МААМ-картинки

Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного развития детей 4–5 лет

Светлана Колтунова
Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного развития детей 4–5 лет

"Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного развития детей 4-5 лет"

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Важнейшее место в ряду человеческих способностей, обеспечивающих успех любого вида деятельности, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной и точностью улавливать и передавать нюансы внешних свойств предметов и явлений. Успех интеллектуального и эстетического развития, а также готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависят от уровня его сенсорного развития.

Публикация «Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного развития детей 4–5 лет» размещена в разделах

Как показали исследования психологов Л. А. Венгера, Н. Б. Венгера, А. В. Запорожца, Э. Г. Пилюгиной, В. С. Мухиной и др. значительная часть трудностей, возникающих у детей в ходе начального обучения (особенно в 1-м классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Это объясняется наличием проблем в области сенсорного развития личности. Истоки подавляющего числа способностей человека лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в ранние периоды детства. Так как именно данный возраст является сензитивным периодом для сенсорного воспитания. Но процесс сенсорного воспитания в данном возрасте не заканчивается, новые, более глубокие и сложные ориентировки продолжают формироваться на протяжении всего дошкольного и даже младшего школьного возраста. Так что же такое сенсорное развитие ребёнка?

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и так далее.

Особое значение сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигает перед педагогами дошкольных учреждений задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Как доказали исследования Л. А. Венгера, А. Л. Венгера, Н. Б. Венгера, Э. Г. Пилюгина, З. Богуславской, О. Дьяченко, сенсорные способности детей активно развиваются в дидактических играх. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной и другими свойствами предмета побудило учёных и практиков создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

При этом под дидактическими играми подразумеваются специально созданные взрослыми игры, выполняющие определённую дидактическую задачу, скрытую от ребёнка в игровой ситуации за игровыми действиями. А под дидактическими упражнениями понимаются многократные повторения ребенком умственных и практических действий заданного содержания, предполагающее применение знаний в действии, что и определяет их обучающее и развивающее значение.

Для сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста можно включать в их деятельность дидактические игры и упражнения, в основе которых лежат элементы программы по сенсорному развитию детей Марии Монтессори, использование рекомендаций Е. И. Тихеевой, Л. А. Венгера, Э. Г. Пилюгиной и других авторов. При этом в детском саду особое внимание следует уделять игрушкам определённого цвета, разного размера и фактуры. Необходимо продумать систему использования этого материала, как в организованной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

В группе детского сада может быть создан специальный уголок, в котором будут собраны дидактические игры и пособия сенсорной направленности.

Примерный перечень дидактических игр сенсорной направленности в средней группе детского сада:

- пособия, изготовленные своими руками:

"Разноцветные коробочки" (на дифференциацию цвета);

«Город фигур» (для различения форм, цвета, ориентировок в пространстве);

«Пчёлка» (на дифференциацию цвета, ориентировок в пространстве);

- "Монтессори – материал" («Тактильные дощечки», «Коробочки с запахами», «Весовые тактильные мешочки», «Тактильные разноцветные мешочки», «Башня», «Геометрический комод», «Звучащие окошечки», «Песочная картина» и так далее.);

- дидактические игры промышленного производства (различные лото, домино, шнуровки, мозаики, вкладыши, пирамидки, сортеры, наборы геометрических фигур, палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша).

Все эти игры должны быть систематизированы и разделены по следующим направлениям:

Развитие мелкой моторики;

Ориентировка в цвете, форме, величине;

Развитие обоняния;

Дифференциация слуха.

Дидактические игры-занятия лучше всего проводить с детьми, которые организовываются с подгруппами детей, а также индивидуально, в течение всего учебного года.

На дифференциацию цвета можно использовать такие игры и упражнения, как, - «Разноцветные обручи», «Цветной волчок», «Радуга», «Орнамент», для различения форм – «Фигуры из палочек», «Чудесный мешочек», «Подбери по форме», «Составные картинки», для различения величины – "Пирамидки", «Построим лесенку», «У кого какая вещь?», «Что там?», а также комплексные игры и упражнения – «Назови цвет и форму», «Магазин», «Украсим кукольные платья», «Заплатки» и т. д. Эти занятия лучше проводить регулярно, повторяясь с небольшими изменениями и постепенным усложнением материала и самих заданий детям.

Сформированные в играх сенсорные навыки закрепляются в разных видах продуктивной деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, по аппликации, в конструировании).

Для сенсорного развития детей важную роль играет заинтересованность и осведомлённость родителей в данном направлении. В ходе индивидуальных и подгрупповых бесед и консультаций, родительских собраний, с помощью статей в «Уголке для родителей» родителей можно знакомить с информацией о значимости сенсорного воспитания детей, давать рекомендации о том, чем можно и нужно заниматься с детьми дома.

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать выводы о том, что сенсорное развитие детей среднего возраста будет протекать успешнее:

при условии знания педагогом возможностей и учёте индивидуальных особенностей детей;

при наличии в группе хорошо оборудованной развивающей среды;

при системном использовании специально отобранных дидактических игр и упражнений;

при согласованной работе педагогов и родителей.

Публикации по теме:

Игры для сенсорного развития детейИгры для сенсорного развития детей "Игры для сенсорного развития детей" Уважаемые коллеги! предлагаю вашему вниманию игры изготовленные своими руками для сенсорного развития.

Дидактические игры для сенсорного развития детей своими рукамиДидактические игры для сенсорного развития детей своими руками Сенсорное воспитание — целенаправленное совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятии, представлений о внешних свойствах предметов:.

Дидактические игры для сенсорного развития дошкольниковДидактические игры для сенсорного развития дошкольников Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию игры.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Консультация и презентация «Бизиборд как средство сенсорного развития детей 3–4 лет» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «ТОПОЛЁК» Презентация: «Бизиборд-как средство.

Дидактические игры для сенсорного развития детейДидактические игры для сенсорного развития детей Проблема формирования сенсорных эталонов детей в истории педагогики всегда занимала достойное место, этой проблемой занимались такие учёные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения как средство сенсорного развития детей 4–5 лет
Опубликовано: 4 февраля 2021 в 16:55
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД