Получи документы

Статья «Чистоговорки — эффективное средство развития речи»

Анастасия Ильина
Статья «Чистоговорки — эффективное средство развития речи»

«Чистоговорки – эффективное средство развития речи"

Для того, чтобы логопедическая работа была достаточно эффективной, нужно использовать упражнения в комплексе, то есть и для развития артикуляционного аппарата, и для развития слуха.

Публикация «Статья „Чистоговорки — эффективное средство развития речи“» размещена в разделах

В последнее время большой популярностью стали пользоваться логопедические чистоговорки. Само слово чистоговорка принадлежит В. Далю. Именно он ввел в научный язык народную терминологию: потешки, прибаутки, скороговорки. Но, Даль ставил знак равенства между скороговоркой и чистоговоркой. Сейчас же логопеды вкладывают в эти слова совершенно разный смысл.

Итак, чистоговорка созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу.

Используя чистоговорки в учебном процессе, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и прочее. Как всякая игра, чистоговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Вес лая и л гкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение чистоговорок.

Используются чистоговорки для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Как нелегко ребенку правильно проговаривать слова с теми звуками, которые он только-только научился произносить. Он уже понял, как расположить язычок или как вытянуть губы, но каждый раз ему приходится вспоминать об этом, если в слове попадается трудный звук. Но, проходит некоторое время, и никакие специальные усилия уже не нужны: и язычок, и губы, и зубы запомнили правильное положение и делают все сами, без усилий со стороны своего маленького хозяина, т. е. автоматически. И чистоговорки станут замечательным помощником ребенку в выработке того самого автоматизма.

Читая ребенку текст, выделяя голосом (длиной произношения, четкостью артикуляции) отрабатываемый звук – тем самым логопед облегчит ребенку процесс воспроизведения, ему не нужно самому тратить силы на поиск «трудного» звука в ряду множества слов.

Чистоговорки можно использовать и для развития у ребенка чувства рифмы. Ведь последнее слово в них само просится на язычок. Произнесите чистоговорку, забыв закончить. А ребенок пусть попробует сначала подсказать вам нужное словечко, а потом произнесет весь стишок сам. В подобные игры хорошо играть в дороге или в долгой очереди.

Чистоговорки необязательно произносить быстро, важно сказать отч тливо и без запинок. Отработка чистого, ясного, ч ткого произношения сопровождается повторением фраз. Взрослый читает чистоговорку, а ребенок отраженно повторяет строки. Хорошо, если взрослый походу чтения каждой чистоговорки будет схематично рисовать в тетради ребенка маленькие опорные картинки.

Ребенку гораздо интереснее проговорить и заучить чистоговорку, рассматривая забавные картинки, чем просто повторять за взрослым звуки и слоги. Причем первое время ребенок будет воспроизводить чистоговорку с помощью взрослого, а затем — самостоятельно. Можно писать ребенку буквы и слоги, называя их несколько раз. Эта тренировка впоследствии поможет быстрее освоить произношение трудных звуков в словах и предложениях. Она послужит хорошим началом дальнейшей логопедической работы.

С чистоговорками можно работать разными способами (упражнения с мячом) :

1. Пусть реб нок возьм т в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.

2. Пусть реб нок проговорит чистоговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

3. Проговорить чистоговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.

4. Предложите проговорить чистоговорку 3 раза подряд и не сбиться. Чистоговорки, нужны для автоматизации (т. е. для закрепления звуков, чтобы реб нок произносил их механически, не задумываясь каждый раз над тем, куда и как он ставит язык) и дифференциации (различения — часто дети путают звуки: с-ш, з-ж, ш-ж, с-з, р-л, рь-ль, ч-ть, щ-сь, ц-с и др.).

С помощью чистоговорок можно улучшить произношение реб нка на стадии автоматизации звука, когда реб нок без искажения произносит звук изолированно (например, "р-р-р", а в слогах, словах допускает ошибки в произношении. Возникают ошибки, оговорки, нелепицы, что воспринимается как забавное недоразумение, фокус. Вес лая обстановка (особенно, если разок другой ошиб тся взрослый, самое заинтересованное отношение родителей побуждает реб нка ещ и ещ раз пробовать победить себя, свой непослушный язык.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Синквейн как средство для развития речи. Часть 1.Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Многие педагоги используют в своей работе дидактический.

Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Чистоговорки — эффективное средство развития речи»
Опубликовано: 30 марта 2021 в 23:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД