Папки-передвижки

Формирование нравственных качеств у дошкольников с ОВЗ

Эльвира Цаер
Формирование нравственных качеств у дошкольников с ОВЗ

Статья: «Формирование нравственных качеств у дошкольников с ОВЗ»

Автор: Цаер Эльвира Витальевна, воспитатель МБДОУ №146 "Детский сад

комбинированного вида" г. Кемерово

Всероссийская научно-практическая конференция: «Обучение и воспитание детей с ОВЗ: современная практика и взгляд на будущее»

На современном этапе развития образования нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. В контексте Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ, одной из приоритетных задач духовно-нравственного воспитания является формирование у детей нравственных чувств и оценок, формирование нравственного сознания, опыта поведения, которое соответствует принятым нормам и традициям [5].

Публикация «Формирование нравственных качеств у дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах

В дошкольном возрасте у детей с ОВЗ начинается формирование и воспитание нравственных качеств. Положительные качества поведения нужно прививать в системе, начиная с первых лет жизни и обеспечивая его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Ребенок с ОВЗ по своему поведению мало отличается от детей с нормальным развитием, а несформированность различных качеств можно назвать результатом недостаточного воспитания. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, так как это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья не должны быть изолированы от своих сверстников, а наоборот, общаться с ними, что играет большую роль, не только в формировании нравственных качеств, но и в социальной адаптации.

Обязательным условием успешного нравственного воспитания – являются отношение взрослых к детям и взаимоотношения между взрослыми и детьми. В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов: патриотическое воспитание; формирование духовности обучающихся через отношение к литературе и

средствам массовой информации; эстетическое развитие детей; формирование потребности в здоровом образе жизни. Педагоги и родители должны постоянно показывать пример. Они дают детям «модель поведения», демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм морали, этикета. Во время пребывания в детском саду происходит обмен способами и навыками общения. На наш взгляд, одним из самых важных нравственных качеств является воспитание вежливости. Вежливость очень важное нравственное качество в современном подходе к воспитанию ребенка, как к личности. В нашей группе мы придерживаемся таких традиций как: «Круг этикета», «Уроки тетушки Совы», где дети знакомятся с вежливыми словами и выражениями, а затем применяют их в режимных моментах, в разных видах детской деятельности. Каждое утро воспитатель приветствует детей «С добрым утром!». При организации детей на утреннюю зарядку, используем: «На зарядку, на зарядку становись.», после ее окончания спрашивает: «Здоровье в порядке? Спасибо, зарядке? Дети отвечают: «Спасибо, зарядке»! Во время приема пищи желаем всем приятного аппетита, после благодарим.

Формирование нравственных качеств происходит и в игровой деятельности. При подборе игр и упражнений учитываем специфику нарушения развития ребенка и его возрастные и индивидуальные особенности.

Так при первом знакомстве с ребёнком используем игру «Назови себя» направленную на формирование умения представлять себя другим детям. В ходе игры предлагается представить себя, назвав свое имя так, как ребёнок хотел, чтобы его называли в группе. Для воспитания доброжелательного отношения детей друг к другу используем игры «Позови ласково», «Волшебники». Во время игры «Передача чувств» развиваем умения передавать эмоции с помощью невербальных средств. В игре воспитатель просит детей передать по цепочке чувство с помощью мимики, жестов, движений.

Большую роль при формировании у детей с ОВЗ нравственных качеств, воспитании чувств, гуманных отношений, отводится устному народному творчеству: сказкам, пословицам, песням и т. д. Которые способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемому событию, к природе, к героям, к персонажам, к окружающим их людям, к действительности.

Начиная с младшей группы, дети с ОВЗ знакомятся со сказками «Репка», «Колобок», «Лиса и петух», «Заюшкина избушка» и др. с целью выявления способности к анализу и оценки поступков других (героев сказок, умения сравнивать себя с ними. Сказки также учат правильному принятию решений, помогают усваивать основные нравственные нормы. Через эти сказки можно прививать детям любовь к животным, заботу о них.

Особую роль в формировании нравственности у дошкольников с ОВЗ играет и четкий распорядок жизни детского сада, оснащенность группы и участка необходимым материалом, оборудованием, педагогически целесообразное их расположение и использование. Во время прогулок наблюдаем за трудом взрослых, за растениями, животными, насекомыми, это позволяет детям добыть новые знания об окружающем, о человеке, как части природы и тем самым укрепляется желание детей охранять природу, оберегать ее. У детей формируются проявления разумности и гуманности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по нравственному воспитанию детей- дошкольников с ОВЗ ведется ежедневно во всех видах детской деятельности и в совместной деятельности ребенка и взрослого. Результаты диагностического исследования нравственного воспитания детей нашей возрастной группы говорят о том, что дети с ОВЗ дружелюбны к окружающим, способны контролировать свои поступки, вежливы, они принимают активное участие в своем нравственном развитии.

В практической работе по нравственному воспитанию детей с ОВЗ считаем, что воспитание и развитие социально-нравственных навыков и привычек является важной частью формирования нравственного поведения и становления личности. И главная роль в этом процессе отводится

непосредственно родителям и педагогам. Подводя итоги, можно сделать вывод, что дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в социально-нравственном становлении личности ребёнка с ОВЗ. Складывающиеся социально-нравственные привычки дошкольников отражаются на его поведение, речи, отношении к окружающему миру, к окружающим людям.

Литература:

1. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель - дети. - М. : 1985. - 204с. – Текст: непосредственный.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М. : 1999. - 215с. – Текст: непосредственный.

3. «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» No8(24) 2018 Alley-science.ru (дата обращения 30.11.2020). – Текст: электронный.

4. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Н. М. Назаровой. - 10-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 395 с. б) дополнительная литература: 1. Банч, Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г. Банч // Аутизм и нарушения развития. – 2010. – № 3. – С. 50-67. – Текст: непосредственный.

5. ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Приказ Минобрнауки РФ № 1598 от 19.12.14. – URL : https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/– Загл. с экрана. – Яз. рус. (дата обращения 30.11.2020). – Текст: электронный

Публикации по теме:

«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств у дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 7 декабря 2020 в 17:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД