МААМ-картинки

Фольклор как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Александра Абдулина
Фольклор как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, народным традициям. Традиционная культура – духовная основа самосохранения народа. В первые годы жизни ребёнка русская картина мира формируется у него естественно, благодаря народному фольклору и лучшим произведениям отечественных классиков.

Публикация «Фольклор как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В образах русской культуры, представленных в сказках, колыбельных, закличках, играх, сконцентрирована мудрость народа, его оптимизм, всемирная отзывчивость всему лучшему, что есть в мире. Прочувствовав образы русской культуры, ребёнок научится созидать мир на основе красоты и добра, так как эти ценности являются основополагающими в общении людей с природой и друг с другом, потому что главное у любого человека – это его Родина.

Русские народные песни стоят в ряду самых ярких и значительных явлений в художественном наследии русского народа.

Важную роль народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, Т. С. Комарова, М. А. Медведева, Н. А. Ветлугина). Ими было доказано, что народное искусство может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях, вечерах досуга, фольклорных праздниках и в других видах деятельности, если оно способствует воспитанию самостоятельности, активности и творчества.

В нашем детском саду уделяется большое значение нравственному, художественно-эстетическому воспитанию. В своей работе мы применяем пословицы, колыбельные песни, где отражена любовь родителей к детям. Особенно много тех, в которых говорится о нежной материнской любви и добром материнском сердце: «Дитя хоть и хило, да отцу с матерью мило», «Сердце матери лучше солнца греет», «Мать кормит детей, как земля людей», «Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет», «Мать приветная – ограда каменная».

О труде, работе, мастерстве, ремёслах много сложено пословиц и поговорок, песен, где воспевается труд, трудолюбие: «Праздность – мать пороков», «Без труда – не вытащишь рыбку из пруда», «Без дела жить – только небо коптить», «Не печь кормит, а руки», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «О добре хвалиться, есть чем похвалиться», «Труд человека кормит, а лень портит». В русских народных песнях также воспевается труд и любовь к нему «Посею лебеду на берегу», «Во кузнице».

Чтение художественной литературы (сказки, былины) позволяет познакомить детей с трудолюбивыми героями, мастерами своего дела, умельцами, рукодельницами, а также раскрывает отрицательное отношение к лентяям, бездельникам, лодырям. Так при организации трудовой деятельности нами широко применяются пословицы, поговорки о значимости труда.

В совместной деятельности мы используем различные виды народного искусства – устного народного творчества, музыкального, декоративно – прикладного, элементы русского костюма, музыкальные инструменты для сопровождения художественной деятельности.

Театрализованная деятельность детей также влияет на развитие художественных способностей, эстетического вкуса и коммуникативных навыков, а также способствует нравственному воспитанию детей.

Дети всех народов играют на свежем воздухе. Так, и в нашей группе организуются традиционные русские народные игры: «Жмурки», «Городки», «Бабки», «Ручеёк», проводятся календарные бытовые праздники и развлечения «Рождественские колядки», «Масленица». Игры способствуют сопереживанию, взаимопомощи, взаимовыручке, умению общаться.

Знакомство с музыкальным фольклором в нашем дошкольном учреждении, осуществляется на музыкальных и других занятиях, повседневной жизни, на досугах, в процессе народных праздников. Оно вызывает интерес у детей, приносит им чувство радости, создает хорошее настроение, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие, снимает чувство беспокойства.

Совместно с музыкальным руководителем нами разработаны и проведены тематические занятия, вечера досуга, направленные на ознакомление дошкольников с русскими народными песнями, музыкой. Такие мероприятия наиболее эффективно способствуют развитию творческой активности детей, решению задач нравственного и эстетического воспитания – уважения к своему народу, к труду народных мастеров, гордость за их талант и труд, за русское народное искусство, любовь к Родине.

На занятиях по музыкальному развитию детям предлагается прослушивание народных мелодий, песен «Дубинушка», «Разовьём мы берёзу, разовьём мы кудряву». Знакомим с русскими народными традициями. Своеобразным символом России выступает белая берёза. С берёзой связан народный праздник Пасхи. Это самый древний праздник, на котором водили хороводы «Во поле берёзонька стояла», девушки плели венки и гадали о будущем. С утра до ночи водились женские хороводы. И берёзка символизировала это таинство, выступая как подлинное Дерево жизни. При разучивании движений русского народного танца «Березонка» дети учатся двигаться спокойно и грациозно. Также, в работе с детьми изучаем и народные песни, как один из видов музыкального фольклора. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы – характерные черты русского песенного народного творчества. Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Некоторые из них протяжные, распевные. Особенно прелестны колыбельные песни «Котя, котенька, коток», «Идёт коза рогатая». Детям они близки и понятным по содержанию и выразительности. Русские народные песни ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, вселяют в них жизнелюбие, чувство юмора.

На наш взгляд, народный песенный материал помогает эффективно решить задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей.

Проводя беседу с родителями, выяснили, что родители исполняют дома с детьми только современный репертуар и почти не поют русских народных песен. Мы стали привлекать родителей к оформлению уголка народного быта с набором предметов декоративно – прикладного характера (русские музыкальные инструменты, элементы костюмов и хозяйственной утвари, альбомы иллюстраций).

Для сохранения и утверждения исконных народных культурных традиций, художественно – эстетического образования, нами разработан комплекс тематических занятий и бесед- концертов: «Музыка – душа народа», «Автор русских народных песен - народ», «Композиторы – классики и народная песня», «Русские народные песни в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Приобщение к фольклору достигается в результате активной творческой деятельности детей : декоративное оформление деталей костюмов и элементов украшений для праздников, создание на посиделках изделий для ярмарки, пение в процессе этой деятельности народных песен, затем весёлые хороводы, пляски, выступления на праздниках. В процессе этой работы формируется эстетическое отношение и оценка, развитие памяти, мышления, воображения.

Родители являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса, принимают активное участие в подготовке к праздникам: «День Матери», «Праздник Осени», «Новогодние приключения», а в инсценировках сказок, например, «Муха - цокотуха», «Двенадцать месяцев» исполняют роли.

Использование в работе с детьми разнообразных методов и приёмов по ознакомлению с фольклором позволили сформировать у детей эстетическое восприятие, развитие их творческой активности, которая выражена в стремлении дошкольников широко использовать созданные ими по народным мотивам импровизации в игре, самостоятельной деятельности, праздниках, развлечениях, в желании исполнять народные песни, пляски, хороводы, игры. Произведения фольклора не только развивают устную речь ребёнка, но также способствуют освоению нравственных норм.

Используемая литература:

1. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребёнка» М., 2008г. – 414 с.

2. Капица О. И. «Детский фольклор» Л., 2017г. – 320 с.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» Детство-Пресс., 2017г. – 304 с.

4. Ланцов М. Н. «Музыкальный фольклор», методическое пособие, 2012г. – 88 с.

5. «Народная культура и традиции» Косарева В. Н., Волгоград, издательство «Учитель», 2019г. -159с.

Воспитатели МАДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 182» Евдокименко Валентина Владимировна, Абдулина Александра Сергеевна

Публикации по теме:

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаЭкран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 марта 2020 в 11:44
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД