаются процессом творчества и придумывания нового, что продолжают фантазировать и на прогулке, и, даже придя домой. Родители тоже не остаются в стороне, они ознакомлены с основными играми и методами ТРИЗ, поэтому и дома могут играть с детьми, помогая детям раскрывать свои творческие таланты. Недавно мы провели конкурс на лучшую сказку, написанную дома совместно родителями и детьми. Каждая семья постаралась на славу. Одни оформили сказку своими рисунками, другие нашли подходящие картинки. И сказки были необычные, хоть герои остались прежние. Мы читали все эти сказки с ребятами, просматривали иллюстрации. И сколько было гордости в глазах детей от сознания того, что они стали вместе с родителями сказочниками и сказки их оценили по достоинству. Очень интересно проходит занятие, когда после прочтения уже известных или новых сказок я предлагаю самим ребятам придумать другой конец к сказке или помочь герою выйти из сложного положения. Фантазия и творчество детей не иссякают.

Читаем с детьми сказки В. Богата «О маленьком львенке и умной черепахе», в которых нужно помочь львенку найти способы решения проблемы. Ребята придумывают такие варианты, что даже взрослый с большим жизненным опытом не придумает. Тут главное – не мешать активному творчеству, а поощрять, внимательно слушать, не исправлять.

Кроме сказок В. Богата, по ТРИЗ написано много интересных книг и сказок, которые я стараюсь использовать и читать детям. Это такие книги, как А, А Гин «Задачи - сказки от кота Потряскина», М. Н. Шустерман «Новые приключения Колобка», а также очень полезная и удобная в работе книга с краткими конспектами занятий для детей, рассчитанными на два года Гин С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду». Не обязательно использовать их дословно и подробно, можно взять лишь элементы, и занятие из обыкновенного уже превращается в интересное и, самое главное, побуждающее ребят мыслить и придумывать решение проблем самостоятельно, а не ждать подсказок взрослого, как это обычно бывает.

Я считаю, что использование ТРИЗ в работе с детьми, помогает не только в развитии творческих способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.

Как и почему люди становятся гениями – неизвестно. Но почти все гении, по крайней мере, обладают двумя общими качествами: они постоянно стремятся к достижению какой-либо цели и с самого детства чувствуют себя уверенно и спокойно. Причина их замечательного развития связана с тем, что их поощряли в раннем детстве и способствовали развитию способностей. Так давайте же и мы будем развивать своих детей, чтобы они выросли творческими личностями

Публикации по теме:

Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи Основная функция педагогики – воспроизводство культуры общества и передача существующей культуры подрастающему поколению. В связи с тем,.

ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Современное общество предъявляет новые требования.

Бинарное занятие с детьми среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет с элементами ТРИЗ «Веселая игротека» БИНАРНОЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (от 4 - х до 5 –ти) С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ Тема: «Веселая игротека Цель: • Учить детей.

Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста Доклад «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны.

Фотоотчет о работе кружка «Ловкие пальчики». Пластилинография в работе с детьми дошкольного возрастаФотоотчет о работе кружка «Ловкие пальчики». Пластилинография в работе с детьми дошкольного возраста «Волшебство с ребёнком вместе сотворим — в этом нам поможет пластилин!» Рисование пластилином - заиечательный по своим возможностям вид.

Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР. Целью использования данной технологии в коррекционной.

Как я использую элементы ТРИЗ в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны.

Музыкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья Ни для кого не секрет, что музыкальное воздействие.

Актуальность работы по ПДД с детьми дошкольного возраста Актуальность. Дети — это часть населения которая считается самой незащищённой уязвимой. Знакомясь с окружающим миром, они часто соприкасаются.

Логоритмика в работе с детьми старшего дошкольного возраста УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД №10.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальность применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 19:30
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД